Тема урока: Роль имени существительного в речи
Цель: 1. Расширить представление учащихся о
коммуникативной, эмоционально –
выразительной роли имен существительных в
речи.
2. Развивать умения различать имена
существительные в тексте
3. Воспитывать любовь к природе, к родине.
Орфографическая минутка
Дс ту зщ се вс фт гв ки жт ше бл пь ное
- Д с т у з щ с е в с ф т г в к и ж т ш е б л п ь ное
Пересмешник
Отправился Дима в дремучий лес . Вот где я зверей увижу!
Спрятался за деревом и уши навострил. Чудеса в лесу . Петух домашний вдруг где-то закукарекал. Собака тихонько потявкала и умолкла. Корова вдруг вдали промычала – уж не заблудилась ли? Гуси прогоготали домашние: эти – то как в лес попали? Курица где-то клохчет – цыплят своих созывает. Даже кошка мяучит! Да что же это такое?
А вот что? Сидит у Димы над головой скворец и на разные голоса щебечет! Повторяет то, что в деревне слышал. Скворец – самый
лучший в лесу пересмешник!
1 склонение – имена существительные 2 склонение- имя сущ. 3 склонение – имя сущ.
мужского рода и женского рода мужского рода и среднего рода женского рода
-ь
-о,-е
-а, -я
окн о
ночь
мор е
степь
конь
Дяд я
Пап а
- Имя существительное- самостоятельная часть речи ,
- которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
- Имена существительные относятся либо к мужскому, либо женскому роду, либо среднему роду; являются собственными или нарицательными; одушевленными или неодушевленными.
- Большинство имен существительных изменяется по числам и падежам, то есть склоняется.
- В предложении имена существительные чаще всего
бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.
Казахстан – моя Родина.
( Казахстан - подлежащее)
Моя родная страна – Казахстан.
( Казахстан - сказуемое)
За границей я часто думаю о Казахстане.
( Казахстан - дополнение)
С самого рождения я живу в Казахстане.
( Казахстан - обстоятельство)
« Имя существительное – хлеб языка».
( Л. Успенский )
К.Г.Паустовский утверждал:
« Нет ничего такого в жизни и нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия»
1 группа: косметика
2 группа: транспорт
3 группа: настроение
Отрывок из стихотворения А. Фета
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени.
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
Бездельник
Труженик
Прогульщик
Усище
хвостище
носик
столик
деревушка
Перемена
Звонок с урока. Переменка.
Кричат дети. Катаются по пепилам. Дерутся,жалуются,обижаются,
мирятся,смеются,бегают,шумят,толкаются,
кувыркаются.
Разговаривают по секрету девочки. Делают замечание дежурные. Звенит звонок на урок. Пустеют коридоры.
Перемена
Звонок с урока. Переменка.
Крик дети. Каток по пепилам.Драка,жалоба,обида ,
мир,смех,бег,шум,толкотня,кувырок.
Разговар по секрету девочки. Делают замечание дежурные. Звенит звонок на урок. Пустота коридоры.
Закрасьте в таблице имена существительные
Красным цветом - если что-то не получилось.
Зеленым – все удалось.
Желтым – я не понял.