Вводный урок по лексикологии в пятом классе. Урок-заседание Словарей. Это урок знакомства с разными видами словарей в игровой форме. Выступление учащихся - составленная вступительная статья о словаре и мини-словарь в картинках. Урок поможет развивать коммуникативные способности пятикалассников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка »
ТЕМА УРОКА. «РУССКОЙ РЕЧИ ГОСУДАРЬ ПО ПРОЗВАНИЮ СЛОВАРЬ»
ЛЕКСИКОЛОГИЯ. Слово. Лексическое значение слова.
ЦЕЛИ УРОКА: 1) воспитывать интерес к книге, слову; 2) формировать речевые умения учащихся по новой теме; 3) совершенствовать навыки работы со словарями.
ТИП УРОКА. УРОК УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
ВИД УРОКА. УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА. УРОК- ЗАСЕДАНИЕ.
ОБОРУДОВАНИЕ. Выставка словарей, портрет В.И.ДАЛЯ, творческие работы учащихся, презентация о словарях русского языка.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. Определение слова «словарь» (с опорой на раздаточный материал).
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Сообщение темы , цели и задачи урока.
ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Слово учителя о словаре. Ознакомление с эпиграфом к уроку.
СЛОВАРЬ – ЭТО ВСЯ ВСЕЛЕННАЯ В АЛФАВИТНОМ
ПОРЯДКЕ.
А. ФРАНС
Чтение стихотворения С.Я. МАРШАКА «Словарь»
С Л О В А Р Ь
Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах - события печать. Они дались недаром человеку. Читаю: `Век. От века. Вековать. Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой.` В словах звучит укор, и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть.
С.Маршак. Лирика.
Инсценировка заседания словарей (имена участников-словарей вывешиваются на доске).
Семь учащихся представляют себя, а дети должны отгадать – какой словарь рассказывает о себе.
- ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Рассказывает о трудностях чтения безграмотного письма. Напоминает значение слова «орфограмма». Призывает к ежедневному пользованию словарем.
- ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ. Рассказывает о спортивных новостях на телевизионном канале УТ-1, поясняя значение спортивной терминологии и иллюстрируя слова картинками из своего словаря.
- СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ. Рассказывает о продуктах питания, используя слова, пришедшие в русский язык из других языков.
- ФРАЗЕОЛОГИЧЕКИЙ СЛОВАРЬ. Выступает с юмористическим рассказом, составленным из фразеологизмов (ученик собирается в школу).
- СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ. Рассказывает о замысловатости слов предыдущих словарей и одновременно приводит синонимический ряд к слову ДУМАТЬ.
- ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Сообщает о различии произношения в русских и украинских словах.
- ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Рассказывает о первоначальном значении слов и истории происхождения слов ЦИФРА, ГРАНАТ и знакомит со своим словарем.
Представления дополняются рассказами словарей о назначении каждого из них и иллюстративным материалам к словарям.
Слово берет ведущий заседания словарей и предлагает участникам поработать со словом, на котором веками мир стоял и поныне держится. Учащиеся класса должны отгадать слово , а участники заседания предоставляют словарные статьи об этом слове. Выбрать можно любое слово
5.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
1. Игра «СПРАВОЧНОЕ БЮРО». Из группы слов выбрать слово со значением «составная часть чего-нибудь»
КОМФОРТ, КОМПРОМИСС, КОМПОНЕНТ, КОЛОРИТ.
«Сплотить кого-нибудь для усиления деятельности»
КОНСПИРИРОВАТЬ, КОНКУРИРОВАТЬ, КОНСОЛИДИРОВАТЬ.
«Объединение, соглашение, союз»
КОЛЛЕКТИВ, КОЛЛЕКЦИЯ, КОАЛИЦИЯ, КОЛЛЕГИЯ.
2. Используя фразеологизмы, ответить на вопросы, о ком скажут …
(мухи не обидит, готов сквозь землю провалиться, нелегкая принесла, путается под ногами, клюёт носом).
6.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Метод микрофона.
Что такое словарь?
Из каких словарей можно узнать лексическое значение слов?
О каких словарях вы узнали на уроке?
7.Домашнее задание. Составить тематический толковый словарь из 30 слов.
8. РЕЗЕРВ УРОКА.
Подобрать слова-синонимы для характеристики ПРИЛЕЖНОГО ученика.