Конспект урока развития речи по картинам Васнецова В.М.
Конспект урока развития речи по картинам Васнецова В.М.
Урок по развитию речи по картинам Васнецова В.М. проводится в 6 классе по требованию ФГОС. Класс делится на группы, в ходе работы учащиеся отвечают на вопросы, работают с информацией, что позволяет учителю выяснить, что знают учащиеся о В.М. Васнецове, какие картины художника они видели.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
формирование навыков монологической речи (устной и письменной).
Воспитательные:
пробуждение интереса к культурному наследию русского народа и к мировой культуре;
формирование эстетической потребности в искусстве;
осознание своей национальной идентификации.
Этапы урока.
Оргмомент
На столе перед каждым из вас лист бумаги , а в учебнике на странице 60 упражнения № 148 и 149. Какая работа нас с вами ждёт? ( Недовольные голоса) Понимаю …Сочинение, да ещё и по картине… может быть , как-то облегчим себе задачу? (Предлагают разное. В том числе и поработать вместе)
Предлагаю поработать в группах. Самое простое- повернуться друг к другу и образовать рабочую группу. Но надо обговорить рабочие моменты: как долго работает группа над предложенным вопросом? Что делает класс во время ответа группы? Кто и какие оценки ставит за работу над обсуждением вопроса?
Принимаем план работы: группа работает 7 минут; выступает 1 кто-то от группы; ответ выступающего оценивает учитель; работа каждого в группе оценивается совместно привычными символами: ! + +- -+ - ; ответ группы может дополняться членами других групп; после каждого выступления весь класс делает заметки в тетрадях.
Работа в группах. Задания – на карточках.
Примерные задания:
а) Автор картины? Что о нём известно? Что узнаёте из текстов упражнений? Как понимаете название картины? Каким словарём можно воспользоваться? Какие слова из упражнений подходят для описания картины, а какие нет и почему?
б) Общее впечатление от картины? Какие краски преобладают и почему? Какое место занимает герой на картине? Какой ракурс избирает художник?
в) Каков пейзаж картины? Какие мысли и ассоциации возникают в связи с пейзажем? Как пейзаж связан с героем?
г) Иллюстрация картины « После побоища». Что связывает её с картиной , предложенной в учебнике- « Витязь на распутье» ? Найдите точки соприкосновения.
д ) Работа с иллюстрацией картины Васнецова В.М. « Богатыри». Чем отличается данная картина того же автора от предложенной учебником? Как изображены герои? Кто они? Назовите их имена. Как меняется настроение?
е ) Индивидуальная работа у компьютера – как долго работал художник над картиной «Витязь на распутье» ? Найти объяснение. Для активизации интереса можно предложить найти справку о сроках работы Васнецова над другими картинами.
ж ) Работа в паре над стихотворением Бориса Марьева « На распутье». Как связан текст с работой на уроке? С какой именно картиной? Помогает ли поэт понять смысл картины? Какой момент в раздумьях героя становится понятнее, если только становится понятнее?
Налево – смерть.
В полон возьмут – направо.
А прямо – быть без славы и коня.
И богатырь застыл в тревожных травах,
Копьё над вечным камнем наклоня.
Но это миг.
Вперёд!
За честью бранной!
Лишь вздрогнет степь,
Лишь ветры впереди…
Чего бояться?!
Верен конь буланый.
И меч остёр.
И мужество в груди!
Есть жалкие сомненья:
« Ну куда мне?
Да разве смочь? Не справлюсь,
Хоть умри…»
Иные век стоят над этим камнем,
А посмотреть на них – богатыри.
3.Обсуждение выступлений, запись наблюдений над картиной « Витязь на распутье».
Для перехода к более глубокому пониманию содержания картины предлагается справка учащегося о работе Васнецова над указанной работой. Ребят удивляет срок работы – почти10 лет. Объяснения могут быть разные. Предлагаем работу группы, анализирующей картину « Богатыри». Герои, имена, пейзаж – всё узнаваемо. И разницу в подаче героев и в настроении тоже видят. Вопрос: а если бы витязь повернулся к зрителю лицом, то кто бы это мог быть из трёх богатырей? В один голос отвечают: крайний слева от Ильи Муромца, Алёша Попович. Почему? Физически, фигурой похож на витязя. Значит ,витязь – человек сильный. Но не былинный герой. Кто же он? Кто мог оказаться на его месте? Чьё лицо мы могли бы увидать? Мне потребовались усилия дополнительные в виде прочтения стихотворения Б. Марьева, краткого анализа стихотворения, чтобы прийти к мысли , что на месте витязя мог оказаться любой из нас в какой- то трудный момент своей жизни, т. е смысл картины более глубокий и более широкий, чем просто иллюстрация к былинам. Поэтому и работал художник так долго.
4 . Подведение итогов.
Изменилось ли ваше первоначальное представление о картине? Понравилось ли работать в группах? Все ли умеют работать? Мысли, каких учеников в группах вам понравились?. Собрать листики со списками участников групп с пометками об их работе. Работа на черновиках, дома – на чистовиках. Этот этап работы организуется по усмотрению учителя.