I. Организационный момент/приветствие (3мин) | Организация класса, проверка готовности обучающихся, знакомство с учениками: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ангелина Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Пожалуйста, садитесь на свои места. Обратите внимание: у вас на партах лежат листочки. Каждый крупными печатными буквами напишите свое имя и поставьте листочек на парту. Спасибо! Спины держим ровными, начинаем нашу работу.» | Приветствуют учителя, занимают свои места, внимательно слушают, выполняют задания учителя. | Личностные: - самоопределение; Коммуникативные: - планирование совместного сотрудничества с учителем и сверстниками; Регулятивные: - умение организовывать свое рабочее место; |
II. Актуализация знаний (10 мин) | «Открываем тетради, записываем: число, классная работа. Сегодня у нас 27 января.» Записывает число, классная работа на доске. «Начнем мы с вами наш урок с минутки чистописания. Я вам буду загадывать загадки, а вы красиво и аккуратно записываете последнюю букву отгадки. Буква должна быть заглавная и строчная. Кому непонятно задание, поднимите ручки. Буквы записываем на следующей строчке после «классной работы». Итак, начнем: (1) Сердитый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. Ребята, кто же это? Правильно, Ёж. Какую букву мы запишем? Конечно, Ж. Напоминаю, записываем одну заглавную и одну строчную букву. Вывешивает буквы на доску. Кто запишет, поднимите носик ручки вверх, так я пойму, что вы готовы. Следующая загадка: (2) Зимнее стекло весною потекло. Что это? Конечно, лед. Записали букву Д. (3) Белые горошки на зеленой ножке. Записали букву Ш. (4) Он большой, как мяч футбольный, Если спелый – все довольны. Так приятен он на вкус! Что это за шар? Конечно, это арбуз. И, наконец, последняя загадка: (5) Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть – нет головы. Верно, это гриб. Вы молодцы. Без труда отгадали все загадки, а также красиво записали буквы.» Проходит по классу, просматривает работу обучающихся, хвалит детей/исправляет недочеты. «Отступили одну строчку от букв. Записываем слово «словарь» и ставим двоеточие. Откройте свои словарики в конце учебника. На доске вы видите схемы слов. Приложение 1. Вам необходимо выписать из словаря слова, подходящие к данным схемам. Выделяем орфограммы в слове зеленой пастой. (6) Для тех, кто позабыл, вспомним, что такое орфограмма. Ребята, Слово «Москва» напишем с какой буквы и почему? Кто все написал, поднимите носики ручек вверх. После всех записанных слов не забываем поставить точку. Давайте проверим, какие орфограммы вы подчеркнули в словах. Отвечаем по цепочке, начиная с первой парты первого ряда. Проверяет словарные слова. Посмотрим на два последних записанных слова. (7)Чем они схожи? На какой звук оканчиваются данные слова? Отлично.» | Записывают дату, классная работа. Отгадывают загадки, записывают последнюю букву ответа. Предполагаемые ответы обучающихся: (1) Ёж (записывают букву Ж); (2) Лед (записывают букву Д); (3) Ландыш (записывают букву Ш); (4) Арбуз (записывают букву З); (5) Гриб (записывают букву Б); Предполагаемые ответы обучающихся: (1) одежда; (2) Москва (пишется с заглавной буквы, т.к. является именем собственным); (3) ягода; (4) город; (5) мороз; (6) Орфограмма – это опасное место в слове, которое нужно проверить, а в словарных словах – запомнить. (7) Слова оканчиваются на звонкий твердый согласный звук. | Коммуникативные: - планирование совместного сотрудничества с учителем и сверстниками; - построение речевых высказываний; Познавательные: - умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Регулятивные: - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; |
III. Постановка целей урока (2 мин) | «Все, закончили писать, тетради и ручки отложили, сели ровно, внимательно слушаем: В нашем русском языке Ходят пары "налегке". Часто "хитрые подружки" Подменить хотят друг дружку. Как узнать писать какую - Эту букву иль другую. Предстоит сегодня вам Всё расставить по местам. В алфавите пары есть Их у нас всего лишь 6. Верхний ряд всегда звенит. Нижний - тихо говорит. (1) Итак, как вы думаете, о чем сегодня будет идти речь? (2) Давайте вспомним, какими бывают согласные звуки.» | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Предполагаемые ответы обучающихся: (1) Речь пойдет о согласных звуках. (2) Согласные звуки бывают: звонкими/глухими, парными/непарными, твердыми/мягкими. | Регулятивные: - целеполагание; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Познавательные: - самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели; |
IV. Изучение нового материала. (7 мин) | «Совершенно верно. В русском языке 6 пар согласных звуков. Внимание на доску. Вам необходимо помочь буковке найти свою пару. Отступили одну строчку от словаря и записываем пары букв таким образом: б-п, в-… и т.д. Кто готов, поднимите носик ручки вверх. Давайте вместе проверим. Продолжаем отвечать по цепочке. Вызывает ученика. Следующее упражнение выполняем устно. Хочешь ответить – подними руку. Подняли глаза на доску. Вам необходимо заменить выделенную букву звука на парный. (1) Ребята, а как вы думаете, поменяется ли значение слова, если изменить последнюю букву звука на парный? Например, плод – плот. Начали. Приложение 2. Вы отлично справились с этим заданием! Теперь открываем учебник на странице 17. Нам дано правило. Читаем его про себя. Затем читает вслух правило классу. (2) Итак, ребята, как нужно проверять согласные звуки на конце слова? Приведите примеры. | Находят пары букв. Слушают учителя. Выполняют задание. Выполняют проверку задания на доске. Читают правило в учебнике. Отвечают на вопросы: (1) Да, изменится лексическое значение слова. (1) Необходимо изменить форму слова так, чтобы после согласного звука шел гласный. Мороз – морозы, шарф – шарфы. | Личностные: - умение визуально воспринимать информацию; Познавательные: - развитие операций мышления, построение логической цепи рассуждения; - упорядочение объектов по выделенному основанию; Регулятивные: - планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; |
V. Закрепление новых знаний и способов действий (1). (5 мин) | Отступили строчку от пар букв и записываем «Упражнение 270». Приложение 3. Читает задание вслух. К каждому слову запишите проверочной слово, как указано в правиле. Например: зуб – зубы. По цепочке выходим и записываем по одному слову из упражнения, остальные записывают в тетрадь и сверяются с доской.» Вызывает обучающихся по цепочке, ходит по классу, следит за работой и посадкой детей. | Выполняют упражнение из учебника, сверяясь с доской. | Личностные: - формирование умения контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; Регулятивные: - планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; |
VI. Динамическая пауза. (3 мин) | Слова данной игры заранее разучиваются с детьми. Ведущий поет вместе со всеми песню, по очереди показывая на те части тела, которые упоминаются: Глава - голова; Рамена - плечи; Колена - колени; Пальцы - щёлкает пальцами; Очи - глаза; Уши - уши; Уста - губы; Нос - нос И постепенно увеличивает темп. Все движения идут под песню: Голова - рамена - колена - пальцы, Колена - пальцы - колена - пальцы, Голова - рамена - пальцы, Очи, уши, уста, нос. Задача играющих: успеть за ведущим и не сбиться в последовательности. | Выполняют заданные упражнения. | Личностные: - умение визуально воспринимать информацию; |
VII. Закрепление новых знаний и способов действий (2). (8 мин) | «Немного отдохнули, продолжаем наш урок. Внимание на доску. Задание выполняем по вариантам. Проговаривает: кто на каком варианте сидит. Вам необходимо сначала прочесть текст и найти ошибки, потом записать данный текст в тетрадь, записывая проверочной слово в скобках, и подчеркнуть орфограммы. Кому задание непонятно, поднимите руки. Если все понятно, то отступаем строчку от предыдущего упражнения и начинаем работать. Приложение 4. Ходит по классу, проверяет выполнение задания. А теперь подняли глазки на доску и сверили с правильным выполнением задания.» | Слушают учителя, выполняют задание. | Познавательные: - закрепление полученных знаний; Личностные: - умение самостоятельно справляться с поставленными задачами; - самоконтроль; Регулятивные: - осуществление контроля и оценки процесса и результата своей деятельности; |
IX. Домашнее задание. (3 мин) | «Закрываем рабочие тетради и учебники, открываем дневники, записываем домашнее задание: 1) выучить правило на странице 17; 2) выполнить упражнение 272 на 18 странице (напишите данные имена существительные в единственном числе, а также составьте с каждый словом по одному предложению). Записывает домашнее задание на доске. Если вопросов по домашнему заданию нет, то все свободны.» | Записывают домашнее задание, прощаются с учителем. | Личностные: - умение визуально воспринимать информацию; |