| II.  Групповая работа над ассоциативным рядом со словом «корень»
 
 Запишите слова или словосочетания, которые приходят к вам, когда вы слышите слово «КОРЕНЬ».
 
 Дети записывают у себя на листочке, получается примерно следующее:
 корни дерева, корень цветка, корень слова, однокоренные слова.
 
 О каких понятиях корня идёт речь?
 Таким образом, дети выходят на два понятия корня – ботаническое и грамматическое.
 
 III. Сопоставление с культурно-историческим аналогом. Прочитайте, что по этому поводу говорят ученые.
 
 Каждой группе предлагаются листы с информацией: словарные статьи из толковых словарей С.И. Ожегова и В.И. Даля.
 Словарь С.И. Ожегова Корень – 1. Подземная часть растения, через которую оно всасывает соки из почвы.2. Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба (корень зуба), волоса, ногтя.
 3. Начало, источник, основа чего-то (перенос.) (корень зла).
 4. В грамматике: основная часть слова без ¬ и ^.
 5. В математике: математический квадратный корень.
 Словарь В.И. Даля Корень – 1. Подземная часть всякого растения.2. Корень зуба, волоса, ногтя, пера – та часть, которая вросла в тело.
 3. Мой корень – родина.
 4. Корень слова – слог или звук, от которого слово произошло.
 5. Математический корень.
 
 Диагностика (степень личного приращения знаний)
 
 Найдите общее в вашем выводе и у ученых.
 
 IV. Формулировка темы урока учащимися
 - Прежде чем сформулировать тему урока, скажите, какое значение слова «КОРЕНЬ» из перечисленных в толковых словарях важно на уроке русского языка?
 
 
 Создание проблемной ситуации(образовательной задачи)
 
 Работая в группах, вспомните, что вам известно об однокоренных словах и выясните, какие из предложенных слов являются однокоренными? Сформируйте из них группы однокоренных слов Гора, гористый, гореть, горелый, горный, загорал. 
 В чём трудность? С чем вы столкнулись? (корни одинаковые, а лексическое значение у них разное) Что же необходимо знать для того, чтобы правильно определить, являются ли слова однокоренными? (лексическое значение слов) 
 - Определите тему нашего урока «Корень слова в группе однокоренных слов» или «Корень слова. Однокоренные слова» - А разве эта тема для вас новая? - Каковы же тогда цели нашей работы?
 V. Целеполагание. Сформулируйте их, используя незаконченные предложения
 (Дети записывают цели в тетради, опираясь на записи на доске)
 
  Цели урока: Я хочу узнать …новое о корне слова Мне надо учиться… находить корень слова и однокоренные слова по их лексическому значению Я хочу развивать…орфографическую грамотность 
 VI. Определение корня и однокоренных слов. Актуализация знаний – Вспомните, какое определение корня вы давали в начальных классах? 
 Начните заполнять таблицу, которая у вас на листочках      | Знаю | Хочу узнать | Узнал новое, научился |   | 
 | 
 | 
 |  
 Какую колонку вы заполните в конце урока?
 
 Учащиеся вспоминают, что такое лексическое значение слова. Работа в парах с упражнением учебника 79 
 - Найдите родственные слова, выпишите их, обозначьте в них корни. Устно объясните лексическое значение данных слов. - Сделайте вывод о том, как правильно найти корень слова и какие слова называются однокоренными 
 
 VII. Физкультминутка
 VIII.  Тренировочные упражнения
 
 Работа в группах Задание. Записать предложения, выбрав нужную букву, и выделить корень. Устно объяснить свой выбор
 На скалу набрасывались яростные ва/олы.- На лугу пасутся большие ва/олы.
 Ветер разве/ивает яркие флаги.- Чтение разве/ивает грамотность. Я да/ою сигнал. – Я да/ою корову - Проверьте по ключу правильность своей работы. Сделайте вывод по вашим наблюдениям.
 Индивидуальное задание у доски. На доске ряды слов. Найти «четвёртое лишнее», объяснить свой выбор:
 
 вода – водяной – водитель - подводник
 узнать – узко – узенький – поуже
 Ложь – положить – сложу - приложить
 Проверка выполненной работы.
 
 IX. Рефлексия – осознание пройденного пути.
 
 - Какие цели сегодня были достигнуты? Закончите фразу: «сегодня на уроке я…»
 
 - Закончите заполнение третьей колонки нашей таблицы.
 
 XII. Домашнее задание по выбору: составить игру «четвёртое лишнее»; выполнить упражнение 80; выписать из Толкового словаря 5-6 однокоренных слов со словарной статьёй
 
 
 
 |