Данный урок является 3-им по теме:"Слово и формы этого слова.Родственные слова". По типу урок применения знаний, умений и навыков. Учебный материал для проведения урока содержится в учебно-методическом комплексе "Русский язык"-это учебник 1ч, тетрадь на печатной основе №1 и методическое пособие. Цель урока: формирование навыка различения родственных слов и форм одного слова. На уроке были использованы фронтальная, работа в паре и группе. Контроль за усвоением знаний осуществлялся в виде учительского контроля, самоконтроля и элементов взаимоконтроля в парной и групповой работе. Для достижения цели урока руководствовалась принципом непрерывного развития ребенка (расположение материала в учебнике с опорой на ранее полученные знания) и принципом прочности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка. »
Урок русского языка. Программа «Перспективная начальная школа»
2 класс
Тема урока: Слово и формы этого слова. Родственные слова.
(3-ий урок по данной теме)
Цель: формирование навыка различения родственных слов и форм
одного слова.
Задачи урока:
1.Закреплять умения различать формы одного слова
и родственные слова, опираясь на умение выделять основу;
находить родственные слова на основе общей части – корня
слова, выделять корень слова.
Формировать личностные УУД:
- ориентироваться на учет чужой точки зрения.
Регулятивные УУД:
- определять задачи урока; - анализировать полученный результат.
Познавательные УУД:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- использовать знаково-символические средства.
Коммуникативные УУД:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык» ч.1, тетрадь для самостоятельной работы №1, презентация, раздаточный материал.
1.Оргмомент.
- Урок русского языка. К уроку мы готовы, но прежде чем приступить к работе, хочу напомнить – в любой работе важно настроение.
- Ребята, у вас какое настроение?
- Все настроены на отличную работу! А эти смайлики помогут оценить нашу работу ( приложение 1 – оценочный лист.)
2.Определение темы и цели урока.
- Ребята, вспомните, какую тему мы изучаем и откройте учебник по закладке (стр.89).
- Кто напомнит тему нашего урока?
На доске открывается запись:
Родственные слова Формы одного слова
- Сегодня какой урок по этой теме? На какой странице учебника он находится? ( 3-ий урок, стр.95).
- Что мы уже знаем про родственные слова? А про формы одного слова? (дети глазами находят нужные слова и дают определение родственных слов и форм одного слова).
- Прочитайте задания к упражнениям для сегодняшнего урока на стр.95, 96. Посмотрите напоминание летучей Мыши.
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
-Согласна, сегодня на уроке продолжим работу по различению родственных слов и форм одного слова и узнаем еще один секрет родственных слов.
3.Работа по теме урока.
а)Определение родственных слов и пропедевтика выделения корня родственных слов.
- Вспомнить, чем отличаются родственные слова и формы одного слова, нам поможет упр.66.
-Какой вывод можно сделать? (слова родственные, так как основы разные).
-Чем отличаются родственные слова и формы одного слова? (основами)
На доске добавляются таблички:
Разные основы одинаковые основы
-Оцените свою работу в оценочном листе.
б)Определение родственных слов на основе общей части-корня и общего смысла.
-Какие еще признаки родственных слов мы знаем? (у родственных слов есть общая часть, которая хранит их общий смысл).
-Эти знания проверим в упр.67.
-Прочитайте задание. Что значит сравнить слова?
-Чем похожи слова? Чем различаются?
-Подумайте, какое слово лишнее? Почему?
(Дети должны объяснить, что у слова «дождался» другой смысл, к дождю никакого отношения не имеет, и лишнее слово «к дождям» - это форма слова «дождь»).
Выписанные слова: дождь, дождевой, дождливая.
Вывод: В русском языке есть такие слова, которые похоже звучат и внешне выглядят одинаково, но к родственным словам не относятся, у них другой смысл.
-Отметим в оценочном листе правильность выполнения этого упражнения.
в)Различение родственных слов и слов, которые похоже выглядят, но родственными не являются (слова, близкие к омографам).
-Предлагаю проверить, все ли слова являются родственными в упр.68?
(Дети в паре обсуждают и выписывают только родственные слова, выделяют общую часть).
Вывод: Какие слова выписали? Почему они родственные?
- Какие лишние слова вмешались? ( Леска, лестница – у них другой смысл).
-А вот как называется общая часть родственных слов, прочитайте на плакате Летучей Мыши.
г) Динамическая пауза.
-Почему «корень»?
-Я вам расскажу одну историю, а вы будете показывать движения.
Презентация. Слайд 1.
Спал цветок и вдруг проснулся, Потянулся, расправил свои листочки, покачал ими. Головку наклонил вперед, назад, влево, вправо. Еще покачал листочками, глубоко вздохнул, выдохнул, Поискал глазами гномика, нашел и улыбнулся ему.
- Зачем я рассказала вам эту историю?
-Растение не может жить без корня, так и в словах от корня рождаются новые слова. Корень – это главная значимая часть слова, в ней содержится общий смысл родственных слов. Родственные слова называются однокоренными.
д)Различение родственных слов и форм одного слова.
-Как будем различать родственные слова и формы одного слова?
Алгоритм действий – на экране. Презентация. Слайд 2.
-Предлагаю эти действия проверить в упр.69.
(Ребята работают в группах и заполняют таблицу) ( Приложение 1).
Самопроверка – на экране. Презентация. Слайд 3.
Вывод: Какие слова называются родственными? А формы одного слова?
-Чем различаются?
-Оцените эту работу в оценочном листе.
-Посмотрите, как сегодня сработали?
Презентация. Слайд 4.
-Встаньте, у кого все правильно. Вы отлично работали на уроке.
-У кого есть ошибки? Мы обязательно над ними поработаем!
4.Рефлексия деятельности.
-Какой секрет родственных слов мы сегодня узнали на уроке?
- Есть ли этот секрет в тетради в упр.37?
-Сможете проверить дома? Это домашнее задание.
Приложение 1.
Оценочный лист.
Задание
Верно!
Есть ошибки.
Неверно
Упр.66
Упр.67
Упр.68
Работа в паре
Упр.69
Работа в группе
Задание для работы в группе
Прочитайте слова.
Трава, травка, травяной, травяные, в травку, травы.
Внимательно прочитайте задание к упр.69 и заполните таблицу.