2 | Актуализация знаний. | Чистописание. На доске: на, за, над // - Какую задачу мы поставим перед собой на минутке чистописания? - А сейчас обратите внимание на соединение этих букв. Что вы заметили? - Правильно. При выполнении задания уделите ему особое внимание. - Сели правильно. Проверяем положение тетради на парте (наклон). - Пропишите соединения букв. - Сравните каждое соединение, что вы написали с моим образцом. Над самыми красивыми поставьте корону. - Посчитайте короны. - Поднимите руку у кого много корон. Молодцы, все старались писать красиво и аккуратно. 2. Словарная работа - Сегодня у нас на уроке одна гостья. Угадайте кто это? - Настоящая зима со снегом, с морозами – это веселье и радость. Давайте представим себе, что у нас в классе хозяйка зима и хозяйничает она по - царски. Взмахнула рукавом, подхватила и закружила в вальсе подружек-снежинок. (на партах снежинки) - Улетел ветерок, опустились снежинки и прямо к вам на парты. Они волшебные, на них какие-то послания. - Прочитайте, что написано на снежинках. 1 снежинка Назовите-ка, ребятки Месяц в этой вот загадке. Дни его всех дней короче, Всех ночей – длиннее ночи. На поля и на луга. До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год. 2 снежинка Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадет. Не вода уже, а лед. Даже птице не летится От мороза стынет птица Повернуло солнце к лету Что, скажи за месяц это? 3 снежинка В старину этот месяц называли ветродуем, бокогреем. Днем часто бывает ясно, солнечно, но еще холодно. Что это за месяц? - Запишите эти слова в тетрадь, поставьте ударения и подчеркните орфограммы. - Что общего между этими словами? А вот ещё один гость у нас. Угадайте, кто это? Все его зимой боятся - Больно может он кусаться. Прячьте уши, щёки, нос, Ведь на улице ... -Придумайте однокоренные слова к этому слову, отвечающие на вопрос что сделать? Используйте приставки. | - Правильно писать соединения букв. - Соединительный штрих. - Декабрь. - Январь. - Февраль. - Зимние месяца, имена существительные. Это словарные слова, их нужно запомнить. - Мороз. - Заморозить, отморозить, поморозить, подморозить, обморозить. |
3 | Постановка темы и цели занятия. | - Ребята, сейчас мы проведём маленькую исследовательскую работу. На доске запись – записать насыпь – насыпать надпись – надписать - Запишите слова парами, расставьте ударение, выделите приставки. - Назовите приставки. - Посмотрите на них внимательно и ответьте: что общего в написании приставок? - А теперь обратите внимание на место ударения. - Попробуйте сделать вывод, о написании приставок за, на, над. - Как мы можем проверить правильность нашего вывода? - Давайте откроем учебник на стр.151 и проверим правильность вывода, рубрика «Обрати внимание». Прочитайте и сравните с выводом? - Кто догадался, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? - Какая задача будет стоять перед нами на уроке? | По 1 ученику – у доски. - За-, на-, над-. - Пишутся с буквой а. - Пишутся с буквой а под ударением и в безударном положении - По учебнику - Совпал. - Буква а в приставках за-, на-, над-. - Мы должны научиться писать слова с группой приставок, в которых пишется буква «а» и продолжим учиться определять место орфограммы в слове. |
4 | Изучение новой темы. Фискультминутка. | - У вас на партах заготовки алгоритма правописания орфограммы, над которой мы сегодня работаем. Попробуйте его составить. - Поставьте цифру 1 где вы считаете, что нужно сделать первым делом. Это будет первым пунктом нашего алгоритма. Если безударный гласный в приставке, вспоминаем правил: в приставках за-, на-, над- всегда пишется только буква а. | Определяем, в какой части слова безударный гласный звук – в корне или приставке. Для этого подбираем родственные слова, меняя, если возможно, приставки. | - А сейчас будем учиться применять наши новые знания о написании приставок на практике, опираясь на алгоритм. [з а] ш и т ь - Какой первый шаг мы будем с вами выполнять? - Какой вывод можно сделать? - Какой следующий шаг? - Следующий шаг? Аналогично: [на]лить, [на]писать | Определяем, в какой части слова безударный гласный звук – в корне или приставке. Для этого подбираем родственные слова, меняя, если возможно, приставки. Если безударный гласный в приставке, вспоминаем правил: в приставках за-, на-, над- всегда пишется только буква а. - 1 шаг: подбираю однокоренные слова. шить, пришить, подшить, дошить, прошить (При подборе родственных слов меняем приставки.) - Безударный гласный в приставке. - 2 шаг: выделяю приставку. Приставка за- - 3 шаг: вспоминаю правописание (правило). В приставке за- всегда пишется только буква а, пишем: зашить. По одному ученику выходят к доске. Дети подробно комментируют ход своей работы, полностью проговаривая алгоритм применения правила, подбирая родственные слова для определения места орфограммы. В словах выделяются приставки, орфограмма подчёркивается. |
5 | Самостоятельная работа | - Откройте тетради «Пишем грамотно» на странице 69–70, упражнение 1. - Прочитайте задание к упражнению. - Вы догадались какие приставки нужно добавлять? Проверка самостоятельной работы - Сравните свою работу с той, что на доске. Поднимите руку у кого совпали записи? У кого не совпали? | - «Догадайся, какую приставку нужно добавить к словам каждого столбика». - за-, на-, над- |