Тема « Произношение и обозначение на письме согласных звуков»
Цели урока: учить правильному произношению и написанию парных согласных на письме;
-учить проверять правописание парных согласных в конце слова.
Прогнозируемые результаты: сформировать умение проверять написание парных согласных в слабых позициях.
Учебные пособия: учебник, рабочая тетрадь, рисунок ребуса, рисунки (медведь, лев, крокодил, заяц, слон, еж, жираф, верблюд, волк).
Ход урока.
-
Орг. момент.
Прозвенел долгожданный звонок
Начинается новый урок.
Вы проверьте,
Все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки.
Дневничок лежит на парте?
Ну, тогда и все в порядке.
-
Мотивация учебной деятельности.
1.Минутка чистописания.
-Какие буквы здесь написаны: вдб тпф?
-Что общего вы увидели в этих буквах?
- Какая тема сегодня на уроке? (Правописание слов с парными согласными).
(Запись букв в рабочей тетради)
2. Словарная работа.
Отгадайте ребус.
-Машина.
-Каких родственников вы можете пригласить к этому слову?
(Машинка, машинный, машинист).
-Какая безударная гласная во всех этих словах?
-Составьте предложения с этими словами.
- Прочитайте поговорку с этим словом:
М.ш.на любит ласку, чистоту и смазку.
-Какое опасное место встретилось еще в этом слове?
3. Целеполагание.
- Прочитайте слова:
медведь, лев, крокодил, заяц, слон, еж, жираф, верблюд, волк.
- Каким одним словом можно объединить их?
-На какие 2 группы разделите эти слова?
-Назовите слова, в которых на конце слова произносим парный согласный звук.
-Что происходит с этим звуком?
- Что нам нужно делать, чтобы правильно написать эти слова? (нужно проверять).
Вывод: - почему надо проверять слова с парным согласным звуком?
-Чему мы с вами будем учиться? (проверять написание слов с парным согласным звуком)
- На уроке мы должны ответить на вопросы:
Что
Где надо проверять?
Как
- На какие вопросы мы уже можем дать ответы?
- Что надо проверять? (парные согласные: б п, в ф, г к, ж ш, з с, д т)
- Где надо проверять? (на конце слова)
- Как надо проверять? (правило)
-Для того, чтобы нам было легче применять правило, мы будем пользоваться алгоритмом.
Алгоритм:
- Читаю слово ….
- Слышу звук ….
- Изменяю слово….
- Проверяю…
- Пишу букву…
III. Работа по теме урока.
1.Проверка написания слов с парным согласным на конце слова.
-Какой способ проверки согласного использовали?
Отгадайте загадки.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Медведь
Сколько их?
-Как сказать, когда их много?
-Какой звук слышим перед гласным –и- на конце слова?
медведи- медведь
(запись слов на доске и в тетради по очереди)
львы- лев
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток ни одной.
(ёж)
ежи –еж
Он ходит голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что он.
(Жираф)
жирафы-жираф
верблюды – верблюд
Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
(Волк)
волки – волк.
-Какой способ проверки слов вы использовали? ( после согласного звука стоит гласный звук)
-Что для этого делали? (Изменяли слово)
2. Работа с правилом учебника. Стр.107.
-Прочитайте первую часть правила
-Какой вопрос можно задать к этой части правила?
- Прочитайте 2 часть правила.
-Какой вопрос можно задать к этой части правила?
3.Закрепление материала.
Упражнение № 153 стр 107.
Работа с загадкой.
Упражнение №151.
-Назовите слова, которые требуют проверки написания?
Вывод-обобщение: -почему нужно проверять парные согласные в словах?
-Как их надо проверять?
-Что для этого нужно делать?
Тест.
- обведи парные согласные:
Б, р, с, х, д
- обведи слова с парной согласной на конце:
Кот, дом, рак, луг, нос:
- вставь букву:
Ду., зу., моро., арбу., су.
IV. Релаксация.
- Ребята, чему мы учились на уроке?
-Понравился ли вам урок?
-Кому было трудно работать на уроке?
- Кто еще не знает как проверить парный согласный в конце слова?
V. Д/з. стр. 107, упр.152.