kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок по лексикологии в пятом классе. Урок-заседание Словарей. Это  урок знакомства с разными видами словарей в игровой форме. Выступление учащихся - составленная вступительная статья о словаре и мини-словарь в картинках. Урок поможет развивать коммуникативные способности пятикалассников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка »

ТЕМА УРОКА. «РУССКОЙ РЕЧИ ГОСУДАРЬ ПО ПРОЗВАНИЮ СЛОВАРЬ»

ЛЕКСИКОЛОГИЯ. Слово. Лексическое значение слова.



ЦЕЛИ УРОКА: 1) воспитывать интерес к книге, слову; 2) формировать речевые умения учащихся по новой теме; 3) совершенствовать навыки работы со словарями.

ТИП УРОКА. УРОК УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

ВИД УРОКА. УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА. УРОК- ЗАСЕДАНИЕ.

ОБОРУДОВАНИЕ. Выставка словарей, портрет В.И.ДАЛЯ, творческие работы учащихся, презентация о словарях русского языка.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

  2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. Определение слова «словарь» (с опорой на раздаточный материал).

  3. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Сообщение темы , цели и задачи урока.

  4. ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.



  1. Слово учителя о словаре. Ознакомление с эпиграфом к уроку.



СЛОВАРЬ – ЭТО ВСЯ ВСЕЛЕННАЯ В АЛФАВИТНОМ

ПОРЯДКЕ.

А. ФРАНС

Чтение стихотворения С.Я. МАРШАКА «Словарь»



С Л О В А Р Ь

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах - события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: `Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой.`
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть. 


С.Маршак. Лирика.



  1. Инсценировка заседания словарей (имена участников-словарей вывешиваются на доске).

Семь учащихся представляют себя, а дети должны отгадать – какой словарь рассказывает о себе.

- ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Рассказывает о трудностях чтения безграмотного письма. Напоминает значение слова «орфограмма». Призывает к ежедневному пользованию словарем.





- ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ. Рассказывает о спортивных новостях на телевизионном канале УТ-1, поясняя значение спортивной терминологии и иллюстрируя слова картинками из своего словаря.



- СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ. Рассказывает о продуктах питания, используя слова, пришедшие в русский язык из других языков.



- ФРАЗЕОЛОГИЧЕКИЙ СЛОВАРЬ. Выступает с юмористическим рассказом, составленным из фразеологизмов (ученик собирается в школу).



- СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ. Рассказывает о замысловатости слов предыдущих словарей и одновременно приводит синонимический ряд к слову ДУМАТЬ.



- ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Сообщает о различии произношения в русских и украинских словах.



- ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Рассказывает о первоначальном значении слов и истории происхождения слов ЦИФРА, ГРАНАТ и знакомит со своим словарем.



  1. Представления дополняются рассказами словарей о назначении каждого из них и иллюстративным материалам к словарям.

  2. Слово берет ведущий заседания словарей и предлагает участникам поработать со словом, на котором веками мир стоял и поныне держится. Учащиеся класса должны отгадать слово , а участники заседания предоставляют словарные статьи об этом слове. Выбрать можно любое слово



5.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

1. Игра «СПРАВОЧНОЕ БЮРО». Из группы слов выбрать слово со значением «составная часть чего-нибудь»

КОМФОРТ, КОМПРОМИСС, КОМПОНЕНТ, КОЛОРИТ.



«Сплотить кого-нибудь для усиления деятельности»

КОНСПИРИРОВАТЬ, КОНКУРИРОВАТЬ, КОНСОЛИДИРОВАТЬ.



«Объединение, соглашение, союз»

КОЛЛЕКТИВ, КОЛЛЕКЦИЯ, КОАЛИЦИЯ, КОЛЛЕГИЯ.

2. Используя фразеологизмы, ответить на вопросы, о ком скажут …

(мухи не обидит, готов сквозь землю провалиться, нелегкая принесла, путается под ногами, клюёт носом).

6.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Метод микрофона.

  1. Что такое словарь?

  2. Из каких словарей можно узнать лексическое значение слов?

  3. О каких словарях вы узнали на уроке?

7.Домашнее задание. Составить тематический толковый словарь из 30 слов.

8. РЕЗЕРВ УРОКА.

Подобрать слова-синонимы для характеристики ПРИЛЕЖНОГО ученика.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока русского языка

Автор: Ширяева Ольга Яковлевна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104886

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "план-конспект урока  русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И". "
    ["seo_title"] => string(108) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-s-pomoshch-iu-bukv-ie-io-iu-ia-i"
    ["file_id"] => string(6) "148997"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419918060"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства