Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Сочинение-описание по картине В.М.Васнецова "Богатыри".»
Тема: Сочинение-описание по картине В.М.Васнецова "Богатыри".
Цели: закрепить представление о лексике; учить составлять сочинение-описание портрета персонажей; обогощать речь; учить строить предложения.
Ход урока.
I Сообщение темы.
IIВступительное слово учителя о русских богатырях.
-Что вы знаете о русском художнике В.М.Васнецове?
-Какие художественные произведения повествуют о богатырях?(Былины)
Вывод: В былинах повествуется о мужественной борьбе русских людей против врагов - кочевников, нападавших на нашу страну.
-Кто же главные герои былин? (Богатыри)
Народ наделяет богатырей силой, смелостью, мудростью.
Наиболее популярный герой былин - богатырь Илья Муромец, крестьянский сын "из города из Мурома, из того ли села да с Карачарова". Много подвигов совершил Илья; уничтожил злое Идолище, победил Калина-царя, убил Соловья-разбойника.
Другим любимым героем народа был богатырь Добрыня Никитич. Он также совершил немало подвигов; уничтожил змея на Ручей - реке; победил богатыря Дуная. Еще один богатырь часто встречается в народных былинах- это Алеша Попович. Он молодой, смелый, сметливый, хотя и не такой сильный, как Муромец и Добрыня.
Картину "Богатыри" Васнецов рисовал почти двадцать лет. он долго выбирал подходящих натурщиков, изучал былины, предметы старины.
В "Богатырях" воедино слились литературные герои и образы творческой фантазии художника, напоминающие своим обликом славян Киевской Руси.
IIIРассматривание иллюстрации картины В.М.Васнецова "Богатыри" и составление устного рассказа.
Посмотрите на картину.
-Что вы видите?
(На картине изображены три богатыря в дозоре на заставе).
Объясните слово застава.(Застава-это в старой России место въезда в город, сторожевая застава, пограничная застава).
-Почему три богатыря изображены? (Троекратный повтор, который используют в сказках)
В лице трех богатырей весь народ стоит на страже родины.
а) Кто находится в центре и как он выглядит?
На доске начало абзаца и план описания портрета, по ходу дописываются слова, характеризующие облик.
В центре на вороном коне.....
Облик - мужественный
фигура - могучая, иско
рост - огромный, громадный
лицо - мужественное, спокойное, суровое
глаза - большие, сосредоточенные, ясные
нос - прямой
губы - крепко сжатые
борода - окладистая с проседью
-Куда смотрит богатырь? (Вдаль)
-Как по - другому сказать, что он делает? (Всматривается, вглядывается).
-Как он смотрит? ( Внимательно, не отрываясь, напряжено).
-Почему он так напряженно смотрит вдаль?
б) Как одет воин?
( На богатыре воинские доспехи)
-Чем защищена голова? (Шлемом)
-Какой он по форме? ( Высокий, с остроконечным верхом).
-Чем защищена грудь, спина, руки? (Кольчугой).
Кольчуга- от слова "кольчатый", "кольцо"- металлическая рубашка из кованых колечек.
-Как выглядит конь?
(Могучий, статный, огромный, сильный)
-Какой он масти?
-Как можно описать позу? (Стоит величественно, высоко, подняв голову с пушистой гривой)
Обобщение. Полный устный рассказ 1ученика.
Примерный рассказ.
В центре на вороном коне сидит Илья Муромец. Уверенность и мощь чувствуется в его богатырской фигуре. У Муромца благородное русское лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Сидит Илья величественно, внимательно всматриваясь в даль. С удивительной легкостью держит он в одной руке тяжелую, а в другой щит. И конь под стать богатырю. Такой же сильный и спокойный. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем.
в) Расскажите (опишите) второго богатыря.
Слева от Ильи Добрыня Никитич.
Слова для справок: блестит серебром кольчуга, щит горит драгоценными камнями, нарядные сапоги, в нарядной сбруе.
Обобщение. Устный рассказ.
Примерный рассказ.
Слева от Ильи Добрыня Никитич. Он сын богатого князя. Одет он богато и нарядно. Блестит серебром кольчуга. Щит горит и переливается
драгоценными камнями. На голове узорчатый высокий шлем. И конь Добрыни в нарядной сбруе.
Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец. Он нетерпеливо сжимает рукоятку меча, наполовину вытянутого из ножен, глаза зорко всматриваются вдаль. Он готов в любую минуту броситься в бой. Но Илья- старший на заставе, без его приказа никто не сдвинется с места.
г) Расскажите о самом младшем богатыре.
Направо от Ильи Муромца изображен Алеша Попович.
Слова для справок: храбрый, смелый, ловкий, находчивый, тугой лук, безбородое лицо, стройная фигура, золотой пояс, шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга, гусли сбоку.
Примерный рассказ.
Направо от Ильи Муромца изображен Алеша Попович. Алеша, сын попа Леонтия, тоже храбрый и смелый. Но видно не силой богатырской он сражается с врагами, и находчивостью и смекалкой.
Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, глаза косит, тугой лук и стрелы держит наготове. Он моложе двух других богатырей. Безбородое лицо по-юношески миловидна. Стройная фигура опоясана золотым поясом. Шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга богаты и красивы, сбоку виднеются гусли. Весельчак и балагур Алеша.
д) Как пейзаж помогает раскрыть образ богатырей?
Природа красива и величава, как и сами богатыри. Застава расположена в степи покрытой ковыльной травой. Над холмистой местностью низкое небо с холодными свинцовыми тучами. За холмами Русь. Над ней возвышаются богатыри, которые вышли на защиту Родины.
IVРабота над лексикой
- Какие слова мы использовали при описании богатырей?
- Почему ушли из общения эти слова?
- Кто их использует и когда?
VСтруктурное составление текста.
Но это будет не научное, а художественное описание.
- Чем научный стиль отличается от художественного?
Определите тип текста.
Докажите.
VIСоставление плана.
План. (сложный)
I Вступление
IIОсновная часть.
1 Илья Муромец.
а) поза а) Внешний вид
б) лицо б) Богатырский конь
в) одежда
г) оружие
д) конь
2 Добрыня Никитич
3 Алеша Попович
III Заключение
Мое отношение к картине. Что хотел выразить художник?
(В этой картине художник выразил любовь народа к богатырям. Картина вызывает чувство гордости за русский народ, доверивший свом сынам- богатырям защищать Родину).
Смотришь на картину и веришь что художник очень любит своих богатырей- защитников русской земли.
VIIЗапись текста
(Работа на черновиках со словарем).
VIIIРедактирование сочинений. Запись окончательного варианта.