Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Прямая речь"»
Прямая речь
Цели:
уточнить, какие существуют способы передачи чужой речи;
повторить знаки препинания при прямой речи, стоящей до и после слов автора;
узнать два новых правила расстановки знаков препинания при прямой речи;
отрабатывать умение расставлять знаки препинания;
развивать речь, мышление;
воспитывать уважительное и бережное отношение к русскому языку.
План.
Слайд № 1.
У. (учитель): Тема урока – прямая речь. Наша задача: уточнить, какими способами можно передавать чужую речь, как в этом может помочь прямая речь, какие знаки препинания для этого нужны.
У.: Ваша домашняя работа была связана с темой нашего сегодняшнего урока. Проверим, что должно было получиться.
Один ученик читает стихотворение, объясняя расставленные знаки препинания. Второй ученик комментирует устно орфограммы (это задание было дано на предыдущем уроке на карточках).
В старину однажды царь дал приказ посыльным Передать в народ закон быстро, как на крыльях, И гонцы, незаписав царское посланье, Поскакали исполнять это приказанье. По дороге тот закон позабыв частично, Каждый говорил лишь то, что запомнил лично. И не понял их народ, высказал укор, Но не смог узнать закон точно досих пор.
У.: Что значит “укор”? (Упрек, порицание.) Почему народ так и не узнал закона? Как и почему следовало поступить гонцам?
У.: Нам и в повседневной нашей жизни часто бывает нужно передать чьи-нибудь слова. Например, учитель просит вас сообщить какую-то информацию родителям. Или один ваш друг рассказал вам замечательную новость, а вы желаете срочно ее сообщить кому-то еще. Ясно, что слова надо стараться передать точно, иначе это будет неправда! Рассмотрим, как это можно сделать.
Слайд №2.
У.: Например, Оля сказала: “Ах, представь себе, сегодня наша команда победила соперников!”Передайте слова Оли разными способами!
(слушаем предложения учеников)
Слайд №3. Обобщение ответов по таблице. Учитель комментирует.
Слайд №4. Сценка – рисунок “Космонавт”.
У.: В тетради кратко перечислите эти способы в столбик. Рядом с каждым составьте свое предложение-пример по сценке на слайде.
Слайд №5. Для запоминания учитель еще раз перечисляет способы передачи речи вслух, они появляются на экране. Какой способ самый точный из них? (Ответы учеников.)
Слайд №6. Слайд с распределением способов по “местам” с точки зрения точности.
У.: Уточним, почему прямая речь - действительно наиболее точный способ из перечисленных.
Слайд №7. Пояснения. Комментирует учитель.
Слайд №8. Определение прямой речи.
Что такое прямая речь? Вспомните, ответьте.
Прочтем определение вслух. (Один из учеников.)
Перечитаем про себя, запоминая.
Повторим хором.
У.: Запишите под диктовку высказывание.
“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! ” - писал Иван Сергеевич Тургенев.
Докажите, что это предложение с прямой речью. (Ученики пишут, затем слушаем ответы двух-трех из них, проверяем по слайду правильность записи.)
У.: Кто правильно поставил знаки препинания? (Поднимут руки, скорее всего, не все ученики.)
У.: Повторим известные нам знаки препинания при прямой речи. В это нам помогут схемы.
Слайд №9.
У.: Запишите предложение под диктовку. “Дом будет прочным!” - воскликнул строитель. Подпишите, какая часть предложения - прямая речь, а где слова автора.
Вспомним, как в схемах мы условно обозначаем их (а, А, п, П).
Слайд №10.
У.: Задание. Подпишите первый столбик “Прямая речь до слов автора”, второй столбик - “Прямая речь после слов автора”. Распределите в них известные вам схемы. (Затем проверка по слайду, с примерами.)
У.: Подведем итог.
Прямая речь всегда заключается в... (кавычки).
Если прямая речь стоит до слов автора, то после нее должно стоять ...(тире).
Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней должно стоять ... (двоеточие).
Напоминаю: какой знак поставить в конце прямой речи, зависит от самого предложения. Например, если его интонация восклицательная, то в конце нужен “!”
(Напомнить также следует о точке и запятой.)
Слайд №11.
У.: Задание. Записывая предложения со слайда, поменяйте местами слова автора и прямую речь. Подтвердите правильность расстановки знаков препинания схемами.
“Скажите, пожалуйста, который час?” - обратился ко мне прохожий. “Восемь часов”, - ответил я. Старик обрадовался: “Ох, спасибо, значит, я не опоздал”. Я улыбнулся: “Не за что!”
Затем проверим. На слайде появляется версия записи ответа, учитель спрашивает, верна ли она. Нарочно допущенную ошибку со знаком препинания точка в предложении №2 учитель исправляет по слайду. В этом месте ученики часто допускают ошибки.
Слайды №12-13.
У.: Познакомимся с двумя новыми правилами о знаках препинания при прямой речи.
Объяснения учителя по слайдам. Запись учениками примеров вместе с новыми схемами.
Слайды №14-15. “Без труда не выловишь и рыбку из пруда”. Упражнение на закрепление нового материала. Выбор 1-го из 2-х вариантов написания (устно всем классом).
(Слайды №16-17 скрытые.)
Слайды №18-19.
У.: Упражнение (письменно). Расставьте знаки препинания в предложениях (затем самопроверка по слайду).
“Как странно все сегодня! - Алиса продолжала разговаривать сама с собой.- А вот вчера все было обычно”. “Что это за книжка, - подумала Алиса, - если в ней нет картинок?” “Как же я опаздываю! – бормотал себе под нос Кролик. - Я заставляю долго ждать герцогиню”. “Едят ли кошки, - размышляла Алиса, - летучих мышей?” (По Л. Кэрроллу, “Алиса в стране чудес”)
Слайды №20-25.
У.: Подведем итог. Закроем тетради. Работаем в парах. На экране будет появляться вопрос. Ваш сосед по парте вполголоса должен ответить вам на него, а на следующий – вы ему. Каждый проверяет сам себя. (Демонстрируются вопросы, пауза для ответов в парах, затем – проверка по слайду.)
На экране остается слайд №26.
У.: Кто не сделал ни одной ошибки? Только одну? (Ученики поднимут руки.)
Домашнее задание устное - выучить по учебнику главу 35, подобрать свои примеры.