Тема: «Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)».
Цели:
образовательные: познакомиться с краткой биографией художника, учить «читать» картину, собирать рабочие материалы к сочинению;
развивающие: развивать устную и письменную связную речь, творческие способности и эмоциональную сферу, интерес к живописи, расширять словарный запас, формировать навыки совместной работы в группе;
воспитательные: воспитывать чувство любви к природе, родному краю.
Тип урока: урок развития речи
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая (ребята работают в группе)
Оборудование: репродукция картины «После дождя», портрет художника, аудиозапись «Гроза. Затишье. Радостное пение птиц; презентация; раздаточный материал – отрывок из повести Л. Н. Толстого «Отрочество», учебник, толковые и орфографические словари.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте ребята. Вы находитесь в мастерской художника.-
-Что вы здесь видите? (Мольберт, краски, эскизы, холсты…) С их помощью художник создаёт картину, настоящее чудо, которое живёт и радует нас веками. Мы с вами сегодня тоже попробуем себя в роли художников, да только не обычных, а художников инструментом которых будет слово.
2. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей.
- Закройте, пожалуйста, глаза. Послушайте записи.
(Включается запись «Гроза. Затишье. Радостное пение птиц».)
- Какую картину вы представили? Расскажите.
- Нравится ли вам летний дождь?
- Представьте, что вы вышли после грозы на улицу. Что вы увидели? Что ощутили?
- Вот и сегодня мы с вами будем готовиться к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)» и поговорим о том, что увидел художник после дождя, когда вышел на свою террасу. (Слайд 1 )
- Давайте повторим. Какие жанры живописи вы знаете? Какие типы текста? (Слайды 2-3)
- Вам интересно узнать о художнике и о том, как появилась эта картина?
3.Рассказ о жизни художника, его картине. (Слайды 4-7)
А.М. Герасимов родился в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск), учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист, пейзажист, мастер тематической картины. Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, доктор искусствоведения. Художник А. М. Герасимов долгое время жил в Москве и был кремлёвским живописцем: писал картины вождей Сталина, Ленина, других руководителей страны. Но вскоре он переезжает в родной город Козлов (сейчас это город Мичуринск Тамбовской области). Он очень любил свой дом, сад. Особенно ему нравилось наблюдать за природой во время дождя или после него. Его сестра вспоминала, что однажды его потряс вид их сада после сильного летнего ливня. Художник закричал своему помощнику, чтобы тот быстрее дал ему кисть и палитру. Так за три часа была создана картина «После дождя», которую Герасимов считал одной из лучших своих полотен.
- Что интересного о художнике и его картине вы услышали? (Картина «После дождя» была создана за три часа!)
4. Формулировка темы и задач урока.
- Художник работает с помощью красок, а мы будем в нашей мастерской работать с помощью слова.
-Скажите, а что можно придумать из слов? Правильно. Словосочетания, предложения, текст.
-А какой текст можно составить о картине? (Рассказ, сочинение.)
-Сформулируйте тему урока. («Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя».)
- Что, по-вашему, значит - написать сочинение по картине?
- Понять замысел художника. Проследить, как художник осуществил свой замысел в картине (композиция, цветовая гамма). Передать свое отношение к изображенному на полотне, свои мысли, чувства.
- А как подготовиться к сочинению?
- Нужно собрать необходимые слова, словосочетания, предложения, чтобы получился хороший текст; составить план сочинения. Тогда нам легче будет написать его.
- Вот вы и сказали задачи нашего урока. Скажите, а зачем мы сели группами?
- Мы будем работать вместе, слушать друг друга и помогать друг другу.
- Правильно. Но не спешите взять себе чужое, может быть, ваш вариант тоже хороший, ведь девиз нашей мастерской – «Вы все способны!».
5. Лексическая работа. -Выделите ключевые слова в названии картины. Запишите их в столбик. ( Дождь, терраса, мокрая.)
- Объясните слово «терраса». Можете посмотреть значение слова в толковом словаре. (Летняя открытая (без стен) пристройка к дому, зданию.) Обратите внимание, как пишется это слово.
- Можно ли увидеть в нашей местности террасы?
- Террасы строят в средней полосе России, на юге, у нас же, на севере, рядом с домами стоят веранды.
- Подберите синонимы к словам «дождь», «мокрая». (Чтение вслух синонимов.)
- Для чего нужно их подобрать? Чтобы избежать повторов.
-Подберите прилагательные к существительным «терраса», «дождь». Прилагательные обогащают содержание предложения, с помощью которых будем составлять текст.
6. Повторное рассматривание картины. (Слайд 8)
- Что изображено на картине?
- К какому жанру вы отнесете картину А.М. Герасимова?
- По каким деталям картины мы догадываемся, что только что прошел дождь?
-Удалось ли художнику передать ощущение свежести после дождя?
-У картины два названия. Как вы думаете почему? Какое из названий более точно передает авторский замысел?
-К какому типу текста будет отнесено ваше сочинение?
- Опишите, что видите Круглый стол, букет цветов в кувшине, резные ножки стола, опрокинутый стакан, блеск мокрых поверхностей, тени от предметов. (Слайд 9)
7. Словарная работа(запись в тетрадях). (Слайд 10):
Летний дождь; всё напоено влагой; всё блестит; свежая, умытая ливнем листва; на переднем и заднем плане; пламенеют в стеклянном графине розы; влажный блеск, неяркий солнечный свет; вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина; опрокинутый стакан; сквозь густую зелёную листву видна крыша сарая; ощущается свежесть воздуха и тишина; терраса, перила.
8. Работа с дополнительными источниками. (Слайд 11)
-Какие необычные слова нашёл поэт, чтобы ярче показать изменения в природе?
-Сравните со своим текстом, есть ли у вас какие-то необычные слова.
-Посмотрите в группе, какие слова из стихотворения подойдут к нашей картине. Выпишите их.
-Подумайте, есть ли здесь художественные средства. («Капли на ветках висят, как серёжки» - сравнение, «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке» - метафора.)
-Какова роль этих художественных средств?
-Можно ли использовать эти строчки в сочинении?
б). Конструирование предложений.
- Составим предложения и запишем их в тетрадь, проверим написанное. (Слайды 12-13)
Вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина «После дождя»: «Капли на ветках висят, как серёжки», «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке».
Всё блестит на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе и крышка стола.
Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя.
Кругом влажный блеск и неяркий солнечный свет, и отчётливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступает сразу после дождя.
в). Работа с художественным отрывком.
- Перед вами отрывок из повести Л. Н. Толстого «Отрочество». Прочитайте его выразительно (Слайд 14):
«Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги. Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни. Душа моя улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа. Я высовываюсь из брички и жадно впиваю в себя душистый воздух. Всё мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком. Я не могу усидеть в бричке, бегу к кустам, рву мокрые ветки распустившейся черёмухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом».
- Какое настроение у героя Толстого рождает весенний дождь?
- Похожи ли ваши ощущения, которые вы испытываете, глядя на картину, и ощущения героя?
- Найдите те сочетания, которые можно использовать в сочинении.
- Обратите внимание, какие удивительные слова находят мастера слова, чтобы выразительнее показать картину, точнее выразить ощущения героев. Будем учиться такому мастерству.
г). Подберём синонимы, чтобы избежать повторов (слайд 15)
Картина -полотно, пейзаж
Художник - живописец, пейзажист
Нарисовал - изобразил, показал
9. Обсуждение путей анализа картины.
- Что вам в первую очередь бросилось в глаза, когда вы посмотрели на картину? (Терраса.) Значит, как лучше описать картину? (Сначала передний план, а потом задний план.)
- О чём ещё мы говорим, когда описываем картину художника? (О красках, которые использовал художник)
- А для чего создаются картины? (Художник своей картиной хочет сказать о том, как красива наша земля. Мы, зрители, наслаждаемся созданными образами, проникаемся хорошим настроением.)
- Правильно. Значит, в сочинении нужно ещё и выразить своё настроение.
10. Разговор о цветовом оформлении картины. (Слайд 16)
- Какие краски использовал художник? Запишите в тетради. Выскажитесь в группе и скажите вслух.
- Почему художник использовал именно эти краски?
- Как автор картины показал с помощью красок, что всё мокро и сыро?
Цвет в картине имеет большое значение. Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Мы видим неяркие, спокойные краски: светло-зелёную и тёмно-зелёную гамму, розовато-жёлтые, бордовый тона. Эти сочетания создают летнее настроение. Серебристый оттенок на всех предметах рождает ощущение прохлады.
- А что вы можете сказать о художнике – авторе картины? (Он очень любит свой сад, родную природу. Ему нравится изображать изменения в природе.)
11. Разговор о настроении зрителей (учащихся). - Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Нравится ли вам она? Чем? Какое настроение она создаёт? Ваши ощущения? Запишите 1-2 предложения.
12. Составление плана. (Слайд 17)
- Как будем располагать материал, который вами собран? Составьте свой план. Затем обсудите их в группе и выделите лучшие. Прочитайте их вслух. (Может быть примерно такой план:
1. Перед нами картина А. М. Герасимова «После дождя».
2. Мокрая терраса.
3. Сад после дождя.
4. Колорит картины.
5. Настроение, которое создаёт картина.
13. Составление текста.
- Скажите, можем ли мы теперь составить текст? Составьте свой текст, опираясь на имеющийся материал. Затем прочитайте его в группе. Обсудите. Решите, чьи тексты удачнее. Мы их с удовольствием послушаем. Удачи вам! Помните: вы все способны!
14.Заслушивание лучших текстов, выступления групп. Оценка других групп. Афиширование. (Слайд 18)
- Что понравилось в сочинении? Удачные моменты?
- Чем нужно дополнить?
15. Домашнее задание. (Слайд 19)
Дополнить текст записями из тетради, образными средствами, индивидуальными впечатлениями и написать черновик сочинения.
16. Рефлексия.
- Чему вы сегодня научились?
- Какое открытие вы сегодня сделали?
- Какое у вас настроение?
- Понравилось ли работать группой?
- Что не очень получилось в групповой работе? Как думаете, почему?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка »
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме
«Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова
«После дождя (Мокрая терраса)».
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 4 г.Лениногорска»
МО «ЛМР» РТ
Гришина Л.Н.
Тема: «Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)».
Цели:
образовательные: познакомиться с краткой биографией художника, учить «читать» картину, собирать рабочие материалы к сочинению;
развивающие: развивать устную и письменную связную речь, творческие способности и эмоциональную сферу, интерес к живописи, расширять словарный запас, формировать навыки совместной работы в группе;
воспитательные: воспитывать чувство любви к природе, родному краю.
Тип урока: урок развития речи
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая (ребята работают в группе)
Оборудование: репродукция картины «После дождя», портрет художника, аудиозапись «Гроза. Затишье. Радостное пение птиц; презентация; раздаточный материал – отрывок из повести Л. Н. Толстого «Отрочество», учебник, толковые и орфографические словари.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте ребята. Вы находитесь в мастерской художника.-
-Что вы здесь видите? (Мольберт, краски, эскизы, холсты…) С их помощью художник создаёт картину, настоящее чудо, которое живёт и радует нас веками. Мы с вами сегодня тоже попробуем себя в роли художников, да только не обычных, а художников инструментом которых будет слово.
2. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей.
- Закройте, пожалуйста, глаза. Послушайте записи.
(Включается запись «Гроза. Затишье. Радостное пение птиц».)
- Какую картину вы представили? Расскажите.
- Нравится ли вам летний дождь?
- Представьте, что вы вышли после грозы на улицу. Что вы увидели? Что ощутили?
- Вот и сегодня мы с вами будем готовиться к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)» и поговорим о том, что увидел художник после дождя, когда вышел на свою террасу. (Слайд 1 )
- Давайте повторим. Какие жанры живописи вы знаете? Какие типы текста? (Слайды 2-3)
- Вам интересно узнать о художнике и о том, как появилась эта картина?
3.Рассказ о жизни художника, его картине. (Слайды 4-7)
А.М. Герасимов родился в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск), учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист, пейзажист, мастер тематической картины. Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, доктор искусствоведения. Художник А. М. Герасимов долгое время жил в Москве и был кремлёвским живописцем: писал картины вождей Сталина, Ленина, других руководителей страны. Но вскоре он переезжает в родной город Козлов (сейчас это город Мичуринск Тамбовской области). Он очень любил свой дом, сад. Особенно ему нравилось наблюдать за природой во время дождя или после него. Его сестра вспоминала, что однажды его потряс вид их сада после сильного летнего ливня. Художник закричал своему помощнику, чтобы тот быстрее дал ему кисть и палитру. Так за три часа была создана картина «После дождя», которую Герасимов считал одной из лучших своих полотен.
- Что интересного о художнике и его картине вы услышали? (Картина «После дождя» была создана за три часа!)
4. Формулировка темы и задач урока.
- Художник работает с помощью красок, а мы будем в нашей мастерской работать с помощью слова.
-Скажите, а что можно придумать из слов? Правильно. Словосочетания, предложения, текст.
-А какой текст можно составить о картине? (Рассказ, сочинение.)
-Сформулируйте тему урока. («Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя».)
- Что, по-вашему, значит - написать сочинение по картине?
- Понять замысел художника. Проследить, как художник осуществил свой замысел в картине (композиция, цветовая гамма). Передать свое отношение к изображенному на полотне, свои мысли, чувства.
- А как подготовиться к сочинению?
- Нужно собрать необходимые слова, словосочетания, предложения, чтобы получился хороший текст; составить план сочинения. Тогда нам легче будет написать его.
- Вот вы и сказали задачи нашего урока. Скажите, а зачем мы сели группами?
- Мы будем работать вместе, слушать друг друга и помогать друг другу.
- Правильно. Но не спешите взять себе чужое, может быть, ваш вариант тоже хороший, ведь девиз нашей мастерской – «Вы все способны!».
5. Лексическая работа. -Выделите ключевые слова в названии картины. Запишите их в столбик. ( Дождь, терраса, мокрая.)
- Объясните слово «терраса». Можете посмотреть значение слова в толковом словаре. (Летняя открытая (без стен) пристройка к дому, зданию.) Обратите внимание, как пишется это слово.
- Можно ли увидеть в нашей местности террасы?
- Террасы строят в средней полосе России, на юге, у нас же, на севере, рядом с домами стоят веранды.
- Подберите синонимы к словам «дождь», «мокрая». (Чтение вслух синонимов.)
- Для чего нужно их подобрать? Чтобы избежать повторов.
-Подберите прилагательные к существительным «терраса», «дождь». Прилагательные обогащают содержание предложения, с помощью которых будем составлять текст.
6. Повторное рассматривание картины. (Слайд 8)
- Что изображено на картине?
- К какому жанру вы отнесете картину А.М. Герасимова?
- По каким деталям картины мы догадываемся, что только что прошел дождь?
-Удалось ли художнику передать ощущение свежести после дождя?
-У картины два названия. Как вы думаете почему? Какое из названий более точно передает авторский замысел?
-К какому типу текста будет отнесено ваше сочинение?
- Опишите, что видите Круглый стол, букет цветов в кувшине, резные ножки стола, опрокинутый стакан, блеск мокрых поверхностей, тени от предметов. (Слайд 9)
7. Словарная работа(запись в тетрадях). (Слайд 10):
Летний дождь; всё напоено влагой; всё блестит; свежая, умытая ливнем листва; на переднем и заднем плане; пламенеют в стеклянном графине розы; влажный блеск, неяркий солнечный свет; вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина; опрокинутый стакан; сквозь густую зелёную листву видна крыша сарая; ощущается свежесть воздуха и тишина; терраса, перила.
8. Работа с дополнительными источниками. (Слайд 11)
-Какие необычные слова нашёл поэт, чтобы ярче показать изменения в природе?
-Сравните со своим текстом, есть ли у вас какие-то необычные слова.
-Посмотрите в группе, какие слова из стихотворения подойдут к нашей картине. Выпишите их.
-Подумайте, есть ли здесь художественные средства. («Капли на ветках висят, как серёжки» - сравнение, «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке» - метафора.)
-Какова роль этих художественных средств?
-Можно ли использовать эти строчки в сочинении?
б). Конструирование предложений.
- Составим предложения и запишем их в тетрадь, проверим написанное. (Слайды 12-13)
Вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина «После дождя»: «Капли на ветках висят , как серёжки», «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке».
Всё блестит на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе и крышка стола.
Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя.
Кругом влажный блеск и неяркий солнечный свет, и отчётливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступает сразу после дождя.
в). Работа с художественным отрывком.
- Перед вами отрывок из повести Л. Н. Толстого «Отрочество». Прочитайте его выразительно (Слайд 14):
«Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги. Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни. Душа моя улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа. Я высовываюсь из брички и жадно впиваю в себя душистый воздух. Всё мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком. Я не могу усидеть в бричке, бегу к кустам, рву мокрые ветки распустившейся черёмухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом».
- Какое настроение у героя Толстого рождает весенний дождь?
- Похожи ли ваши ощущения, которые вы испытываете, глядя на картину, и ощущения героя?
- Найдите те сочетания, которые можно использовать в сочинении.
- Обратите внимание, какие удивительные слова находят мастера слова, чтобы выразительнее показать картину, точнее выразить ощущения героев. Будем учиться такому мастерству.
г). Подберём синонимы, чтобы избежать повторов (слайд 15)
Картина -полотно, пейзаж
Художник - живописец, пейзажист
Нарисовал - изобразил, показал
9. Обсуждение путей анализа картины.
- Что вам в первую очередь бросилось в глаза, когда вы посмотрели на картину? (Терраса.) Значит, как лучше описать картину? (Сначала передний план, а потом задний план.)
- О чём ещё мы говорим, когда описываем картину художника? (О красках, которые использовал художник)
- А для чего создаются картины? (Художник своей картиной хочет сказать о том, как красива наша земля. Мы, зрители, наслаждаемся созданными образами, проникаемся хорошим настроением.)
- Правильно. Значит, в сочинении нужно ещё и выразить своё настроение.
10. Разговор о цветовом оформлении картины. (Слайд 16)
- Какие краски использовал художник? Запишите в тетради. Выскажитесь в группе и скажите вслух.
- Почему художник использовал именно эти краски?
- Как автор картины показал с помощью красок, что всё мокро и сыро?
Цвет в картине имеет большое значение. Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Мы видим неяркие, спокойные краски: светло-зелёную и тёмно-зелёную гамму, розовато-жёлтые, бордовый тона. Эти сочетания создают летнее настроение. Серебристый оттенок на всех предметах рождает ощущение прохлады.
- А что вы можете сказать о художнике – авторе картины? (Он очень любит свой сад, родную природу. Ему нравится изображать изменения в природе.)
11. Разговор о настроении зрителей (учащихся). - Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Нравится ли вам она? Чем? Какое настроение она создаёт? Ваши ощущения? Запишите 1-2 предложения.
12. Составление плана. (Слайд 17)
- Как будем располагать материал, который вами собран? Составьте свой план. Затем обсудите их в группе и выделите лучшие. Прочитайте их вслух. (Может быть примерно такой план:
1. Перед нами картина А. М. Герасимова «После дождя».
2. Мокрая терраса.
3. Сад после дождя.
4. Колорит картины.
5. Настроение, которое создаёт картина.
13. Составление текста.
- Скажите, можем ли мы теперь составить текст? Составьте свой текст, опираясь на имеющийся материал. Затем прочитайте его в группе. Обсудите. Решите, чьи тексты удачнее. Мы их с удовольствием послушаем. Удачи вам! Помните: вы все способны!
14.Заслушивание лучших текстов, выступления групп. Оценка других групп. Афиширование. (Слайд 18)
- Что понравилось в сочинении? Удачные моменты?
- Чем нужно дополнить?
15. Домашнее задание. (Слайд 19)
Дополнить текст записями из тетради, образными средствами, индивидуальными впечатлениями и написать черновик сочинения.
16. Рефлексия.
- Чему вы сегодня научились?
- Какое открытие вы сегодня сделали?
- Какое у вас настроение?
- Понравилось ли работать группой?
- Что не очень получилось в групповой работе? Как думаете, почему?