kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка для 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится с целью обобщения знаний учащихся по разделу "Морфемика. Строение слова" 

Цели урока:

 

- повторить и закрепить знания обучающихся по теме: «Морфемика. Состав слова», выявить пробелы в знаниях учеников;

 

-развивать умения свободно ориентироваться в структуре слова (видеть и уметь определять морфемы), умения наблюдать, анализировать, делать выводы;

 

-воспитывать уважительное и бережное отношение к родному языку, желание к совершенствовать письменную речь.

 

Оборудование: магнитофон, мультимедийный проектор, плакат с нарисованным деревом, раздаточный материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка для 5 класса »

Тема урока « Слово и его строение»


Тип урока - повторение


Цели урока:


- повторить и закрепить знания обучающихся по теме: «Морфемика. Состав слова», выявить пробелы в знаниях учеников;


-развивать умения свободно ориентироваться в структуре слова (видеть и уметь определять морфемы), умения наблюдать, анализировать, делать выводы;


-воспитывать уважительное и бережное отношение к родному языку, желание к совершенствовать письменную речь.


Оборудование: магнитофон, мультимедийный проектор, плакат с нарисованным деревом, раздаточный материал.


Ход урока

Организационный момент


Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы начнём урок, проверьте, всё ли у вас приготовлено, улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь урок было хорошее настроение.

Тема нашего урока «Слово и его строение» (слайд 1). Как вы думаете, над чем мы будем работать в течение урока?

(сегодня мы должны повторить всё, что нам известно о частях слова – морфемах)


Эпиграфом к нашему уроку будут следующие слова: (слайд 2)

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье,

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.


ПДЗ. (Цифровой диктант. Фронтальный опрос.)

Чтобы проверить как вы усвоили материал по разделу «Морфемика», нам поможет цифровой диктант.


Цифровой диктант.


Верны ли мои утверждения? Да – 1, нет – 0

Я утверждаю, что:

1. Морфемика изучает состав слова.

2. Морфемы – это приставка, корень. Суффикс, окончание.

3. Основа слова – корень.

4.В основу слова могут входить все морфемы.

5. В состав основы в слове пришкольный входит приставка, корень, суффикс.

6. Слова школа, школой являются однокоренными.

7. Слова ученик, оценка, учитель являются склоняемыми.

8. В словах красиво, сегодня, всегда основа – всё слово.

9.Нулевое окончание не выражено звуком и не обозначено буквой.

10. В слове тетрадь основа равна корню.

11. Слова горный, загореть являются однокоренными.

12. В словах ожидаю – жду наблюдается чередование и – ноль звука в корне слова.

13. Есть слова с корнями, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение.

14. Окончания существительных выражают род, число, падеж.


Код: 1, 0, 0, 0, 1, 0, 1, 1, 1, 1, 0, 1, 1, 1. (слайд 3)


Фронтальный опрос.


-назовите морфемы, из которых состоит слово.

-дайте определение каждой морфеме: приставке, корню, суффиксу, основе, окончанию.

(на доске составляется учеником схема из названий морфем)


3.Работа по теме урока


1)Игра «Собери слово»


Сегодня на уроке мы говорим о строении слова.

Я предлагаю вам поработать строителями. Из материала в конвертах (морфем) постройте слово.

( в конвертах каждому ряду даются части слова, необходимо собрать из них целое)

(вежливость, отзывчивость, сострадание) – слова записываются на доске.

Ребята, попробуйте объяснить лексическое значение слов.


Лексическое значение слов по словарю С.И Ожегова (слайд 4)

Вежливость – соблюдение правил приличия, качество воспитанного человека.

Отзывчивость – качество человека, который легко отзывается на чужие нужды, готовый всегда помочь.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем.

С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.

Составьте словосочетание или предложение со словами, которые у вас получились, обозначьте морфемы.


2) Расскажи о слове по данной морфеме.


Скажите, пожалуйста, а можно ли узнать по одной морфеме, к какой части речи принадлежит слово?


Определите, какой части речи принадлежат слова с данными морфемами?

Окончание – ЫЙ -прилагательное, мужского рода, единственного числа, именительного падежа.

Окончание – ИТ – глагол, 1 спряжения, настоящего времени.

Суффикс –ОНОК- существительное, обозначающее «детёныша животного». Одушевлённое, нарицательное, мужского рода, 2 склонения, единственного числа, именительного падежа. (слайд 5)


3) слова – «родственники»


Основной частью, сердцевиной слова является корень. От него растут слова, как ветви на дереве.

Как называются такие слова? (однокоренные)

Без чего не может расти дерево? (без воды)

Возьмите корень этого слова и попробуйте вырастить словесное дерево.

(на доске плакат с нарисованным деревом)

Вот ствол, а вот веточки нашего дерева, только вот беда – ветер принёс листочки с других деревьев, поэтому будьте внимательны.

Выберете только те веточки, на которых однокоренные слова к слову «вода»

2 ученика работают у доски.

Однокоренные слова: подводный, водичка, обезводить, водный, водяной (слайд 6)

Лишние слова: водитель, заводить, завод, провод, проводник.

Запишите все однокоренные слова, выделите корень.

Учитель: А почему вы не записываете остальные слова? Корень у них тоже – вод?

(Омонимичные корни)

Только однокоренные слова называются словами «родственниками»


4) Игра «Третий лишний»


Определите, какие слова в каждой четвёрке «родственники», а те слова. Которые не являются родственниками (лишние) запишите в тетрадь.

А) маленький, малявка, маляр, малыш.

Б) гроза, грозный, гроздь, грозовой.

В) конница, конник, подоконник, конюшня. (слайд 7)

Какое слово, из записанных вами в тетради, соответствует схеме?


(подоконник)

Физкультминутка.



Поработали, устали,

Пора провести разминку. 

Смотрим вверх,

Прогнули спинку.

Покачали головой,

Руки вкрест перед собой. 

Покажите радость встречи,

Руки, положив, на плечи. 

Покачались, как качели.

Ах! – и встали.

Ох! - и сели. 

Снова встали, сели, встали,

Пальцы сжали и разжали,

Не устали?


5) схематический диктант

Учитель диктует слова, дети на листочках записывают схему и показывают учителю для проверки.

Росток, солнечный, засветит, комариный, повеяло, подснежник. (слайд 8)

О каком времени года можно составить текст, используя данные слова? (О весне)

Я предлагаю вам написать сочинение на тему «Весной в лесу», используя слова, которые вы услышали.


4. Работа по развитию речи


Ученики пишут сочинение – миниатюру «Весной в лесу»

(муз. сопровождение П.И. Чайковский «Времена года» - весна)

2-3 работы зачитывают.

Когда вы писали сочинение, то старались не допускать ошибок при написании слов, а что необходимо изучать, чтобы ваша письменная речь была грамотной

(правила из раздела «Орфография»)


5.Работа с учебником


Стр. 183 упр 439.

Распределить слова по видам орфограмм.


6. Тестирование по теме урока (приложение №1)

Тест № 1.
1. Укажи признаки родственных слов.
1) Близки по смыслу.
2) Имеют общую часть.
3) Отвечают на один и тот же вопрос.
2. Какая часть слова называется корнем?
1) Общая часть родственных слов.
2) Часть слова, стоящая в начале его.
3) Общая часть родственных слов, в которой пере¬дается их основное значение.
3. Являются ли слова зарядка и закалка однокоренными?
1) Да. 2) Нет.
4. Являются ли слова рыбка, рыбкой, рыбку однокоренными?
1)Да. 2) Нет.
5. Укажи в каждом стихотворном отрывке однокоренные слова.
1) У малышки муравья
Муравьиная семья:
Сто четырнадцать братишек
Рыжеватых муравьишек.
(В. Орлов)
2) Медвежий марш и вальс медвежий!
С гармошкой мишка на манеже.
Медведица с медведем пляшет,
Им медвежонок лапой машет.
(В. Берестов)
3) Циркач умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться,
И на канате танцевать.
Люблю цирк!
(Е. Благинина)
4) Летят опилки белые,
Летят из-под пилы:
Это плотник делает
Рамы и полы.
(С. Баруздин)
6. Какое слово в каждом ряду «лишнее»?
1) а) смола б) молоть в) смоляной
2) а) чеснок б) честный в) чесночный
3) а) гора б) горный в) гореть
4) а) больница б) большой в) заболеть
5). а) ловить б) улов в) слово
6) а) кол б)колоть в) закалка
7) а) плечо б) заплечный в) залечить
8) а) ржаной б) ржаветь в) ржавчина
1.1, 1.2; 2.3; 3.2; 4.2; 5.1 — муравей, муравьиная, муравьишки; 5.2 — медведь, медведица, медвежонок, медвежий; 5.3 — цирк, циркач; 5.4 — пила, опилки; 6. 1 — б, 6.2 — б, 6.3 — в, 6.4 — б, 6.5 — в, 6.6 — в, 6.7 —в, 6.8 —а;

Тест № 2.
1. Корень в однокоренных словах пишется...
1) одинаково;
2) по-разному.
2. Изменяемая часть слова — это...
1) корень;
2) окончание;
3) приставка;
4) суффикс.
3. Для связи слов в предложении служит...
1) корень;
2) окончание;
3) приставка;
4) суффикс.
4. Для образования новых слов служат...
1) корень;
2) окончание;
3) приставка;
4) суффикс.
5. Сколько корней в слове водопад?
1)1 2)2 3)3
6. Какой приставки не существует?
1) в- 2) за- 3) ок- 4) под-
7. Правописание приставок...
1)не зависит от произношения, их надо запоминать;
2) зависит от произношения.
8. Какого суффикса не существует?
1)-н- 2) -телъ- 3) -ист- 4)-по-
9. Какая часть слова не бывает в начале его?
1) Приставка.
2) Корень.
3) Суффикс.
4) Окончание.
10. Укажи в каждом ряду слово с приставкой.
1) а) (до)рога б) (до)рогой в) (до)города г) (до)говор
2) а) (на)рубил б) (на)града в) (на)лестнице г) (на)лим
3) а) (за)рница б) (за)катилось в) (за)ногу г) (за)ноза
4) а) (при)ехать б) (при)мус в) (при)мне г) (при)нцесса

1.1; 2.2; 3.2; 4.3, 4.4; 5.2; 6.3, 7.1; 8.4; 9.3, 9.4;
10.1 — г, 10.2 — а, 10.3 — б, 10.4 — а.


7. Итоги урока, оценивание.


Чтобы знания были впрок,

Следует кратко повторить урок.

Что является строительным материалом для слова?

Какие слова называются однокоренными?

Что мы с вами повторяли на уроке?


8.Домашнее задание


На выбор:

Сочинить сказку о том, как образуются слова.

2. упр 442, стр 184



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка для 5 класса

Автор: Быкова Татьяна Сергеевна

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133359

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока русского языка  3 класс  по теме «Правописание парных согласных»"
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekturokarusskoghoiazyka3klasspotiemiepravopisaniieparnykhsoghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "266856"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450263539"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока русского языка для 2 класса по теме: «Обобщение знаний о составе слова »"
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokarusskoghoiazykadlia2klassapotiemieobobshchieniieznaniiosostavieslova"
    ["file_id"] => string(6) "284211"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453950627"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока русского языка для 5 класса по теме "Главные члены предложения. Подлежащее""
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-5-klassa-po-tiemie-glavnyie-chlieny-priedlozhieniia-podliezhashchieie"
    ["file_id"] => string(6) "289921"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454874331"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока русского языка для 2 класса по теме "Имя прилагательное". Урок – исследование."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_dlia_2_klassa_po_teme_imia_prilagatelnoe_urok_iss"
    ["file_id"] => string(6) "480479"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1539345379"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(293) "Конспект урока русского языка для 8 класса специальной (коррекционной) школы по теме «Основные грамматические признаки имен существительных и прилагательных»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_dlia_8_klassa_spietsial_noi_korriektsionnoi_shk"
    ["file_id"] => string(6) "362010"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479925066"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства