II. Групповая работа над ассоциативным рядом со словом «корень»
Запишите слова или словосочетания, которые приходят к вам, когда вы слышите слово «КОРЕНЬ».
Дети записывают у себя на листочке, получается примерно следующее: корни дерева, корень цветка, корень слова, однокоренные слова. О каких понятиях корня идёт речь?
Таким образом, дети выходят на два понятия корня – ботаническое и грамматическое.
III. Сопоставление с культурно-историческим аналогом. Прочитайте, что по этому поводу говорят ученые.
Каждой группе предлагаются листы с информацией: словарные статьи из толковых словарей С.И. Ожегова и В.И. Даля. Словарь С.И. Ожегова Корень – 1. Подземная часть растения, через которую оно всасывает соки из почвы. 2. Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба (корень зуба), волоса, ногтя. 3. Начало, источник, основа чего-то (перенос.) (корень зла). 4. В грамматике: основная часть слова без ¬ и ^. 5. В математике: математический квадратный корень. Словарь В.И. Даля Корень – 1. Подземная часть всякого растения. 2. Корень зуба, волоса, ногтя, пера – та часть, которая вросла в тело. 3. Мой корень – родина. 4. Корень слова – слог или звук, от которого слово произошло. 5. Математический корень.
Диагностика (степень личного приращения знаний)
Найдите общее в вашем выводе и у ученых. IV. Формулировка темы урока учащимися
- Прежде чем сформулировать тему урока, скажите, какое значение слова «КОРЕНЬ» из перечисленных в толковых словарях важно на уроке русского языка?
Создание проблемной ситуации(образовательной задачи) Работая в группах, вспомните, что вам известно об однокоренных словах и выясните, какие из предложенных слов являются однокоренными? Сформируйте из них группы однокоренных слов Гора, гористый, гореть, горелый, горный, загорал. В чём трудность? С чем вы столкнулись? (корни одинаковые, а лексическое значение у них разное) Что же необходимо знать для того, чтобы правильно определить, являются ли слова однокоренными? (лексическое значение слов) - Определите тему нашего урока «Корень слова в группе однокоренных слов» или «Корень слова. Однокоренные слова» - А разве эта тема для вас новая? - Каковы же тогда цели нашей работы? V. Целеполагание. Сформулируйте их, используя незаконченные предложения (Дети записывают цели в тетради, опираясь на записи на доске) Цели урока: Я хочу узнать …новое о корне слова Мне надо учиться… находить корень слова и однокоренные слова по их лексическому значению Я хочу развивать…орфографическую грамотность VI. Определение корня и однокоренных слов. Актуализация знаний – Вспомните, какое определение корня вы давали в начальных классах? Начните заполнять таблицу, которая у вас на листочках Знаю | Хочу узнать | Узнал новое, научился | | | | Какую колонку вы заполните в конце урока?
Учащиеся вспоминают, что такое лексическое значение слова. Работа в парах с упражнением учебника 79 - Найдите родственные слова, выпишите их, обозначьте в них корни. Устно объясните лексическое значение данных слов. - Сделайте вывод о том, как правильно найти корень слова и какие слова называются однокоренными VII. Физкультминутка
VIII. Тренировочные упражнения Работа в группах Задание. Записать предложения, выбрав нужную букву, и выделить корень. Устно объяснить свой выбор
На скалу набрасывались яростные ва/олы.- На лугу пасутся большие ва/олы. Ветер разве/ивает яркие флаги.- Чтение разве/ивает грамотность. Я да/ою сигнал. – Я да/ою корову - Проверьте по ключу правильность своей работы. Сделайте вывод по вашим наблюдениям.
Индивидуальное задание у доски. На доске ряды слов. Найти «четвёртое лишнее», объяснить свой выбор:
вода – водяной – водитель - подводник узнать – узко – узенький – поуже Ложь – положить – сложу - приложить
Проверка выполненной работы.
IX. Рефлексия – осознание пройденного пути.
- Какие цели сегодня были достигнуты? Закончите фразу: «сегодня на уроке я…» - Закончите заполнение третьей колонки нашей таблицы.
XII. Домашнее задание по выбору: составить игру «четвёртое лишнее»; выполнить упражнение 80; выписать из Толкового словаря 5-6 однокоренных слов со словарной статьёй
|