kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка для 6 класса по теме "Вопросительные местоимения" ( с презентацией).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по УМК Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др. Тип урока:изучение и первичное закрепление новых знаний. Структура урока предполагает фронтальную репродуктивную беседу на основе полученных ранее знаний, объяснение нового материала носит проблемный характер. Методы и приемы формирования знаний: фронтальная беседа, наблюдение над языком, сопоставительный анализ, наглядный метод.Методы контроля: устная фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа с последующей проверкой. Приципы обучения: преемственности, последовательности обучения, доступности. Педагогические технологии: деятельностная, поблемно-поисковая. Межпредметные связи: использование текстов стихов поэтов 19-20 века. Метапредметные темы: определение и понятие. Позиция учителя на уроке: стимулирование деятельности учащихся на уроке, культура речи как образец. Позиция учащихся: проблемно-исследовательская деятельность. Урок сопровождается презентацией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ КАРТОЧКА»

РАБОЧАЯ КАРТОЧКА.

ТЕМА УРОКА: ________________________________________________________________

УПРАЖНЕНИЕ №1.


Здравствуй, лес!


Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе и в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь, - мы свои.

(С.Погореловский)



УПРАЖНЕНИЕ №2. Подберите к данным словам вопросы, на которые они отвечают, определите часть речи.


ВОПРОС ЧАСТЬ РЕЧИ

Человек _________________________________ _____________

Картина _______________________________________________

Синий _______________________________________________

Мамин _______________________________________________

Пятый (час) _______________________________________________

Семь _______________________________________________

Вчера _______________________________________________

За рекой _______________________________________________

Направо _______________________________________________

Искренне _______________________________________________

Слева _______________________________________________

ТЕОРИЯ.

Определение местоимения.

С какой частью речи соотносится

Примеры

Морфологические признаки

Синтаксическая функция


1.





2.






3.







4.





УПРАЖНЕНИЕ.№3. Прочитайте отрывки из стихотворений поэтов 19 века, подчеркните вопросительные местоимения.

  1. Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

(В.А.Жуковский)



  1. Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

(М.Ю.Лермонтов)



  1. Где сладкий шепот

Моих лесов?

Потоков ропот,

Цветы лугов?

(Е.Баратынский)



  1. Родимая!

Ну как заснуть в метель?

(С.Есенин)


  1. Душа рвалась –

С какой заране избранною целью?

(А.Фет)







ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1. выучить записи из теоретической таблицы.

2. прочитать параграф 126 учебника.

3. выписать из текстов ваших любимых художественных произведений 5 предложений с вопросительными местоимениями.


Просмотр содержимого документа
«УРОК ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ»

ЭТАПЫ УРОКА

ХОД УРОКА

ПРИМЕЧАНИЯ

1Организационный момент

- На предыдущих уроках мы начали изучать тему «Местоимение». Сегодня мы продолжим эту работу и целью нашего урока будет знакомство с вопросительными местоимениями. Запишите тему урока в рабочую карточку.

- Что нам нужно повторить, какой материал вспомнить, чтобы поставленной цели? (что такое местоимение)

Цель: ознакомление с разрядом вопросительные местоимения. Слайд

2. Повторение пройденного.

- Какая часть речи называется местоимением?



3. Изучение нового материала.

А)постановка задач:




Б)новая тема:


































































































4. Первичное закрепление изученного.



  1. Что такое вопросительное местоимение?

  2. С какими частями речи соотносится вопросительное местоимение?

  3. Каковы морфологические признаки вопросительных местоимений?

  4. Какова синтаксическая функция вопросительных местоимений?


- Чтобы решить эти задачи, обратимся к тексту упражнения №1. Прочитайте текст стихотворения Сергея Васильевича Погореловского «Здравствуй, лес» про себя, подготовьтесь к выразительному чтению.

-Прочитаем стихотворение вслух.

УПР. №1 .

«Здравствуй, лес!».

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь_ листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе и в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь,-мы свои.

(С.Погореловский)

-Какие по цели высказывания предложения представлены в стихотворении? (повествовательные, вопросительные?

-Каких предложений больше? (вопросительных)

-Какие признаки помогли вам определить, что это именно вопросительные предложения? (знак вопроса, вопросительная интонация)

- А что еще? Какие слова помогают нам сформулировать вопрос? Найдите их в наших предложениях, подчеркните их. (о чем, что, кто, что, какая)

- Каково значение слов, которые вы выделили? Для чего они служат?(они помогают сформулировать вопрос; они помогают передать вопрос)

- Попробуем сформулировать вывод, что такое вопросительное местоимение? ( Вопросительные местоимения -специальные вопросительные слова, которые служат для выражения вопроса)

-Решили мы первую задачу нашего урока? Мы выяснили , что вопросительные местоимения – это специальные вопросительные слова, которые служат для выражения вопроса. Запишем вывод в теоретическую таблицу.

- Переходим к следующей задаче: выясним, с какими частями речи соотносятся вопросительные местоимения. Для этого обратимся к упражнению №2. Работаем самостоятельно.


УПР.№2 даны слова: подберите к этим словам вопросы, на которые они отвечают, и определите часть речи.

Человек кто? Имя существительное

Картина что?

Синий какой? Имя прилагательное

Мамин чей?

Пятый (час) который?

Семь сколько? Имя числительное

Вчера когда? Наречие

За рекой где?

Направо куда?

Искренне как?

Слева откуда?

- Итак, что вы выяснили.

-Какой частью речи являются слова среднего столбика? ( вопросит. мест). Называют ли они предмет, признак, количество, обстоятельство, при котором совершается действие? (нет)

-Какова же роль этих слов? (передать вопрос, указать на предмет, признак, количество или обстоятельство)

-С какими частями речи соотносятся эти слова? (с именем существительным, прилагательным, числительным, наречием)

-Решили мы вторую задачу? Повторим, с какими частями речи соотносятся вопросительные местоимения?

Дополним наши записи в таблице. Приведем примеры вопросительных местоимений.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.


-Следующий этап – выясним морфологические признаки вопросительных местоимений. От чего они зависят? (от морф призн той части речи, с которой соотносятся)

- Работаем с таблицей.

-Как изменяется существительное?

- Как изменяется прилагательное?

-Как изменяется числительное?

-Что можно сказать об изменении наречий?

ПО ХОДУ РАСУЖДЕНИЙ – ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦУ.

- Теперь определим синтаксическую функцию вопросительных местоимений. Что нам нужно для этого вспомнить? ( синтаксическую функцию сущ, прил, числ, нареч). Какими членами предложения они могут быть?


- Вернемся к тексту УПР№1. Какова синтаксическая функция выделенных вопросительных местоимений.

«Здравствуй, лес!».

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе и в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь,-мы свои.

- Справились мы с последней задачей? Наши выводы занесем в таблицу.


Определение местоимения.

С какой частью речи соотносится

Примеры

Морфологические признаки

Синтаксическая функция

Вопросительные местоимения -специальные вопросительные слова, которые служат для выражения вопроса.

  1. Существительное

Кто? что?

Изменяются по падежам


  1. Прилагательное


Какой? чей?

Который?

Изменяются по родам, числам, падежам

  1. Числительное


Сколько?


Изменяются по падежам

  1. Наречие

Где?

куда? как? Откуда?

Не изменяются

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ: сверим наши выводы с информацией в учебнике. Прочитаем материал на 160 стр. параграф 126.


РАБОТА В ПАРАХ: а теперь пользуясь полученными на уроке сведениями, теоретической таблицей повторите друг другу изученный материал.






УПР.№3. Прочитайте отрывки из стихотворений поэтов 19 века, подчеркните вопросительные местоимения

  1. Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

(В.А.Жуковский)

  1. Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

(М.Ю.Лермонтов)

  1. Где сладкий шепот

Моих лесов?

Потоков ропот,

Цветы лугов?

(Е.Баратынский)

  1. Родимая!

Ну как заснуть в метель?

(С.Есенин)

  1. Душа рвалась –

С какой заране избранною целью?

(А.Фет)


Слайд































Слайд


5. Итог урока

- Какая цель стояла перед нами сегодня на уроке? Достигли мы поставленной цели?

-Какие задачи мы решили на сегодняшнем уроке?



6. Домашнее задание.

1. выучить записи из теоретической таблицы.

2. прочитать параграф 126 учебника

3. выписать из текстов ваших любимых художественных произведений 5 предложений с вопросительными местоимениями.





Просмотр содержимого презентации
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ»

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ Козлова Н.К. МОУ МСОШ №2 г. ТЕЙКОВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Козлова Н.К.

МОУ МСОШ №2 г. ТЕЙКОВО

ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ  МЕСТОИМЕНИЕ ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬСЯ С РАЗРЯДОМ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ.

ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ

ЦЕЛЬ:

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С РАЗРЯДОМ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ.

ЗАДАЧИ УРОКА.   ВЫЯСНИТЬ:

ЗАДАЧИ УРОКА.

ВЫЯСНИТЬ:

  • ЧТО ТАКОЕ ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ?
  • С КАКИМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ СООТНОСИТСЯ ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ?
  • КАКОВЫ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ?
  • КАКОВА СИНТАКСИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ?
1. ЧТО ТАКОЕ ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ?  ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ – СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ СЛУЖАТ ДЛЯ ВЫРАЖЕНИЯ ВОПРОСА.

1. ЧТО ТАКОЕ ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ?

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ – СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ СЛУЖАТ ДЛЯ ВЫРАЖЕНИЯ ВОПРОСА.

определение  с какой частью речи соотносится Вопросительные местоимения – специальные вопросительные слова, которые служат для выражения вопроса. примеры морфологи -ческие признаки синтаксиче- ская функция

определение

с какой частью речи соотносится

Вопросительные местоимения – специальные вопросительные слова, которые служат для выражения вопроса.

примеры

морфологи -ческие признаки

синтаксиче-

ская

функция

2. С КАКИМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ СООТНОСЯТСЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ?

2. С КАКИМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ СООТНОСЯТСЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ?

  • ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
  • ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
  • ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
  • НАРЕЧИЕ
определение  Вопросительные местоимения – специальные вопросительные слова, которые служат для выражения вопроса. с какой частью речи соотносится Имя примеры существит. морфологи -ческие признаки Кто?Что? синтаксиче- ская 2. Имя прилагательн. функция Какой?Чей? Который? 3. Имя числительн. Сколько? 4. Наречие Где?Куда? Как? Откуда?

определение

Вопросительные местоимения – специальные вопросительные слова, которые служат для выражения вопроса.

с какой частью речи соотносится

  • Имя

примеры

существит.

морфологи -ческие признаки

Кто?Что?

синтаксиче-

ская

2. Имя

прилагательн.

функция

Какой?Чей?

Который?

3. Имя

числительн.

Сколько?

4. Наречие

Где?Куда?

Как?

Откуда?

3 . КАКОВЫ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ?

3 . КАКОВЫ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ?

определение  Вопросительные местоимения – специальные вопросительные слова, которые служат для выражения вопроса. с какой частью речи соотносится Имя примеры существит. Кто?Что? морфологи -ческие признаки синтаксиче- Изменяются ская по падежам 2. Имя прилагательн. функция Какой?Чей? Изменяются по родам, Который? числам, падежам. 3. Имя числительн. Изменяются по падежам. Сколько? 4. Наречие Не изменяются. Где?Куда? Как? Откуда?

определение

Вопросительные местоимения – специальные вопросительные слова, которые служат для выражения вопроса.

с какой частью речи соотносится

  • Имя

примеры

существит.

Кто?Что?

морфологи -ческие признаки

синтаксиче-

Изменяются

ская

по падежам

2. Имя

прилагательн.

функция

Какой?Чей?

Изменяются по родам,

Который?

числам,

падежам.

3. Имя

числительн.

Изменяются по падежам.

Сколько?

4. Наречие

Не изменяются.

Где?Куда?

Как?

Откуда?

4. КАКОВА СИНТАКСИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ?

4. КАКОВА СИНТАКСИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ?

определение  Вопросительные местоимения – специальные вопросительные слова, которые служат для выражения вопроса. с какой частью речи соотносится Имя примеры существит. морфологи -ческие признаки Кто?Что? синтаксиче- Изменяются ская Вопроси - 2. Имя по падежам тельное местоимение может быть любым членом предложения прилагательн. Какой?Чей? функция Который? Изменяются по родам, числам, падежам. 3. Имя числительн. Сколько? Изменяются по падежам. 4. Наречие Не изменяются. Где?Куда? Как? Откуда?

определение

Вопросительные местоимения – специальные вопросительные слова, которые служат для выражения вопроса.

с какой частью речи соотносится

  • Имя

примеры

существит.

морфологи -ческие признаки

Кто?Что?

синтаксиче-

Изменяются

ская

Вопроси -

2. Имя

по падежам

тельное местоимение может быть любым членом предложения

прилагательн.

Какой?Чей?

функция

Который?

Изменяются по родам,

числам,

падежам.

3. Имя

числительн.

Сколько?

Изменяются по падежам.

4. Наречие

Не изменяются.

Где?Куда?

Как?

Откуда?

РЕФЛЕКСИЯ Если было интересно и легко на уроке, во всем разобрались – белый цвет . Если иногда были трудности, сомнения,  не совсем понравилась работа -

РЕФЛЕКСИЯ

  • Если было интересно и легко на уроке, во всем разобрались – белый цвет .
  • Если иногда были трудности, сомнения,

не совсем понравилась работа -

  • зеленый цвет.
  • Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Козлова Наталия Константиновна

Дата: 05.12.2014

Номер свидетельства: 139879

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "конспект урока русского языка на тему"Разряды местоимений" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-razriady-miestoimienii"
    ["file_id"] => string(6) "186404"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426342032"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока "Притяжательные местоимения""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekturokapritiazhatielnyiemiestoimieniia"
    ["file_id"] => string(6) "284569"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453997193"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "конспект урока по теме "Местоимение" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-po-tiemie-miestoimieniie"
    ["file_id"] => string(6) "123399"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414490946"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "конспект урока  "Местоимение как часть речи""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-miestoimieniie-kak-chast-riechi-2"
    ["file_id"] => string(6) "306513"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458142093"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства