Дата | 17.02.2015 |
Предмет | Русский язык |
Учитель | Гринь Елена Викторовна |
Класс | 4А |
Тема | Наречие |
Тип урока | Открытие нового знания |
Цель урока | Знакомство с новой частью речи |
Задачи | Открыть новую часть речи, выявив основные признаки, и сформулировать определение; развивать умение находить в тексте и устной речи наречия и записывать их; развивать творческие способности детей, способности к оценке своих возможностей; формировать навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе. |
Планируемый результат | Предметные: - знать, что такое наречие; - уметь ставить вопросы к наречиям; - находить наречия в тексте; - отличать наречия от других частей речи - определять морфологические признаки наречий; - уметь разбирать предложения с наречиями по членам предложения; - уметь работать с текстом; Метапредметные: Личностные: - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образца «хорошего ученика» Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу на уроке; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Познавательные: - использовать знаково-символические средства (Алгоритм) для решения задач; - строить сообщения в устной и письменной речи; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; -обобщать; Коммуникативные: - владеть диалогической формой коммуникации; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; |
Основное содержание темы, термины и понятия | Что такое наречие. Откуда пришло наречие. Изменяются или не изменяются наречия. Наречие как член предложения. |
Межпредметные связи | Русский язык, литературное чтение, окружающий мир, информатика и ИКТ |
Ресурсы: основные, дополнительные | С.В. Иванов, М.И. Кузнецова: учебник русского языка 2 часть, рабочие тетради, методическое пособие, презентация «Наречие». |
Организация пространства | Работа самостоятельная, фронтальная, в парах. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты УУД |
I этап. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) Цели этапа: Создание ситуации готовности к уроку. Включение в деловой ритм. | -Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу? - А почему? - Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? - Сегодня у нас урок из блока «Как устроен наш язык». Нам предстоит на уроке выполнить много работы. Как мы должны с вами работать, чтобы урок получился именно таким? - Правильно. В работе нам поможет дружба, взаимопомощь, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Давайте улыбнёмся друг другу, как поётся в песне «От улыбки станет всем светлей…» | - С прекрасным, с хорошим.
- Сегодня замечательная погода, у нас сегодня гости, нравится узнавать новое. - Интересным, с трудностями, с хитростями.
- Хорошо; быстро; быть внимательными, аккуратными; помогать друг другу;
| Личностные: - самоопределение; Регулятивные: - целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
|
II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цели этапа: Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации.
| Прочитать пословицу Выучишь правило – выполнишь верно задание. – Как понимаете её смысл? – Спишите пословицу, укажите над каждым словом, какой частью речи является. Какие орфограммы встречаются? Определите спряжение глаголов (Проверка по слайду ) – Какое слово не могли определить? - Может, это слово является именем существительным, прилагательным, глаголом? | Записывают предложение под диктовку и разбирают предложение по членам предложения и по частям речи.
-Не знаем, как подчёркивать это слово. - Что это за часть речи? - Доказывают, что это слово не является ни существительным, ни прилагательным, ни глаголом. – Это какая-то новая, нам неизвестная часть речи.
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков;
|
III. Открытие нового знания. 1. Постановка учебной задачи. 2. Построение проекта выхода из затруднения. Цели этапа: Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации.. IVэтап. Первичная проверка понимания Цели этапа: Осознанность восприятия. Первичное понимание | – Так какая же перед нами возникла проблема? – Давайте вспомним, что такое часть речи. - Выпишите слова, которые отвечают на вопросы где? куда? когда? как? каникулы, учится, вверху, смелый, ты, направо, готовит, однажды, пирожок, они, весело, спокойный, думает - ПРОВЕРЬ СЕБЯ! вверху, направо, однажды, весело Это новая для нас часть речи- это наречие. Что вы бы хотели узнать о наречии? -Где можно узнать, откуда пришло это слово? - Это этимологический словарь. -А в каком словаре можно узнать лексическое значение слова, а по какому словарю мы проверим орфограммы? - Можно ли изменить эти слова? Сделаем вывод: - Рубрика «Тайны языка» Учебник с. 57 Упражнение 1 (по группам). Прочитайте слова и запишите их в тетрадь по группам в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают. Проверка Упражнение 2 Найдите и подчеркни в тексте наречия, определите вопросы, на которые они отвечают. Алиса со всех ног помчалась вдогонку за Кроликом и чуть-чуть его не догнала. Во всяком случае, она поспела как раз вовремя, чтобы заметить, как Белый Кролик скрылся в большой норе под колючей изгородью. В ту же секунду Алиса не раздумывая ринулась за ним. Нора сперва шла ровно, как тоннель, а потом обрывалась так круто и неожиданно, что Алиса ахнуть не успела, как полетела вниз, в какой-то очень глубокий колодец. (По Л. Кэрроллу) – От какого слова будете задавать вопросы к наречию? Выделите главное слово. – Сделайте вывод, от какой части речи зависит наречие? – Правильно, от глагола! Древние римляне наречие так и называли «приглаголием». Рубрика «Давай подумаем» Можно ли определить, каким членом предложения наречие чаще всего будет в предложении? Упражнение 3. Запиши предложения. Найди наречия, задай к ним вопросы и подчеркни как члены предложения. (по вариантам) | – Узнать, что это за часть речи.
- Что такое наречие. Откуда пришло наречие. Изменяются или не изменяются наречия. Для чего нужны наречия. -В словаре. Чтение справки из этимологического словаря - От глаголов, от прилагательного Наречие – часть речи, которая отвечает на вопросы: где? когда? . . ; она не изменяется. Чтение правила. -Мы правильно сделали вывод. Работа в группе Ответы учеников Работа с учебником карандашом - чаще всего от глагола Дети формулируют вывод. Обстоятельством Проверка. Чтение предложений.1 и 2 предложения – 1 вариант, 3 и 4 - 2 вариант. | Коммуникативные: - постановка вопросов; - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; - владение монологической и диалогической формой высказывания; - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; Регулятивные: - целеполагание; - планирование; - прогнозирование; Познавательные: - самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; - моделирование; - построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
|
Vэтап. Первичное закрепление. Цели этапа: Осознанность восприятия. Первичное обобщение. Построение алгоритма действий | Словарный диктант. кабинет, свобода, горизонт, совсем, приятно, аромат, секрет, завтра, викторина, сегодня, диалог, хорошо, памятник Проверь себя. Найди и подчеркни наречия. - Кто сможет сформулировать правило, глядя на алгоритм? На блок-схему. - Я хочу дополнить (слайд ): Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной. М.Горький - Вставьте слова, подходящие по смыслу. Пришла весна. _______________ освободились от снежного плена деревья и кусты. ________ светит солнце. _________ ожила земля. На полянке ________ глядят подснежники. ________ было бы в лесу без птиц | Запись словарных слов. Работа с блок-схемой Наречие– это часть речи, которая отвечает на вопросы Где? Куда? Зачем? Откуда? Почему? Когда? Как? Наречие не изменяется: не склоняется и не спрягается (не имеет окончания). В предложении является обстоятельством.
Устно дети вставляют подходящие по смыслу слова. | Регулятивные: - пошаговый контроль по результату; - оценка; - коррекция; Познавательные: - умение структурировать знания; - выбор наиболее эффективных способов решения задач; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Коммуникативные: - контроль за действиями партнёра; - Формулировка собственного мнения и позиции;
|
Физминутка. | Гимнастика для глаз Рисуй глазами треугольник, Теперь его переверни вершиной вниз, И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмёрку вертикально, Ты головою не крути, А лишь глазами, осторожно Ты вдоль по линиям веди И на бочок её клади. Теперь следи горизонтально И в центре ты остановись, Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец, Зарядка окончена. Ты молодец! – Какие наречия встретились? | | |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель этапа: Организация деятельности по применению новых знаний.
| Работа в карточках 1. Подбери наречия синонимы Холодно – печально – тихо – | правильно – верно – весело – | скоро – гладко – торопливо – | 2. Подбери наречия антонимы Близко – поздно – вверху – | много – громко – грустно – | рано – легко –
| Выполни тест 1. Наречие – А) склоняемая часть слова Б) спрягаемая часть слова В) неизменяемая часть слова 2. В предложении наречие чаще всего бывает … А) обстоятельством Б) определением В) дополнением 3. Наречие чаще всего связано с… А) существительным Б) глаголом В) союзом 4. Наречие часто называют … А) присоюзие Б) приглаголие В) припредложение
| Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
| Регулятивные: - контроль, коррекция и выделение того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; - осознание качества и уровня усвоения; Личностные: - самоопределение;
|
VII. Рефлексия деятельности. Цели этапа: - Умение делать выводы в результате совместной деятельности работы всего класса; - умение объективно оценивать свою деятельность, деятельность своих товарищей, всего класса. Оформление своих мыслей в письменной форме с учётом творческих учебных возможностей. VIII. Домашнее задание.
| – Ребята, что вы скажете про сегодняшний урок? - Таким он получился, каким вы хотели его видеть в начале урока? - Какое правило вы усвоили на сегодняшнем уроке? - Что особенно запомнилось? - Какие задания вызвали у вас затруднения? - Почему? - Оцените свою работу, работу своих товарищей, работу класса. – А сейчас узнаем не зря ли мы провели время на уроке. (слайд)
Задаю 2 варианта задания по выбору: 1. - упражнение 4 на странице 59; 2. Попробуйте сочинить стихотворение, используя наречия: ……………… далеко ……………….глубоко ……………….весело ………………высоко – Спасибо за работу. | - Отвечают на поставленные вопросы, оценивают свою работу, работу всего класса, отдельных ребят, делают выводы.
Оценка своей работы: оформление своих мыслей в письменной форме с учётом творческих учебных возможностей. | Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: - осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов; Личностные: - смыслообразование;
|