Что такое вопросительное местоимение? С какими частями речи соотносится вопросительное местоимение? Каковы морфологические признаки вопросительных местоимений? Какова синтаксическая функция вопросительных местоимений? - Чтобы решить эти задачи, обратимся к тексту упражнения №1. Прочитайте текст стихотворения Сергея Васильевича Погореловского «Здравствуй, лес» про себя, подготовьтесь к выразительному чтению. -Прочитаем стихотворение вслух. УПР. №1 . «Здравствуй, лес!». Здравствуй лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь_ листвою Ночью тёмной, грозовою? Что нам шепчешь на заре, Весь в росе и в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи: Ты же видишь,-мы свои. (С.Погореловский) -Какие по цели высказывания предложения представлены в стихотворении? (повествовательные, вопросительные? -Каких предложений больше? (вопросительных) -Какие признаки помогли вам определить, что это именно вопросительные предложения? (знак вопроса, вопросительная интонация) - А что еще? Какие слова помогают нам сформулировать вопрос? Найдите их в наших предложениях, подчеркните их. (о чем, что, кто, что, какая) - Каково значение слов, которые вы выделили? Для чего они служат?(они помогают сформулировать вопрос; они помогают передать вопрос) - Попробуем сформулировать вывод, что такое вопросительное местоимение? ( Вопросительные местоимения -специальные вопросительные слова, которые служат для выражения вопроса) -Решили мы первую задачу нашего урока? Мы выяснили , что вопросительные местоимения – это специальные вопросительные слова, которые служат для выражения вопроса. Запишем вывод в теоретическую таблицу. - Переходим к следующей задаче: выясним, с какими частями речи соотносятся вопросительные местоимения. Для этого обратимся к упражнению №2. Работаем самостоятельно. УПР.№2 даны слова: подберите к этим словам вопросы, на которые они отвечают, и определите часть речи. Человек кто? Имя существительное Картина что? Синий какой? Имя прилагательное Мамин чей? Пятый (час) который? Семь сколько? Имя числительное Вчера когда? Наречие За рекой где? Направо куда? Искренне как? Слева откуда? - Итак, что вы выяснили. -Какой частью речи являются слова среднего столбика? ( вопросит. мест). Называют ли они предмет, признак, количество, обстоятельство, при котором совершается действие? (нет) -Какова же роль этих слов? (передать вопрос, указать на предмет, признак, количество или обстоятельство) -С какими частями речи соотносятся эти слова? (с именем существительным, прилагательным, числительным, наречием) -Решили мы вторую задачу? Повторим, с какими частями речи соотносятся вопросительные местоимения? Дополним наши записи в таблице. Приведем примеры вопросительных местоимений. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. -Следующий этап – выясним морфологические признаки вопросительных местоимений. От чего они зависят? (от морф призн той части речи, с которой соотносятся) - Работаем с таблицей. -Как изменяется существительное? - Как изменяется прилагательное? -Как изменяется числительное? -Что можно сказать об изменении наречий? ПО ХОДУ РАСУЖДЕНИЙ – ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦУ. - Теперь определим синтаксическую функцию вопросительных местоимений. Что нам нужно для этого вспомнить? ( синтаксическую функцию сущ, прил, числ, нареч). Какими членами предложения они могут быть? - Вернемся к тексту УПР№1. Какова синтаксическая функция выделенных вопросительных местоимений. «Здравствуй, лес!». Здравствуй лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной, грозовою? Что нам шепчешь на заре, Весь в росе и в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи: Ты же видишь,-мы свои. - Справились мы с последней задачей? Наши выводы занесем в таблицу. Определение местоимения. | С какой частью речи соотносится | Примеры | Морфологические признаки | Синтаксическая функция | Вопросительные местоимения -специальные вопросительные слова, которые служат для выражения вопроса. | Существительное | Кто? что? | Изменяются по падежам | | Прилагательное | Какой? чей? Который? | Изменяются по родам, числам, падежам | Числительное | Сколько? | Изменяются по падежам | Наречие | Где? куда? как? Откуда? | Не изменяются | РАБОТА С УЧЕБНИКОМ: сверим наши выводы с информацией в учебнике. Прочитаем материал на 160 стр. параграф 126. РАБОТА В ПАРАХ: а теперь пользуясь полученными на уроке сведениями, теоретической таблицей повторите друг другу изученный материал. УПР.№3. Прочитайте отрывки из стихотворений поэтов 19 века, подчеркните вопросительные местоимения Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. (В.А.Жуковский) Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М.Ю.Лермонтов) Где сладкий шепот Моих лесов? Потоков ропот, Цветы лугов? (Е.Баратынский) Родимая! Ну как заснуть в метель? (С.Есенин) Душа рвалась – С какой заране избранною целью? (А.Фет) |