I. Организационный момент. Психологический настрой на урок. Начинается урок Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Хорошо запоминать. И в дальнейшее своей жизни Эти знанья применять. - Сейчас у нас урок русского языка (слайд 1) Попрошу вас быть внимательными, сообразительными, культурными. Без вашей помощи мне будет очень трудно. II. Актуализация знаний. 1. Минутка чистописания. П Постановка проблемного вопроса -Я предлагаю вам поработать над красотой письменной речи. Вспомним каллиграфическое написание одной строчной буквы. Какой? Догадайтесь. - Эта буква обозначает парный согласный звук. (Таких букв 12) - Эта буква обозначает согласный парный звонкий звук (Таких букв 6) - Эта буква обозначает согласный парный звонкий твёрдый звук и стоит первой в записи слова, значение которого важно для каждого из нас. Про него говорят: «Он всегда тебя сможет выручить, если что-нибудь приключилось вдруг..» Друг Из скольких элементов состоит строчная буква д? (из двух) - Напишите: половину строки овал, а вторую половину наклонную с закруглением внизу прописывая петельку. - Подчеркните карандашом самую красивую на ваш взгляд букву. Я желаю, чтобы вся ваша письменная работа была так же красива и правильна. 2. Звукобуквенный анализ. Словарная работа. Посмотрите на запись. Знакома ли вам она? (слайд 2) (транскрипция) [т\ и т р а т\] (транскрипция) - Произнесите слово. Запишите транскрипцию в тетрадь, посчитайте сколько звуков. Найдите звуки в слабой позиции. Дайте характеристику каждому звуку и обозначьте его буквой. [т\ и т р а т\] – 6 зв., тетрадь – 7 б. * У доски работают 2 человека. Он придет на помощь в трудную минуту. (ДРУГ). - Составить транскрипцию. [д р у к] - Посчитать количество звуков и букв. Записать слово. Проверь.( 4 слайд) Проблемный вопрос. У. Почему разное количество звуков и букв? У. Почему произносим [т'], а пишем д [к], а пишем г - Вы хотите это узнать? Обязательно выясним. У. - Что общего в этих словах?(5 слайд) Тетрадь Друг Д. оканчиваются на парные согласные. У. - Дайте полную характеристику парных согласных звуков. Д. Согласные могут быть твердыми и мягкими, парные, глухие и звонкие. III. Сообщение темы и цели урока. -Кто догадался какой будет тема нашего урока? -В чём заключается необходимость изучения данной темы? Д. - Сегодня мы будем учиться писать слова с парной согласной на конце слова. (6 слайд) Прочитаем правило в стихах. Парные согласные Самые опасные Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг. Парный сразу проверяй, Слово смело изменяй: Зуб - на зубы, лёд - на льды- Будешь грамотным и ты. У. -Прочитайте парные согласные звуки Ж - Ш, Б-П, З-С В-Ф. Г-К, Д-Т. У. - Какой согласный называется звонким? У. - Какой согласный глухой? У. -Почему эти согласные требуют проверки? Д. (согласный звук на конце слова оглушается) У. - Как узнать правильное написание парного согласного на конце слова? Прослушиваем предположения детей. IV. Упражнения в нахождении слов с парной согласной. Составим алгоритм проверки парных согласных. -Какой первый шаг мы должны сделать? (Найти слово с парной согласной в слабой позиции, 7слайд). Найдите парную согласную в слабой позиции. (8 слайд) И днём, и ночью сыплет снег. Река остановила бег. Мороз построил мост из голубого льда. У. - Кто может доказать правильность написания этих слов? У. - Как ты проверял орфограмму? (изменял форму слова, подбирал родственное слово). V. Физ. минутка(движения под музыку) Релаксационная пауза. У. -К какому выводу мы пришли? Д. Вывод: чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, нужно изменить слово или подобрать такое родственное слово, чтобы после парной согласной встал гласный или звук [н]. VI. Упражнения в написании с парной согласной. 1) Первичное закрепление. . -Сейчас мы будем закреплять умения находить парную согласную, требующую проверки проверять её написание. Отработка полученных знаний. Работа со словами.(10 слайд.) 1 столбик. Совместная работа с подбором проверочных слов. 2 столб. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. 1 в.-3 слова с проверкой 2 в.- 3слова с проверкой Вывод: Правило проверки изучаемой орфограммы. - Найди парную согласную в слабой позиции. - Проверь: измени форму слова подбери родственное слово. ГЛ. (11 слайд). -
-
2)Закрепление. -Самостоятельная дифференцированная работа по карточкам. Учащимся предлагаются карточки четырёх уровней: 1 уровень, вставить пропущенные буквы. 2 уровень, выбери и проверь. 3 уровень, найди и исправь ошибки. 4 уровень, тест. - Самопроверка работы (правильные ответы на доске). (12, 13, 14, 15слайды) - Встаньте, кто работал по 1(2, 3, 4,) карточке. - Оцените себя. Кто выполнил работу без ошибок? - Кому было сложно? В чём была сложность? - Сделайте вывод. Повторение правила проверки. VII. Итог урока. Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо потрудились. Давайте вспомним, чему мы учились на уроке? (16, 17 слайды). Рефлексия урока(18 слайд). Все вы были внимательны, активны, проявляли смекалку и заслуживаете благодарности за урок. Спасибо за работу! Молодцы! У. Предлагаю вам проанализировать свою работу и сделать вывод по усвоению новой темы. (19 слайд) – Я все понял. – Я понял, но надо еще тренироваться. – Мне трудно, нужна помощь. Внимание! В каких частях слова нам встречались парные согласные? А может ли парная согласная стоять в середине слова и там быть в слабой позиции? Это тема нашего следующего урока. Спасибо за урок (20 слайд). Анализ урока. I. Организационный момент. Психологический настрой на урок. Подготовка учащихся к работе. II. Актуализация знаний. Актуализация опорных знаний и умений. 1. Минутка чистописания. П Постановка проблемного вопроса 2. Звукобуквенный анализ. Словарная работа .Создание проблемной ситуации. Создание условий для выхода к решению данной проблемы У. Почему произносим [т'], а пишем д [к], а пишем г III. Сообщение темы и цели урока. Обеспечение мотивацией и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Д. - Сегодня мы будем учиться писать слова с парной согласной на конце слова. - Как узнать правильное написание парного согласного на конце слова? Прослушиваем предположения детей. IV. Упражнения в нахождении слов с парной согласной. Первичное усвоение материала. Установление осознанности усвоения нового материала. Составим алгоритм проверки парных согласных. - Как ты проверял орфограмму? (изменял форму слова, подбирал родственное слово). Обеспечение новыми знаниями и способов действий на уровне применения в конкретной ситуации. V. Физ. Минутка (движения под музыку) Релаксационная пауза. Обеспечение двигательной активности, отдыха учащихся. VI. Упражнения в написании с парной согласной. 1) Первичное закрепление материала. Отработка полученных знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий; коррекция. Совместная работа с подбором проверочных слов. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. 1 в.-3 слова с проверкой 2 в.- 3слова с проверкой 2)Закрепление. Применение знаний и умений. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. -Самостоятельная дифференцированная работа по карточкам. Учащимся предлагаются карточки четырёх уровней: - Самопроверка работы. Самооценка. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий; коррекция. VII. Итог урока. Анализ и оценка успешности достижения цели. Рефлексия урока. |