О видах обособленных определений и способах их выражений. Правильное расставление знаков препинания для выделения обособленных определений.Интонационно правильное произношения предложений с обособленными определениями. Наахождение обособленных определений и слов к которым они относятся. Схематически указывать обособленное определение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка для 8 класса »
Способы выражения обособленного определения
Знать:
Виды обособленных определений
Способы выражения обособленного определения
Правило обособления согласованных и несогласованных определений
Уметь:
Правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных определений
Интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями
Находить обособленные определения и слова, к которым они относятся
Ход урока
1. Разминка «Кара Жорга»
2.Проверка домашнего задания
3. Объявление темы и задач урока.
- Перед вами план работы на сегодняшний урок
- В группах свой порядок выполнения каждого пункта плана
- В каждой группе у консультантов таблица оценок за каждый вид работы напротив каждого ученика, в конце урока суммируете оценки и поставите общую за урок.
4. Фронтальный опрос.
- Что такое обособление?
- Какие члены предложения называются обособленными?
- Как на письме выделяются обособленные члены предложения?
- Какие правила пунктуации при обособлении определений?
- С какой интонацией произносятся обособленные члены предложений?
5. Работа по планам в группах.(в каждой группе план – маршрут составлен в другом порядке)
- Просмотрите таблицы с оценками учеников, какие оценки вы поставили?
8. Д/З повторить правила, записать предложения с разными способами выражения определений
1. Определения, которые выражены причастиями с зависимыми словами (причастными оборотами) или прилагательными с зависимыми словами и стоят позади определяемого существительного, например:
Мы издали увидели речку, блестящую на солнце.
Мы вошли в рощу, влажную от дождя.
2. Два или несколько определений без зависимых слов, если они стоятпозади определяемого существительного, например:
Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
Я часто находил у себя записки, холодные и тревожные.
3. Одиночные и распространённые определения, если они относятся к личному местоимению, независимо от их места в предложении, например:
Она, усталая, не могла идти дальше.
Усталая, она не могла идти дальше.
Очень усталая, она не могла идти дальше.
4. Определения, выраженные причастиями и прилагательными с зависимыми словами и стоящие впереди определяемого существительного, если говорящий придаёт им причинное или уступительное значение, например:
Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал и предался своим размышлениям. (Ср.: Так как Дубровский был тронут преданностью старого кучера, он замолчал и предался своим размышлениям.)
Примечания
1. Значительно реже обособляются несогласованные определения, например:
В небе, цвета снятого молока, пенились сизоватые клочья облаков.
Сравните:
Ко мне подошла девушка лет шестнадцати.
Вдоль дороги стояли деревья с подстриженными ветками.
Несогласованные определения обычно обособляются, если относятся к личным местоимениям или к именам собственным, например:
Сегодня она, в новом ярком платье, резко выделялась среди других ребят.
Ферапонт, в жилете и ситцевой рубахе, стоял у лавки.
2. От обособленных определений, стоящих позади определяемого существительного, необходимо отличать прилагательные и причастия, входящие в составное сказуемое, например:
Он пришёл особенно возбуждённый и весёлый. (Выделенные слова — составное именное сказуемое.) (Ср.: Он пришёл возбуждённым и весёлым.)
Обособленные определения .
Виды обособленных определений.
Цель педагогической деятельности на уроке:
создать условия для отработки алгоритма учебного действия с изученным понятием;
создать условия для формирования умения выделить это понятие среди других;
создать условия для развития умения распознавать изобразительно-выразительные средства языка (обособленные члены предложения);
интегрировать материал русского языка и литературы, создавать условия для переноса лингвистических знаний в новые учебные ситуации.
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны:
Знать
- Все случаи обособления определений
Уметь
- Грамотно формулировать правила, опираясь на примеры. Определять нужный элемент правила, для того чтобы быстро применять его на практике. Использовать данные конструкции в устной и письменной речи.
- Ответственность за результат своего труда и труда своего товарища;
умение работать в группе;
уважение к мнению и знаниям своих товарищей;
умение слушать;
культуру речи и общения.
Ход урока
Организационный момент.
Объявление темы урока.
Постановка цели урока.
Объяснение нового материала. Объясните постановку запятых.
Осень
На пригорке стоит рябина покрасневшая от холода и от колючего осе...его ветра. Осе...яя ночь серая и тума...ая воет в проводах и сбрасывает последнюю одежонку с лип и тополей'. По осе...ей слякоти бредет путник укута...ый в плащ. Он усталый с трудом вытаскивает нож из (не) жидкого месива. Видимо встревоже...ые первыми заморозками воробьи забились на ночь под еще (не) покрытые снегом крыши. Лужи серебря. ..ые от инея отражают холодных зайчиков. На пороге зима.
Актуализация опорных знаний.
Тестовое задание на диагностику усвоения темы.
Задание: ответьте на вопрос: Согласны ли вы, что…
А) член предложения, выделяемый по смыслу и интонацией, называется обособленным? (Да)
Б) на письме обособленные члены выделяются запятыми, реже тире? (Да)
В) обособляются определения, приложения, стоящие после определяемого существительного? (Да)
Г) любое согласованное определение, стоящее после определяемого слова, обособляется? (Нет)
Д) всегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению? (Да)
2.2. Деловая игра «Я учитель»
Задание: найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки, запишите их правильно, объясните, в чём ошибка.
Измученный и продрогший, я едва добрался домой.
Изумлённый, прохожий о чём-то спросил. (Запятая не нужна,т.к. определение не относится к личному местоимению и не имеет обстоятельственного значения)
Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
За синими морями забытый, он угасал один. (Не поставлена первая запятая, обособляющая одиночное определение «забытый», меняется смысл предложения)
На лестнице показался парень, заспанный и недоумевающий в красной рубашке, выпущенной из-под жилета. (Не разделены однородные определения «недоумевающий» и «в красной рубашке», стоящей после определяемого слова)
2.3 Работа в группе .На слайде размещены предложения с пропущенными знаками препинания. Необходимо расставить недостающие знаки предложения в каждом предложении и рядом с предложением составить схему, объясняющую постановку знаков препинания в предложении.
Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости . (А.С.Пушкин)
Его разговор свободный и любезный скоро рассеял одичалую застенчивость. (А.С.Пушкин)
Счастливый взволнованный новыми впечатлениями я возвращался из этих прогулок. (И.Соколов-Микитов)
Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. (А.С.Пушкин)
Погружённый в тяжёлые воспоминания старик долго не мог заснуть.
Д/З Нет слаще покоя, покупаемого трудом.
Науки, чуждые музыки постыли мне.
Ум, направленный на одно отрицание, бледнеет, сохнет.
Юный лес в зелёный дым одетый тёплых гроз нетерпеливо ждёт.
Холодный ветер, резкий и упорный кидает нас и тяжело идти.
Усталый, я лёг отдохнуть под большим кедром.
Рефлексия: что для вас осталось непонятым? Что вам понравилось (не понравилось) на уроке?
1. Объяснительный диктант
Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. Вот вверху послышалась барабанная трель, звонкая, радостная. Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди, оказавшиеся в лесу ранней весной. Это по-весеннему барабанит лесной музыкант-дятел, выбравший сухое дерево. Всюду торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. Так дятлы приветствуют весну.
Вот, пригретая лучами мартовского солнца, свалилась с макушки дерева рассыпавшаяся снежной пылью тяжёлая белая шапка. И, точно живая, долго ещё колышется, как бы машет рукой, зелёная ветка, освобождённая от зимних оков.
( По Соколову-Микитову)
Самостоятельная работа.
1.1.Задание: Выпишите номера предложений, где есть пунктуационные ошибки и предложений, где нет пунктуационных ошибок.
Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь небосвод.
Усталые и продрогшие мы вяло тянулись по раскисшей дороге.
Взволнованные встречей, засыпали они.
Ему нужна была, полученная от брата, телеграмма.
В воздухе высились какие-то бугры, темнеющие налево от дороги.
И мальчишки, приходившие в гости к Ане тоже должны были выслушивать эти разговоры.
Рефлексия. Какое задание ты охотно выполнял на уроке.
Домашнее задание. (Слайд 10)
Используя тексты художественных произведений, заполните следующую таблицу.
№п/п
Основные случаи обособления
Примеры
1
Определяемое слово выражено личным местоимением.
Обособляются любые определения и приложения, относящиеся
К личному местоимению.
2
Определение выражено причастным оборотом и стоит после определяемого слова.
3
Определение выражено причастным оборотом, который стоит перед определяемым словом и имеет добавочное обстоятельственное значение.
4
Два или более нераспространённых определения стоят после определяемого слова.
5
Одиночные и распространённые приложения, стоящие после определяемого слова, которое выражено именем собственным.
6
Распространённое определение, выраженное прилагательным с зависимым словом.