kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка 5 кл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Корень слова в группе однокоренных слов."5 класс.

Цели урока:

1.Метапредметная

2.Предметная

Ход урока.

1.Орг.момент.Эмоциональный настрой.

2.Групповая работа над ассоциативным рядом со словом "корень".

3.Сопоставление с культурно-историческим аналогом.Прочитайте,что по этому поводу говорят ученые.

4.Формулировка темы урока учащимися.

Создание проблемной ситуации(образовательной задачи)

5.Целеполагание.Сформулируйте их,используя незаконченные предложения.

6.Определения корня и однокоренных слов.Актуализация знаний.

7.Физкультминутка.

8.Тренировочные упражнения.

Работа в группах

Индивидуальное задание у доски.

9.Рефлексия-осознание пройденного пути.

10.Домашнее задание по выбору.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка 5 кл. »

«Корень слова в группе однокоренных слов» 5 класс

Цели урока:

Метапредметная : Расширить изучение понятия «однокоренные слова»


Предметная: Обобщить знания обучающихся о корне слова


Метапредметные задачи

Развитие универсальных учебных действий обучающихся:

Познавательных

Общеучебных:

1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы;

2. Искать и выделять необходимую информацию

Логических:

3. Устанавливать причинно-следственные связи;

4. Строить логические цепи рассуждений;

5. Выдвигать гипотезы

Постановка и решение проблем:

6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера;

Личностных

1. Уметь слушать и вступать в диалог;

2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами;

Коммуникативных

1.Проявлять любознательность при получении знаний;

2.Проявлять интерес к изучению родного языка;

3.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

Регулятивных

1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать";

2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата;

4. Оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания;

Предметные задачи

Образовательные:

конкретизация полученных знаний о корне и однокоренных словах;

закрепить умение распознавать однокоренные слова;

обогащать речь детей.

Развивающие:

развивать орфографическую зоркость;

развивать познавательные процессы: мышление (все виды), логическое, ассоциативное, критическое; внимание, память (зрительную, ассоциативную);

развивать кругозор учащихся.














Ход урока

  1. Орг.момент. Эмоциональный настрой


II. Групповая работа над ассоциативным рядом со словом «корень»

Запишите слова или словосочетания, которые приходят к вам, когда вы слышите слово «КОРЕНЬ».

Дети записывают у себя на листочке, получается примерно следующее:
корни дерева, корень цветка, корень слова, однокоренные слова.


О каких понятиях корня идёт речь?

Таким образом, дети выходят на два понятия корня – ботаническое и грамматическое.

III. Сопоставление с культурно-историческим аналогом. Прочитайте, что по этому поводу говорят ученые.

Каждой группе предлагаются листы с информацией: словарные статьи из толковых словарей С.И. Ожегова и В.И. Даля.

Словарь С.И. Ожегова

Корень – 1. Подземная часть растения, через которую оно всасывает соки из почвы.
2. Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба (корень зуба), волоса, ногтя.
3. Начало, источник, основа чего-то (перенос.) (корень зла).
4. В грамматике: основная часть слова без ¬ и ^.
5. В математике: математический квадратный корень.

Словарь В.И. Даля

Корень – 1. Подземная часть всякого растения.
2. Корень зуба, волоса, ногтя, пера – та часть, которая вросла в тело.
3. Мой корень – родина.
4. Корень слова – слог или звук, от которого слово произошло.
5. Математический корень.

Диагностика (степень личного приращения знаний)

Найдите общее в вашем выводе и у ученых.


IV. Формулировка темы урока учащимися

- Прежде чем сформулировать тему урока, скажите, какое значение слова «КОРЕНЬ» из перечисленных в толковых словарях важно на уроке русского языка?


Создание проблемной ситуации(образовательной задачи)


Работая в группах, вспомните, что вам известно об однокоренных словах и выясните, какие из предложенных слов являются однокоренными? Сформируйте из них группы однокоренных слов

Гора, гористый, гореть, горелый, горный, загорал.


В чём трудность? С чем вы столкнулись? (корни одинаковые, а лексическое значение у них разное)

Что же необходимо знать для того, чтобы правильно определить, являются ли слова однокоренными? (лексическое значение слов)


- Определите тему нашего урока «Корень слова в группе однокоренных слов» или «Корень слова. Однокоренные слова»

- А разве эта тема для вас новая?


- Каковы же тогда цели нашей работы?


V. Целеполагание. Сформулируйте их, используя незаконченные предложения
(Дети записывают цели в тетради, опираясь на записи на доске)


Цели урока:

Я хочу узнать …новое о корне слова

Мне надо учиться… находить корень слова и однокоренные слова по их лексическому значению

Я хочу развивать…орфографическую грамотность


VI. Определение корня и однокоренных слов. Актуализация знаний

Вспомните, какое определение корня вы давали в начальных классах?


Начните заполнять таблицу, которая у вас на листочках

Знаю

Хочу узнать

Узнал новое, научился





Какую колонку вы заполните в конце урока?

Учащиеся вспоминают, что такое лексическое значение слова.

Работа в парах с упражнением учебника 79


- Найдите родственные слова, выпишите их, обозначьте в них корни. Устно объясните лексическое значение данных слов.

- Сделайте вывод о том, как правильно найти корень слова и какие слова называются однокоренными



VII. Физкультминутка

VIII. Тренировочные упражнения


Работа в группах

Задание. Записать предложения, выбрав нужную букву, и выделить корень. Устно объяснить свой выбор

На скалу набрасывались яростные ва/олы.- На лугу пасутся большие ва/олы.

Ветер разве/ивает яркие флаги.- Чтение разве/ивает грамотность.

Я да/ою сигнал. – Я да/ою корову

- Проверьте по ключу правильность своей работы. Сделайте вывод по вашим наблюдениям.

Индивидуальное задание у доски
. На доске ряды слов. Найти «четвёртое лишнее», объяснить свой выбор:

вода – водяной – водитель - подводник
узнать – узко – узенький – поуже

Ложь – положить – сложу - приложить

Проверка выполненной работы.

IX. Рефлексия – осознание пройденного пути.

- Какие цели сегодня были достигнуты? Закончите фразу: «сегодня на уроке я…»


- Закончите заполнение третьей колонки нашей таблицы.


XII. Домашнее задание по выбору: составить игру «четвёртое лишнее»; выполнить упражнение 80; выписать из Толкового словаря 5-6 однокоренных слов со словарной статьёй





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка 5 кл.

Автор: Мавлютова Гузалия Фидаиловна

Дата: 25.11.2014

Номер свидетельства: 135479

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "план-конспект урока  русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И". "
    ["seo_title"] => string(108) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-s-pomoshch-iu-bukv-ie-io-iu-ia-i"
    ["file_id"] => string(6) "148997"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419918060"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства