Конспект урока русского языка на тему: «Учимся различать глаголы на -ТСЯ и –ТЬСЯ»
Конспект урока русского языка на тему: «Учимся различать глаголы на -ТСЯ и –ТЬСЯ»
-наНа данном уроке дети учатся правильно ставить вопросы к неопределенной форме глагола и глаголам 3-го лица ед. и мн. числа. У учащихся развиваются навыки правильного, безошибочного написания глаголов с -ться и -тся. Одним из главных методов на данном уроке является проблемно-поисковой, так как учащиеся стремятся к самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы и выполнению заданий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему: «Учимся различать глаголы на -ТСЯ и –ТЬСЯ» »
Тема: «Учимся различать глаголы на -ТСЯ и –ТЬСЯ»
Цель: формирование умений различать глаголы на -ТСЯ и -ТЬСЯ.
Задачи:
-научить детейставить вопросы к неопределенной форме глагола и глаголам 3-го лица ед. и мн. числа;
-развивать навыки правильного написания глаголов на -ТСЯ и –ТЬСЯ;
-воспитывать бережное отношение к учебникам.
Оборудование: учебник русского языка (4 класс), методическое пособие, демонстрационный материал, тетрадь, ручка.
Ход урока:
I.Организационный момент (1 мин.)
-Здравствуйте, ребята!
Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
-Открываем наши тетради, записываем число, классная работа (выделяем орфограммы) – первый ряд по цепочке комментирует.
На доске написаны анаграммы.
У А М С М (сумма)
Б А О С Т З Р Н (разность)
А О Л Л Г Г (глагол)
О Е А С Т Ч Н (частное)
-Ребята, расшифруйте анаграммы, найдите «лишнее» слово. (Глагол – часть речи, сумма, разность, частное – название математических действий.)
-Итак, тема нашего урока – «Глагол».
II.Минута чистописания (10 мин.)
-Сравните информацию в верхних клетках и в нижних, найдите в ней логическую связь. Это даст возможность заполнить пустую клетку.
На доске нарисована таблица.
УПАЛА
КРУПНАЯ
КАПЛЯ
?
П
С
(Капля – существительное, крупная –прилагательное, упала – глагол, значит, вместо знака вопроса должна быть буква Г.)
На доске появляется другая таблица:
ДОМ
ПЕЧЬ
КУСТЫ
О
Е
?
(В слове ДОМ гласный звук О, в слове ПЕЧЬ – Е, а в слове КУСТ – У.)
На доске третья таблица:
1
3
13
А
В
?
(В алфавите первая буква А, третья – В, тринадцатая – Л.)
-Какое слово можно составить из этих букв? (ЛУГ.)
-Как превратить слово ЛУГ в слово ВОР? (Луг – лог – лом – ком – кол – вол – вор.)
-Записываем с тетрадь показы:
У луг – лог – лом – ком – кол – вол - вор
Л
III. Словарный диктант (5 мин.)
(упр. 367).
1) Республика, Россия, русский язык.
2) Ракета, рассказ, рисунок, редис.
IV.Сообщение темы урока. Объяснение нового материала (2 мин.)
Работа по таблице (стр.114). Вопросы: На какие вопросы отвечает глагол в неопределенной форме? (Что делать?) На какие вопросы отвечает глагол 3-го лица ед. или мн. ч.? (Что делает? Что делают?)
-Как пишутся глаголы? В чем разница?
-Глаголы с суффиксом -ся называются возвратными. Почему? Раньше частичка -ся была самостоятельным словом и обозначала себя. Потом она превратилась в суффикс -ся: умываться (сам себя умываю), одеваться(сам себя одеваю), причесываться(сам себя причесываю).
V.Работа над темой урока (19 мин.)
-Итак, начинаем нашу работу!
1) Упр. 358. Прочитать стихотворение Б. Заходера. Найти глаголы. Объяснить их написание. Устно.
Что может, ребята,
Присниться моржу?
Никто вам не скажет,
А я – расскажу.
Снятся моржу хорошие сны.
Африка снится,
Львы и слоны.
Но и не пробуй
К нему прикоснуться,
Потому что он может проснуться. (Б. Заходер)
2) Упр. 359. Списать, вставляя пропущенные буквы. Укажи глаголы в неопределенной форме и глаголы 3-го лица. Выполняем упражнение в тетради, один ученик у доски записывает предложение и комментирует.
1. Бьется лебедь средь зыбей, коршун носится над ней. 2. Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было бросаться в море. 3. Уляжется медведь в берлогу, так и спит до весны. 4. Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани, в реке, в ручейке, в океане.
Физкультминутка (1 мин.):
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше. Вместе с ребенком (или детьми в классе) имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.
3) Упр. 360. Прочитать текст. Поставить вопросы к выделенным глаголам. Вставить пропущенные буквы. Объяснить правописание глаголов на -ТСЯ, и -ТЬСЯ. 4) Упр. 361. Дописать глаголы. Указать число и лицо глаголов. Лежит котище - не шелохнется, с боку на бок не перевернется (ед.ч., 3 л.).
-Молодцы, ребята хорошо справились с заданием! А теперь давайте перейдем к поисковой задачке на странице 115 (упр. 363). Как ты думаешь, почему вместо «Я извиняюсь» нужно говорить «Извините меня»? В какой фразе нет просьбы? (-ся - возвратная частица, указывающая действие на самого себя, поэтому нужно говорить извините, а не извиняюсь.)
VI.Итог урока. Рефлексия (7 мин.)
-Ребята, давайте с вами повторим, что мы узнали на этом уроке.
Что я знаю иумею: различать глаголы неопределенной формы и глаголы 3-го лица единственного и множественного числа; ставить вопросы и правильно писать глаголы на -ТСЯ и -ТЬСЯ.
-Понравился ли вас урок?
-Запишем задание на дом: стр. 115, упр. 361. Спиши. Допиши глаголы. Укажи (сверху) число и лицо глаголов.