kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Орфограмма в корне слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения урока призваны систематизировать знания обучающихся о корневых орфограммах и способах их проверки, развивать речь, мышление, память, прививать любовь к русскому языку. Урок построен в форме увлекательного путешествия по орфографическим островам. В ходе урока дети разработают памятки  "Как правильно списывать", "Как писать без ошибок", "Как искать проверочные слова для корня", "Как правильно исправить ошибку".

 

 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Орфограмма в корне слов" »

Урок русского языка в 3-м классе «Корневые орфограммы»


Цель создание условий для формирования навыка безошибочного письма безударных гласных и парных согласных в однокоренных словах.
Согласно ФГОС реализация планируемых результатов с помощью УУД.
1 - коммуникативных:
совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке ;
- познавательных:
умение ориентироваться в своей системе знаний,
-  регулятивных: умение определять и формулировать цель ;


Задачи:

  1. Обобщить знания, умения и навыки учащихся об изученных орфограммах в корне слова.

  2. Закреплять орфографические умения учащихся:

  • написания словарных слов;

  • обнаруживать орфограммы;

  • работать с корневыми орфограммами;

  • применять орфографические правила.

  1. Формировать навыки контроля и самоконтроля.

  2. Учить работать с памятками, пользоваться словарём.

  3. Активизировать познавательную деятельность учащихся.

  4. Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование:

Каритинки "остановок" для путешествия: Остров безударных гласных, Остров парных по глухости-звонкости согласных, Остров непроизносимых согласных, Остров безграмотных;

 Памятки "Как правильно списывать", "Как писать без ошибок", "Как искать проверочные слова для корня", "Как правильно исправить ошибку";

Схемы для работы с новым словарным словом

Ход урока:

  1. Орг. момент.

     - Сегодня у нас не совсем обычный урок: мы отправимся с вами в путешествие. Вы готовы к дальней дороге?

     - Запишем дату отправления в нашем бортжурнале. Кто знает, что такое «бортжурнал»? Для чего он предназначен?

     Учитель записывает дату и вид работы на доске, ученики – в тетрадях.

  1. Чистописание.

     Учитель делает показ на доске:  Кк

     - Подумайте, куда мы с вами отправимся:

Кругом вода,

А с питьём – беда.  (океан)

     - На каком виде транспорта мы отправимся в наше путешествие:

Ходит город-великан

На работу в океан.  (корабль)

     - Кто будет управлять нашим судном:

Может, ты на корабле бывал

И в руках держал штурвал?

По океанам и морям        

Ведёт корабль … (капитан)

     - Что поможет нам не сбиться в пути:

И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

А ведёт нас за собой.  (компас)

     Ученики записывают отгадки в тетрадях, учитель – на доске: океан корабль капитан компас

     - Проверьте правильность написания слов, поставьте ударения, выделите орфограммы. Как проверить написание безударных гласных в данных словах? (Проверить невозможно, т.к. это словарные слова, их написание нужно запомнить.)

    Большому кораблю – большое плаванье.

    - Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете это выражение, когда так говорят?

    - Спишите. Пользуемся памяткой:

«Как правильно списывать?»

1. Прочитай и повтори, чтобы понять и запомнить.

2. Отметь опасные места.

3. Прочитай вслух так, как написано.

4. Повтори, не глядя на запись.

5. Пиши по памяти, диктуя себе, как было написано. Отмечай опасные места.

6. Проверь себя.

   

  - Поставьте ударения, выделите орфограммы, объясните их написание. Пользуемся памяткой:

«Как писать без ошибок?»

1. Ищем орфограмму.

2. Определяем тип орфограммы.

3. Вспоминаем правило.

4. Применяем правило или ищем помощи в словаре.

5. Проверяем написанное.

  1. Словарная работа.

     - Чтобы отправиться в дальнюю дорогу, сделаем запас провизии.

     Запись под диктовку словарных слов. Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.

     Помидор, морковь, капуста, огурец, картофель, чеснок, фасоль.

     Исследование словарных слов.

     а) Лексическое значение

     - Как назвать все данные слова одним словом? (Овощи)

     - Почему мы возьмём с собой так много овощей?

     б) Фонетическое значение

     - В каких словах букв больше, чем звуков? (Морковь, картофель, фасоль)

     - В каких словах все согласные твёрдые? (Капуста)

     в) Орфографическое значение

     - Можно ли проверить написание безударных гласных в этих словах? Что нужно сделать? (Запомнить словарные слова)

  1. Знакомство с новым словарным словом.

     - Во время путешествия важно, какая будет стоять погода. Найдите слово «погода» в орфографических словарях («Орфографический словарь» Е.Н. Леонов. – М.: АСТ-пресс, 1995) Запишите его в тетрадях, поставьте ударение, выделите орфограмму.

     - С помощью схем подберите и запишите родственные слова к слову «ветер».

     Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.

        V. Сообщение темы урока.

- Наш корабль держит курс в открытый океан. В океан орфографических правил. Сегодня на уроке  узнаем, умеете ли вы исследовать корневые орфограммы.

1-ая остановка «Остров безударных гласных в корне»

- Нас встречает королева Ударение. Почему у неё такое имя?

- Акулы, которые плавают вокруг этого острова, съели все безударные гласные. Выполните задание королевы Ударение, верните гласные назад. Но помните:

Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно.

А на письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный стал под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

ТРЕНИРОВКА.

1. Выпиши слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением». 
Гриб, грибок, вода, водичка, рука, земля, садовый, речка, трясёт, висит, огурец, стена, окно, полёт, листок, листик 

2.Спиши, вставь пропущенную безударную гласную, проверь. Подчеркни Б/ГЛ в данном слове в слабой позиции одной линией (неустойчивая позиция - на одной "ножке"), а ударную гласную в проверочном слове - двумя линиями (на двух ножках - устойчивая позиция). 
Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щенка), разв…вать (память), разв…вать (по ветру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, обн…жженные, просв…щение, посв…щение, разр..дить (обстановку), разр…дить (морковь), затр…петать, ст…рожил (избушку), местный ст…рожил, в…лнение. 

     

Проверка выполненного задания. Ученики одновременно осуществляют самоконтроль и контроль тех, кто работал у доски.

     Далее ученики делают коллективный вывод о написании безударных гласных в корне слова.

VI.   Физминутка.

VII. Продолжение работы по теме урока.

2-ая остановка «Остров парных по глухости-звонкости согласных»

На этом острове живёт принц Гласный и его свита В, Й, Л, М, Н, Р.

- Вы должны показать умение обозначать на письме парные согласные:

Чтоб поменьше было случаев неясных,

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтоб не путать звонких и глухих…

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся твёрдого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Игра «Не подведи свой ряд»

ска-ка шала- ша-ка

кру-ка стру-ка око-ко

ко-ка клю- берё-ка

сугро- игру-ка шу-ка

- Пользуемся памяткой «Как искать проверочные слова для корня?»

       Проверка выполненного задания. Самоконтроль и контроль одноклассника, работавшего у доски.

Далее ученики делают коллективный вывод о написании парных согласных в корне слова.

VIII. Гимнастика для глаз.

IX. Продолжение работы по теме урока.

3-я остановка «Остров непроизносимых согласных»

- На этом острове много вулканов. Когда они извергаются, то земля сильно трясётся и некоторые согласные теряются – это В, Д, Л, Т.

- Исправьте ошибки, которые возникли из-за того, что некоторые согласные потерялись. Выпишите слова с непроизносимой согласной, разберите слова по составу, устно подберите проверочные слова. Помните:

Порой в словах встречаются

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать, неясно вам…

Чтоб знать, как писать,

Надо слово изменять.

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.

      Ученики работают в тетрадях, один – у доски.

- Пользуемся памяткой «Как искать проверочные слова для корня?»

 Я подъезжаю к родной деревне. Передо мной расстилается знакомая м______________ ть. Всё вокруг мне из_________но до мелочей. Но почему же так сильно стучит в груди с____________? И почему как-то особенно сияет в небе летнее с_____________?Меня переполняет ч__________во радости, восторга, с___________я.

Индивидуальная работа (карточка).


Парустник шёл на всех парусах. Солнце сияло, и ничто не предвещало бурю. Однако капитан заметил тёмное пятно на горизонте. Это – предвесник ненастья. Опастно встречать бурю со всеми парусами. Порывы ветра сломают мачты как тросник. Капитан это знал и приказал убрать паруса. Яросный порыв ветра ударил по парустнику. Началась буря. Но ненасная погода не могла серьёзно повредить корабль. Матросы успели подготовиться к шторму.

    Парусник, предвестник, опасно, тростник, яростный, ненастная…

      - Подберите ещё по два слова с непроизносимой согласной в корне.

       Проверка выполненного задания. Самоконтроль и контроль одноклассника, работавшего у доски.

Далее ученики делают коллективный вывод о написании непроизносимых согласных в корне слова.

- Прочитайте следующие строчки, скажите, о ком это говорится?

С зубастой длинной рыбкой

Знакомство было бы ошибкой.

- Подберите синонимы к слову «знакомство». Какие орфограммы встретились в этом слове?

- Найдите слова с парными согласными в корне, подберите проверочные.

Ученики проговаривают строчки хором. Учитель закрывает запись на доске. Ученики записывают предложение по памяти.

- Пользуемся памяткой «Как правильно списывать?»

Далее учитель открывает запись, и ученики сверяют написанное на доске и в тетрадях. Исправляют ошибки.

- Пользуемся памяткой:

«Как правильно исправить ошибку?»

1. Найди ошибку.

2. Определи, в какой части слова допущена ошибка.

3. Выпиши слово с окошком на месте той буквы, которая выбрана неправильно.

4. Подумай, какое правило надо применить.

5. Примени правило или воспользуйся словарём.

6. Напиши букву.

7. Вернись к тексту, где была ошибка, и исправь её.

 X. Итог урока.

4-ая остановка «Остров безграмотных».

На этом острове живут пираты. Чтобы никогда больше не встречаться с ними, вам нужно выполнить правильно домашнее задание.

Ученики получают индивидуальные домашние задания на карточках.

- Какие выводы вы сегодня сделали на уроке?

Повторяются выводы о правильном написании словарных слов, безударных гласных в корне, парных по глухости-звонкости согласных в корне, непроизносимых согласных в корне.

- Что понравилось на уроке? Что не понравилось?

- Урок окончен!

Литература:

Волина В.В. "Учимся играя" - М.: Новая школа, 1994

Жиренко О. Е. и др. "Учим русский с увлечением" Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. - М.: 5 за знания, 2005

Рамзаева Т. Г. Учебник "Русский язык" в 2-х честях. 3 класс. - М.: Дрофа, 2008

Леонов Е. Н. "Орфографический словарь" - М.: АСТ-пресс, 1995





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока русского языка по теме "Орфограмма в корне слов"

Автор: Изместьева Галина Николаевна

Дата: 17.12.2014

Номер свидетельства: 145116

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Правописание безударных гласных в корне слова»"
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekturokarusskoghoiazykav3klassienatiemupravopisaniiebiezudarnykhghlasnykhvkornieslova"
    ["file_id"] => string(6) "289705"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454853106"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока русского языка  3 класс  по теме «Правописание парных согласных»"
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekturokarusskoghoiazyka3klasspotiemiepravopisaniieparnykhsoghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "266856"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450263539"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ»."
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekturokarusskoghoiazykavusloviiakhriealizatsiifgosv5klassiepotiemiebukvyoavkornielaglozh"
    ["file_id"] => string(6) "332717"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465132203"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка "Как проверить орфограммы в высказывании""
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekturokarusskoghoiazykakakprovieritorfoghrammyvvyskazyvanii"
    ["file_id"] => string(6) "271714"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451743146"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "План-конспект урока русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова" (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(97) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "313194"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459440969"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства