Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка для 5 класса »
Тема урока « Слово и его строение»
Тип урока - повторение
Цели урока:
- повторить и закрепить знания обучающихся по теме: «Морфемика. Состав слова», выявить пробелы в знаниях учеников;
-развивать умения свободно ориентироваться в структуре слова (видеть и уметь определять морфемы), умения наблюдать, анализировать, делать выводы;
-воспитывать уважительное и бережное отношение к родному языку, желание к совершенствовать письменную речь.
Оборудование: магнитофон, мультимедийный проектор, плакат с нарисованным деревом, раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы начнём урок, проверьте, всё ли у вас приготовлено, улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь урок было хорошее настроение.
Тема нашего урока «Слово и его строение» (слайд 1). Как вы думаете, над чем мы будем работать в течение урока?
(сегодня мы должны повторить всё, что нам известно о частях слова – морфемах)
Эпиграфом к нашему уроку будут следующие слова: (слайд 2)
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье,
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
ПДЗ. (Цифровой диктант. Фронтальный опрос.)
Чтобы проверить как вы усвоили материал по разделу «Морфемика», нам поможет цифровой диктант.
Цифровой диктант.
Верны ли мои утверждения? Да – 1, нет – 0
Я утверждаю, что:
1. Морфемика изучает состав слова.
2. Морфемы – это приставка, корень. Суффикс, окончание.
3. Основа слова – корень.
4.В основу слова могут входить все морфемы.
5. В состав основы в слове пришкольный входит приставка, корень, суффикс.
6. Слова школа, школой являются однокоренными.
7. Слова ученик, оценка, учитель являются склоняемыми.
8. В словах красиво, сегодня, всегда основа – всё слово.
9.Нулевое окончание не выражено звуком и не обозначено буквой.
10. В слове тетрадь основа равна корню.
11. Слова горный, загореть являются однокоренными.
12. В словах ожидаю – жду наблюдается чередование и – ноль звука в корне слова.
13. Есть слова с корнями, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение.
14. Окончания существительных выражают род, число, падеж.
Когда вы писали сочинение, то старались не допускать ошибок при написании слов, а что необходимо изучать, чтобы ваша письменная речь была грамотной
(правила из раздела «Орфография»)
5.Работа с учебником
Стр. 183 упр 439.
Распределить слова по видам орфограмм.
6. Тестирование по теме урока (приложение №1)
Тест № 1. 1. Укажи признаки родственных слов. 1) Близки по смыслу. 2) Имеют общую часть. 3) Отвечают на один и тот же вопрос. 2. Какая часть слова называется корнем? 1) Общая часть родственных слов. 2) Часть слова, стоящая в начале его. 3) Общая часть родственных слов, в которой пере¬дается их основное значение. 3. Являются ли слова зарядка и закалка однокоренными? 1) Да. 2) Нет. 4. Являются ли слова рыбка, рыбкой, рыбку однокоренными? 1)Да. 2) Нет. 5. Укажи в каждом стихотворном отрывке однокоренные слова. 1) У малышки муравья Муравьиная семья: Сто четырнадцать братишек Рыжеватых муравьишек. (В. Орлов) 2) Медвежий марш и вальс медвежий! С гармошкой мишка на манеже. Медведица с медведем пляшет, Им медвежонок лапой машет. (В. Берестов) 3) Циркач умеет гарцевать, Зверей и птиц дрессировать, И на трапеции вертеться, И на канате танцевать. Люблю цирк! (Е. Благинина) 4) Летят опилки белые, Летят из-под пилы: Это плотник делает Рамы и полы. (С. Баруздин) 6. Какое слово в каждом ряду «лишнее»? 1) а) смола б) молоть в) смоляной 2) а) чеснок б) честный в) чесночный 3) а) гора б) горный в) гореть 4) а) больница б) большой в) заболеть 5). а) ловить б) улов в) слово 6) а) кол б)колоть в) закалка 7) а) плечо б) заплечный в) залечить 8) а) ржаной б) ржаветь в) ржавчина 1.1, 1.2; 2.3; 3.2; 4.2; 5.1 — муравей, муравьиная, муравьишки; 5.2 — медведь, медведица, медвежонок, медвежий; 5.3 — цирк, циркач; 5.4 — пила, опилки; 6. 1 — б, 6.2 — б, 6.3 — в, 6.4 — б, 6.5 — в, 6.6 — в, 6.7 —в, 6.8 —а;
Тест № 2. 1. Корень в однокоренных словах пишется... 1) одинаково; 2) по-разному. 2. Изменяемая часть слова — это... 1) корень; 2) окончание; 3) приставка; 4) суффикс. 3. Для связи слов в предложении служит... 1) корень; 2) окончание; 3) приставка; 4) суффикс. 4. Для образования новых слов служат... 1) корень; 2) окончание; 3) приставка; 4) суффикс. 5. Сколько корней в слове водопад? 1)1 2)2 3)3 6. Какой приставки не существует? 1) в- 2) за- 3) ок- 4) под- 7. Правописание приставок... 1)не зависит от произношения, их надо запоминать; 2) зависит от произношения. 8. Какого суффикса не существует? 1)-н- 2) -телъ- 3) -ист- 4)-по- 9. Какая часть слова не бывает в начале его? 1) Приставка. 2) Корень. 3) Суффикс. 4) Окончание. 10. Укажи в каждом ряду слово с приставкой. 1) а) (до)рога б) (до)рогой в) (до)города г) (до)говор 2) а) (на)рубил б) (на)града в) (на)лестнице г) (на)лим 3) а) (за)рница б) (за)катилось в) (за)ногу г) (за)ноза 4) а) (при)ехать б) (при)мус в) (при)мне г) (при)нцесса