kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка. Тема: "Современные варианты орфоэпических норм".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

МБОУ Греково-Степановская СОШ











Конспект урока в 6 классе по русскому языку.

Тема: «Современные варианты орфоэпических норм»



Дата: 18.10.2019 г.









Учитель:

Кондарюк Анастасия Сергеевна

Без категории



План урока

Тема: Современные варианты орфоэпических норм.

Цели: 

1) знать определение орфоэпии;

2) знать типы орфоэпических норм;

3) уметь определять нарушение орфоэпической нормы;

4) совершенствовать навыки работы с языковым материалом.

Вид занятия: урок

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: конспект, блок-схема.

Ход урока

1. Организационный момент

- приветствие

- проверка состава учеников


2. Проверка знаний учеников

- Дать определение понятия язык, речь, литературный язык.

- Рассказать о видах языковой нормы.

- Указать предложения, в которых наблюдается нарушение языковой нормы.


3. Изложение нового материала

1) Орфоэпия.

2) Акцентологические и произносительные нормы.

3) Работа с орфоэпическим словарём.

Эвристическая беседа


4. Закрепление изученного материала

1) Отредактируйте языковой материал с учетом требований произносительных норм

2) Отметьте нарушения акцентологических норм в приведённых предложениях.

Работа в парах

Самостоятельная работа с последующей проверкой


5. Подведение итогов проведенного урока

Обобщение, комментарии с пояснением


6. Задание для самостоятельной
работы учеников во внеурочное время

Выписать из орфоэпического словаря 10-15 примеров, в которых чаще всего допускается нарушение орфоэпических норм .

Готовиться к выполнению теста.

Практическая часть

Тема: Современные варианты орфоэпических норм.


Частные дидактические цели:

Познавательные:

- знать основные виды орфоэпических норм;

- знать основные правила орфоэпии.

Познавательно - операционные:

- совершенствовать навыки работы с текстом;

- соблюдать в речи орфоэпические нормы.


Вид занятия: урок

Тип урока: комбинированный

Учебное время: 2 часа

Оборудование урока: конспекты, блок-схема «Орфоэпические нормы»


Ход и содержание урока

I Оргмомент. II Повторение изученного материала (устный опрос)

1. - Дать определение понятия язык, речь, литературный язык;

- рассказать о видах языковых норм.

- укажите номера предложений, в которых наблюдается нарушение языковых норм.

1) На место происшествия прибыли работники уголовного розыска с собаками, которые были вызваны для поимки преступников.

2) Возможно, у нас есть возможность дать ему возможность выразить своё мнение по поводу проведения референдума.

3) У меня ночью заболел зуб. Пошёл, выпил, стало полегче. Пришлось повторить. Моя вина в том, зачем я с больным горлом прополз под забором (из объяснительной).

4) Как сказал в частной беседе один из высокопоставленных сотрудников МВД: «Если совсем достало, милиционер может с глазу на глаз обматерить своего начальника, даже дать ему по морде. Но ни в коем случае не вытаскивать наши внутренние заморочки на публику».

5) Нам нужно сделать всё равно в любом случае всё для того, чтобы наш народ как бы не ощутил этих последствий.

6) Табун солдат ворвался в Зимний дворец, вытащил из-под стола временное правительство и посадил в Брестскую крепость.

7) Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.


III. Объяснение нового материала (эвристическая беседа, частичное конспектирование учебного материала)

Орфоэпия – раздел лингвистики, изучающий правильное произношение слов, звуков, буквосочетаний. Орфоэпическая система русского языка формировалась столетиями; за каждым произношением его территориальное или историческое обоснование. Известно, что ряд орфоэпических норм сохраняет следы так называемого старомосковского произношения, ориентированного на устную повседневную речь; другие нормы, наоборот, обязаны своим возникновением письменной речи и утвердились как факты петербургской (ленинградской) произносительной традиции.

Нормы русской орфоэпии связаны с различными фонематическими явлениями. Эти явления могут приводить к ошибкам:

- уподоблению звуков (ассимиляции): «лаболатория», «брансбойт» вместо «лаборатория», «брандспойт»;

- расподоблению звуков (диссимиляции): «ветилинар», «колидор» вместо «ветеринар», «коридор»;

- устранению звуков: «здрассьте», «щас» вместо «здравствуйте », « сейчас »;

- добавлению звука внутри слова: «дермантин», «беспрецендентный» вместо «дерматин», «беспрецедентный»;

- мене звуков: «паликмахерская», «колесо оборзения» вместо «парикмахерская», «колесо обозрения»;

- стяжению звуков: «нет брелка», «чё» вместо «нет брелока», «чего».

Нормы русского языка лишь ограниченно допускают скопление гласных, так как несколько одинаковых гласных подряд требуют искусственного разделения звуков. (Попробуйте произнести, например: об Антонии и Иоанне.)


Произносительные нормы.

Нормы произнесения гласных звуков

Гласные звуки отчётливо произносятся лишь под ударением. Ударение в русском языке является динамическим, разноместным (клеточка, король, коромысло), подвижным (город – города – городов).

В безударном положении звучание гласных меняется. Процесс ослабления чёткости звучания гласных в безударном положении носит название редукции.

Для современной произносительной системы русского языка характерно «иканье», т.е. в безударном положении все гласные, кроме У, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [ и ]. Например: лес [э] - лесник [и]; грязь [a] – в грязи [и]; лист [и] - листок [и].

После согласных Ж и Ш буквы О, Э в первом предударном слоге реализуются звуком [ы], этот же звук произносится на месте буквы А в словах: жалеть лошадей, жакет.

Нормы произнесения согласных звуков

Согласные звуки отчётливо произносятся перед гласными, перед согласными Л, М, Н, Р, Й, перед буквой В, перед разделительными Ъ и Ь знаками.

Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: бег [к], лодка [т].

Перед мягкими согласными парные твёрдые согласные смягчаются: казнь [зн].

Правила, отражающие современные орфоэпические нормы

1. Буква Г на конце слова бог произносится как [х].

2. –ОГО/-ЕГО в прилагательных мужского и среднего родов произносятся как о[в]о/ е[в]о.

3. ЗЖ и СЖ произносятся как [ж] (на стыке морфем или служебного слова со знаменательным): сжать.

4. ЗЧ и СЧ произносятся как [ щ ] (на стыке морфем): счёт.

5. ДЧ и ТЧ произносятся как [ ч ] (на стыке морфем): отчёт.

6. –ТСЯ и –ТЬСЯ произносятся как [ ца ] (в глаголах): подписаться.

7. ДС и ТС произносятся как [ к ] перед К (в прилагательных): детский.

8. ЖД произносится как [ шт ] и [ щ ] в слове дождь и производных.

9. ЧН произносится как [ ч н ] - в большинстве слов, но произносится как [ шн ] в словах ску[шн]о, коне[шн]о, наро[шн]о, праче[шн]ая, скворе[шн]ик, Ильини[шн]а и др.

10. ЧТ произносится как [шт]: чтобы, что и т.д., но нечто [чт].

11. ГЧ произносится как [ х к ] – в словах лёгкий, мягкий.

12. ГЧ произносится как [ хч ] – в словах легче, мягче.

13. СТН, НТСК, СТЛ, НДСК, ЗДН, РДЦ, ЛНЦ, ВСТВ, ЛВСТВ – содержат непроизносимую согласную: солнце.

14. Двойные согласные в заимствованных словах произносятся обычно как долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука: ванна, грипп.

15. Во многих иноязычных словах после гласных пишется Е, а произносятся согласные твёрдо: ателье [тэ], кафе [фэ]. Но в целом ряде заимствованных слов согласные перед Е произносятся мягко: академия, декада, музей.

16. В начале слов буквы Э и Е пишутся в соответствии с произношением (экспорт, егерь, эхо, Ева ). После И, а также после согласных пишется буква Е (гигиена, диета, кашне, стенд).Исключения: иноязычные слова мэр, сэр, пэр и некоторые собственные имена (Улан-Удэ).

Акцентологические нормы.

Сложность и прихотливость русского ударения известна всем. Во многом это обусловлено спецификой русского ударения в целом. Оно отличаетсяразноместностью (может быть на любом слоге в слове: ку́хонный,экспе́ртныйпроходно́й) и подвижностью (может менять своё место в разных формах одного слова: нача́тьна́чалначала́на́чали). Кроме того, ударение может меняться с течением времени.

Например, сейчас прилагательное дневное мы произносим с ударением на окончании (лампа дневно́го света), а в XIX веке оно произносилось с ударением на корне («Погасло дне́вное светило», – писал А.С. Пушкин).

Однако колебания в постановке ударения наблюдаются и в пределах одного отрезка времени (в современной речи можно услышать творо́г итво́рогна́чал и нача́лдогово́р и до́говор). Следует помнить, что такие варианты произношения редко бывают равноценными.

Так, одинаково правильным в литературной речи считается произношение творо́г и тво́рогбаржа́ и ба́ржакамфара́ и ка́мфора,комба́йнер и комбайнёрщепо́ть и щёпоть.

Обычно варианты различаются сферой употребления (литературный и нелитературный; основной, то есть используемый в официальной обстановке, и допустимый, то есть менее желательный вариант, который тем не менее находится в пределах правильного). Например, произношение Он занялся́ своими делами считается основным в литературном языке, тогда как произношение Он заня́лся своими деламидопускается, но менее желательно. Говорить же Он за́нялся своими делами в литературной речи не рекомендуется, поскольку это просторечный вариант.

Достаточно много вариантов произношения существует в литературной и профессиональной речи.

Интересное явление наблюдается в отношении произношения словколледж и коллеж. Слово колле́ж (среднее учебное заведение) все словари дают с ударением на последнем слоге. Это не удивительно, поскольку это слово французского происхождения. У существительного же колледж орфоэпический словарь 1997 года основным вариантом считает произношение колле́дж. Вариант ко́лледж даётся как допустимый, но менее желательный. Но именно этот вариант (ко́лледж) словарь иностранных слов 1998 года даёт не только как основной, но и как единственный. Таким образом, мы явно наблюдаем тенденцию к закреплению под влиянием английского языка именно произношенияко́лледж как основной литературной нормы.

Обратите внимание

Постановка ударения часто является «лакмусовой бумажкой» уровня речевой культуры человека. Достаточно услышать доку́ментмага́зин,кило́метрква́ртала́лкогольмо́лодежь, чтобы понять, что человек не владеет основными нормами литературного произношения.


IV. Отработка умений

1. Произнесите слова и формы слов, обратите внимание на ударения в них.

Аре́ст, бе́здарь, библиоте́ка, быстрина́, вало́м вали́т, вдовство́, ве́рба, внаймы́, во-пе́рвых, впереди́, втри́дорога, вчерне́, вью́га, гекта́р, гумно́, гу́сеница, добела́, добы́ча угля, до́ллар, докуме́нт, досу́г, до́чиста, дре́вко, жа́воронок, же́мчуг, зави́дно, зло́ба, Изра́иль, ина́че, и́ноходь, инструме́нт, и́скра (искра́ – в профессиональной речи), и́сстари, ка́мбала (допустимо – камбала́), каучу́к, ки́рза (допустимо – кирза́), коры́сть, крапи́ва, краса́вец, креме́нь, ломо́ть (допустимо – ло́моть), магази́н, мастерски́, молодёжь, ну́жно, без обиняко́в, общо́, острога́, отзы́в депутата, пе́ревязь, по́хороны, вернуться с похоро́н, готовиться к похорона́м, прида́ное невесты, раку́шка, си́лос, слепе́нь, сна́добье, созы́в съезда, депутаты первого созы́ва, свёкла, слабина́, сопло́, ста́туя, большие сре́дства, столя́р, тамо́жня, танцо́вщик, танцо́вщица, малая толи́ка, ту́фля, фарфо́р, фреза́ (допустимо устаревающее – фре́за), цеме́нт, це́нтнер, цыга́н, чёт и не́чет, чи́стильщик, ше́ршень, шестерня́, шофёр, щаве́ль, ще́бень.

2. Пользуясь словарями, определите, в каких словах перед звуком [э] твердый согласный, в каких — мягкий. Возможно ли как-то по-другому сгруппировать слова, чтобы не запоминать каждое в отдельности?

Брюнет, деградация, гейзер, дебют, денационализация, номинация, интервал, интервент, корнет, кларнет, кратер, критерий, маузер, музей, реле, ренегат, сонет, сервис, сессия, сеттер, стратег, темп, термин, фланель, шинель, шрапнель, экспресс.

3. Прочитайте вслух слова. Понаблюдайте, как их произносят другие. Чем можно объяснить разное произношение этих слов?

Агр’ессия, акад’емия, армрестлинг, конкр’етный, д’екан, кафетерий, д’иета, интервью, муз’ей, д’емаскировать, интервент, д’евальвация/ девальвация,, д’екада, д’ефис, идентичный, г’ейзер, ватерлиния, тенденция, реле, тезис, фарватер, кр’итерий, компет’ентный, конт’екст, кредо/ кр’едо, кр’ем, депо, д’еградация, бутерброд, бижутерия, бестселлер, бартер, газ’ель, генетика, пат’ент, либретто, лорнет, менеджер, н’ейлон, толь, тембр, темп.

4. Прочитайте слова, объясните их значение. Какие ошибки встречаются иногда в речи при их произнесении? Какие слова и формы влияют на это?

Инцидент (происшествие, обычно неприятное, недоразумение, столкновение), прецедент (случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же рода), бабушка (мать отца или матери; вообще старая женщина), будущее (следующее за настоящим), следующий (ближайший после чего-либо; который следует, перечисляется далее), яства (кушанья, обычно изобильные, разнообразные, изысканные), двурогий (имеющий два рога), беспрецедентный (небывалый), времяпрепровождение (способ проводить время), пирожное (небольшое кондитерское изделие из сдобного теста, обычно со сладкой начинкой, кремом).

5. Что в приводимых рядах слов является «четвертым лишним»? Ответ мотивируйте. Допущенные ошибки устраните, а после этого прочитайте и запомните слова.

1) Дерматин, инцидент, интендант, прецендент (надо: прецедент).

2) Явство (надо: яство), светопреставление, летоисчисление, времяисчисление.

3) Более-менее, бивак, времяпрепровождение, бранчливый (надо: бранный или драчливый).

4) Будущий, следующий, обуславливать (надо: обусловливать), останавливать.

V. Итог урока

  • Дайте определение орфоэпии.

  • Назовите виды орфоэпических норм.

  • Охарактеризуйте произносительные нормы.

  • Охарактеризуйте акцентологические нормы.


VI. Домашнее задание.

Выучить теоретический материал.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка

Автор: Кондарюк Анастасия Сергеевна

Дата: 29.10.2019

Номер свидетельства: 524661

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-1-klassie-zaghlavnaia-bukva-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "128510"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415530333"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства