Конспект урока по русскому языку на тему: «Современные варианты орфоэпических норм»
22.10.2014г.
Этапы урока | Цель этапа | Действия учителя | Действия обучающихся | Результат |
Этап 1. Организационный этап | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | 1. Учитель организует обучающихся, взаимодействует с классом, предлагает провести небольшую словарную работу Сегодня мы проведем «Мозговой штурм». Вам нужно будет вставить в словах пропущенные буквы. Выделенный звук затранскрибировать. Как вы думаете, что объединяет эти три термина? (все они участвуют в построении правильной красивой грамотной речи).(слайд2) | Личностные УД: Самооценка готовности к уроку. Учащиеся включаются в учебную деятельность, читают текст | Учебно-познавательный интерес к данному уроку |
Этап 2. Мотивационный этап | Вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока | Перечислите единицы, которые связаны с изучением фонетического уровня языка? ( фонема, ударение, интонация) В чем отличие фонетических законов от норм произношения? (в русском языке ударный звук [о] в безударном положении меняется на [а] (в[о]ду – в[а]да, т[о]чит – т[а]чить); Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Помните ли вы раздел науки о языке, изучающий правильное произношение и правильную постановку ударения? Итак, орфоэпия - совокупность правил литературного произношения и звукосочетаний. Также изучает правила постановки ударения). Исходя из этого, запишем тему нашего сегодняшнего урока: «Современные варианты орфоэпических норм.» (слайд 3, 4) | Регулятивные УД: Целеполагание; Коммуникативные: Ответы на вопросы; Познавательные: Поиск и выделение информации, подведение под понятие, доказательства. Фронтальная работа Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, выделяют информацию, определяют тему урока | Личностные: Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности. Метапредметные УД: Самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижению цели. |
Этап 3. Знакомство с новым материалом | Познакомиться с высказываниями известных лингвистов, современными вариантами орфоэпических норм. | 1.Работа с учебником Прочитайте известное высказывание о языке (упр.119,120 стр.120). Что вы знаете о его авторе? (Н. Карамзин-реформатор русского языка, поэт, писатель, переводчик, внес в русский язык такие слова как «впечатление», «влияние», «влюбленность»; Д. Розенталь - советский и российский лингвист, автор многочисленных трудов по русскому языку (слайд 5). Выскажите свое мнение. Стр.121. Прочитайте правило. Что мы узнали о правильном произношении слов и современных вариантах орфоэпии? (слайд 6) | Познавательные УД: Устная работа с высказываниями, правилом; | Предметные: Знакомство с высказыванием известного писателя, правильной постановке ударения. |
Этап 4. Активизация полученных знаний | Практическое применение полученных знаний; | 1. Работа с аудиозаписью упр.121 Прослушайте аудиозапись речи разных людей. Какие ошибки в их речи вы заметили? Нужно ли исправлять такие ошибки, если да, то как?(тОрты,квартАл, понялА, тУфля, нОгу, жалюзИ, звонИт,ракУшками,киломЕтр,оплатил проезд, скучаю по тебе). Упр.123. Объясните по какому принципу разделены слова по группам? О чем это говорит? (что в русском языке ударение разноместное, может стоять как на первом слоге, так и на втором и на третьем). (слайд 7) Упр.125 (графически эти слова одинаковы, но различие в произношении, пикировАл рассаду, но пикИровал самолет, и значения данных слов различны). (слайд 8) | Познавательные УД: Устная и аудио работа с текстом; Работа с учебником; Выполнение практических упражнений. Регулятивные УД: Работа в группах Коммуникативные УД: Учащиеся рассуждают и выражают свои точки зрения, учитель обобщает ответы учащихся. Учащиеся дают ответы, учитель подводит учащихся попробовать самостоятельно сформулировать правила правильной постановки ударения | Предметные: Опознавание однородных членов предложения в тексте по заданным признакам. Метапредметные: Научились правильно строить свои ответы и высказывания, извлекать необходимую для выполнения упражнений информацию, отбирать и систематизировать материал по теме урока |
Этап 5 Физминутка | | | | |
Этап 6. Закрепление изученного материала | Организация деятельности для отработки навыков
| Предлагаю выполнить упр.126 самостоятельно. Прослушайте стихотворение Алексея Ерошкина «Неграмотный пират». Напишите, что должен был сделать пират с кладом, но только не ошибитесь в выборе правильного варианта. Ведь вы не похожи на пиратов? (положИть, покладу-положу). (слайд 9) Упр.127 прослушайте слова из рубрики «Говори правильно». Работа в паре. Составьте и запишите предложения со словами из рубрики, а лучше сочините небольшие забавные стихи, рифмовки. Обменяйтесь друг с другом и проверьте правильно ли вы произносите слова. Упр.128 (дополнительно). По заданию. | Познавательные УД: Выполнение упр.126 Регулятивные УД: Самостоятельное выполнение упражнения, работа в паре Коммуникативные УД: Учащиеся самостоятельно и в паре формулируют правила правильной постановки ударения и выбор правильной формы слова | Предметные: определить правильную постановку ударения и форму слова. |
Этап 7 Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) | Обобщение ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка | Предлагаю ответить на вопросы: – какова тема урока? – какую цель ставили? – достигли ли цели? – какое правило использовали? -как вы оцениваете свою работу на уроке? (слайд 10) | Отвечают на вопросы. Дают оценку своей деятельности, оценивают работу одноклассников. | Ценностное отношение к деятельности и её оценка |
Этап 8 Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок | Закрепить полученные знания. Развить творческие способности | Домашним заданием у нас будет упр.129. Вы видите, что упражнение предполагает два пункта. В первом пункте нам предлагается записать орфоэпический словарь. Какие инструкции нам необходимы для составления словаря? Во втором пункте у нас проектное задание, но этот проект долгосрочный. Понаблюдайте за речью своих одноклассников, знакомых, родственников и запишите слова, в которых допускаются орфоэпические ошибки. Соберите материал, но помните о том, что перед защитой своего проекта, вы должны договориться с участниками эксперимента – дать свое согласие на участие в нем. Уважительное отношение друг к другу – важнейшее условие положительного исхода. (слайд 11, 12) | Самостоятельная домашняя работа. Долгосрочный проект. | Закрепление полученных знаний, развитие творческих способностей. |