kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "Сочинение-описание по картине В.М.Васнецова "Богатыри".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока позволит учителям провести урок по развитию речи и познакомить обучающихся с картиной  выдающегося художника В.М.Васнецова "Богатыри".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Сочинение-описание по картине В.М.Васнецова "Богатыри".»

Тема: Сочинение-описание по картине В.М.Васнецова "Богатыри".

Цели: закрепить представление о лексике; учить составлять сочинение-описание портрета персонажей; обогощать речь; учить строить предложения.

Ход урока.

I Сообщение темы.

II Вступительное слово учителя о русских богатырях.

-Что вы знаете о русском художнике В.М.Васнецове?

-Какие художественные произведения повествуют о богатырях?(Былины)

Вывод: В былинах повествуется о мужественной борьбе русских людей против врагов - кочевников, нападавших на нашу страну.

-Кто же главные герои былин? (Богатыри)

Народ наделяет богатырей силой, смелостью, мудростью.

Наиболее популярный герой былин - богатырь Илья Муромец, крестьянский сын "из города из Мурома, из того ли села да с Карачарова". Много подвигов совершил Илья; уничтожил злое Идолище, победил Калина-царя, убил Соловья-разбойника.

Другим любимым героем народа был богатырь Добрыня Никитич. Он также совершил немало подвигов; уничтожил змея на Ручей - реке; победил богатыря Дуная. Еще один богатырь часто встречается в народных былинах- это Алеша Попович. Он молодой, смелый, сметливый, хотя и не такой сильный, как Муромец и Добрыня.


Картину "Богатыри" Васнецов рисовал почти двадцать лет. он долго выбирал подходящих натурщиков, изучал былины, предметы старины.

В "Богатырях" воедино слились литературные герои и образы творческой фантазии художника, напоминающие своим обликом славян Киевской Руси.


III Рассматривание иллюстрации картины В.М.Васнецова "Богатыри" и составление устного рассказа.

Посмотрите на картину.

-Что вы видите?

(На картине изображены три богатыря в дозоре на заставе).

Объясните слово застава.(Застава-это в старой России место въезда в город, сторожевая застава, пограничная застава).

-Почему три богатыря изображены? (Троекратный повтор, который используют в сказках)

В лице трех богатырей весь народ стоит на страже родины.

а) Кто находится в центре и как он выглядит?

На доске начало абзаца и план описания портрета, по ходу дописываются слова, характеризующие облик.

В центре на вороном коне.....

Облик - мужественный

фигура - могучая, иско

рост - огромный, громадный

лицо - мужественное, спокойное, суровое

глаза - большие, сосредоточенные, ясные

нос - прямой

губы - крепко сжатые

борода - окладистая с проседью

-Куда смотрит богатырь? (Вдаль)

-Как по - другому сказать, что он делает? (Всматривается, вглядывается).

-Как он смотрит? ( Внимательно, не отрываясь, напряжено).

-Почему он так напряженно смотрит вдаль?

б) Как одет воин?



( На богатыре воинские доспехи)

-Чем защищена голова? (Шлемом)

-Какой он по форме? ( Высокий, с остроконечным верхом).

-Чем защищена грудь, спина, руки? (Кольчугой).

Кольчуга- от слова "кольчатый", "кольцо"- металлическая рубашка из кованых колечек.

-Как выглядит конь?

(Могучий, статный, огромный, сильный)

-Какой он масти?

-Как можно описать позу? (Стоит величественно, высоко, подняв голову с пушистой гривой)

Обобщение. Полный устный рассказ 1ученика.

Примерный рассказ.

В центре на вороном коне сидит Илья Муромец. Уверенность и мощь чувствуется в его богатырской фигуре. У Муромца благородное русское лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Сидит Илья величественно, внимательно всматриваясь в даль. С удивительной легкостью держит он в одной руке тяжелую, а в другой щит. И конь под стать богатырю. Такой же сильный и спокойный. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем.

в) Расскажите (опишите) второго богатыря.

Слева от Ильи Добрыня Никитич.

Слова для справок: блестит серебром кольчуга, щит горит драгоценными камнями, нарядные сапоги, в нарядной сбруе.

Обобщение. Устный рассказ.

Примерный рассказ.

Слева от Ильи Добрыня Никитич. Он сын богатого князя. Одет он богато и нарядно. Блестит серебром кольчуга. Щит горит и переливается



драгоценными камнями. На голове узорчатый высокий шлем. И конь Добрыни в нарядной сбруе.

Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец. Он нетерпеливо сжимает рукоятку меча, наполовину вытянутого из ножен, глаза зорко всматриваются вдаль. Он готов в любую минуту броситься в бой. Но Илья- старший на заставе, без его приказа никто не сдвинется с места.

г) Расскажите о самом младшем богатыре.

Направо от Ильи Муромца изображен Алеша Попович.

Слова для справок: храбрый, смелый, ловкий, находчивый, тугой лук, безбородое лицо, стройная фигура, золотой пояс, шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга, гусли сбоку.

Примерный рассказ.

Направо от Ильи Муромца изображен Алеша Попович. Алеша, сын попа Леонтия, тоже храбрый и смелый. Но видно не силой богатырской он сражается с врагами, и находчивостью и смекалкой.

Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, глаза косит, тугой лук и стрелы держит наготове. Он моложе двух других богатырей. Безбородое лицо по-юношески миловидна. Стройная фигура опоясана золотым поясом. Шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга богаты и красивы, сбоку виднеются гусли. Весельчак и балагур Алеша.

д) Как пейзаж помогает раскрыть образ богатырей?

Природа красива и величава, как и сами богатыри. Застава расположена в степи покрытой ковыльной травой. Над холмистой местностью низкое небо с холодными свинцовыми тучами. За холмами Русь. Над ней возвышаются богатыри, которые вышли на защиту Родины.

IV Работа над лексикой

- Какие слова мы использовали при описании богатырей?

- Почему ушли из общения эти слова?



- Кто их использует и когда?

V Структурное составление текста.

Но это будет не научное, а художественное описание.

- Чем научный стиль отличается от художественного?

Определите тип текста.

Докажите.

VI Составление плана.

План. (сложный)

I Вступление

II Основная часть.

1 Илья Муромец.

а) поза а) Внешний вид

б) лицо б) Богатырский конь

в) одежда

г) оружие

д) конь

2 Добрыня Никитич

3 Алеша Попович


III Заключение

Мое отношение к картине. Что хотел выразить художник?

(В этой картине художник выразил любовь народа к богатырям. Картина вызывает чувство гордости за русский народ, доверивший свом сынам- богатырям защищать Родину).

Смотришь на картину и веришь что художник очень любит своих богатырей- защитников русской земли.

VII Запись текста

(Работа на черновиках со словарем).

VIII Редактирование сочинений. Запись окончательного варианта.

IX Анализ творческих работ.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме: "Сочинение-описание по картине В.М.Васнецова "Богатыри".

Автор: Фёдорова Людмила Станиславовна

Дата: 22.09.2024

Номер свидетельства: 656559


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства