kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Обобщение имени существительного"

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Данный урок, урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Типом урока является  урок- соревнование, с использованием активных форм работ.

Использованы следующие методы и формы работы: словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично – поисковый.

Словарная, парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, тестирование, игра, комментированные формы работы.

Содержание предлагаемого урока  дает возможность проверить уровень знаний по предмету: умение применять специально разработанные упражнения для первичного закрепления материала на уроке; развивать умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме "Обобщение имени существительного" »




на урок русского языка в 5 классе

на тему Урок повторения, обобщения и систематизация по теме

«Имя существительное как часть речи».






Данный урок, урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Типом урока является  урок- соревнование, с использованием активных форм работ.

Использованы следующие методы и формы работы: словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично – поисковый.

Словарная, парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, тестирование, игра, комментированные формы работы.

Содержание предлагаемого урока дает возможность проверить уровень знаний по предмету: умение применять специально разработанные упражнения для первичного закрепления материала на уроке; развивать умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.






















Тема: Урок повторения, обобщения и систематизация по теме

«Имя существительное как часть речи».


Цель урока: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся об

имени существительном; закрепить орфографические

навыки; повторить категории существительного;

2. Активизировать познавательную деятельность учащихся

на уроке, развивать речь учащихся, навыки самоконтроля.

3. Воспитывать у учащихся интерес к русскому языку как языку

межнационального общения.


Иметь: знания по теме « Имя существительное как часть речи».

Уметь: систематизировать, обобщать, делать вывод, определять

грамматические и морфологические признаки

существительных, разгадывать кроссворд, инсценировать

отрывок из произведения, писать сочинение – миниатюру,

самостоятельно работать с перфокартами и тестами.

Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала

Оборудование: слайд урока, раздаточный материал, тесты, карточки, фишки, рисунки о зиме

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя: Сегодня мы с вами приступим к изучению большой темы. Эта тема для вас не нова. А вот как она называется, вы узнаете, разгадав загадку :«Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам». Итак, вы правильно отгадали загадку.

Сегодня мы с вами посетим стадион Морфологии и поучаствуем в Спартакиаде Имени Существительного. Каждый из вас имеет возможность показать свои возможности, проверить знания, померяться силами. Каждый правильный ответ, каждое выполненное верно задание будет оцениваться фишками. Количество фишек определит какую медаль – золотую, серебряную или бронзовую –получит каждый из вас в конце урока. «Золото» - это, конечно, «5», «серебро» - «4», а «бронзы» в коллекции ваших медалей, я думаю, не будет. Объявляю цель урока.

  1. Повторение.

Поэтому сегодня мы с вами вспомним, что знаем об имени

существительном. А начнем урок с разгадывания кроссворда.


1.Кроссворд. 1.Синоним к слову холод ( мороз).

2. Тонкий снежный слой на деревьях (иней).

3.Сильный ветер со снегом ( метель).

4.Верхняя одежда из меха ( шуба).

5.Без нее нельзя обойтись в игре на льду ( шайба).

6. Вьюга во время которой дует низовой ветер,

поднимается снег (поземка).

7.Самое холодное время года ( зима).

Учитель: Слова какой части речи использованы в кроссворде? Итак, что же такое имя существительное? А теперь определите род имен существительных. Давайте послушаем, как определял существительное Митрофанушка Простаков, незадачливый герой комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Митрофанушка очень не любил учиться и всячески отлынивал от занятий. И вот однажды ему устроили экзамен.

2. Инсценирование отрывка из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

( Двое учеников разыгрывают заранее подготовленную сценку).

Правдин ( взяв книгу): … Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан: Много. Существительна, да прилагательна…

Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь? Котора дверь?

Правдин: Котора дверь! Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же ?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.


- Правильно ли ответил Митрофанушка Простаков?

- А какое определение дадим мы с вами имени существительному?

3. Беседа.

- Итак, что обозначает имя существительное ?

- На какие вопросы отвечают существительные?

- Какие существительные отвечают на вопрос кто? Какие на вопрос что?

4. Игра «4-ое лишнее» .

Задание : Запишите «лишние» слова и составьте с ними предложения.

- Какое слово лишнее в каждом ряду?

1) Сок, лес, хлеб, человек;

2) Река, рыба, рак, кузнечик ;

3) Елка, карандаш, белка, снег;

4) Солнце, дуб, волк, звезда;


5. Графический диктант. Закрепим сведения о собственных и нарицательных именах существительных, выполнив графический диктант. Плюсом мы обозначим собственные, а минусом – нарицательные.

1) Собака 10) Рекс

2) Кошка 11) Мурка

3) Попугай 12) Кеша

4) Мальчик 13) Саша

5) Писатель 4) М.Ауэзов

6) Страна 15) Франция

7) Город 16) Астана

8) Газета 17) «Известия»

9) Река 18) Или


- Итак, кто же сделает вывод о нарицательных и собственных именах существительных?


  1. Физминутка:

Я буду называть падежи и вопросы к ним. Если падеж и вопрос соответствуют друг другу – хлопайте, а если не соответствуют – топайте.

И.п. – кого? что?

Р.п. – кому? чему?

Д.п. – кого? чего?

В.п. – кто? что?

Т.п. – кем? чем?

П.п. – о ком? о чем?


  1. Игра “Кто в каком домике живет?”

У доски три ученика с табличками-домиками «мужской род», «женский род», «средний род». Расселите каждое слово в свой домик.

Брат, земля, лицо, корова, поле.

Пальто, стакан, волк, дорога.

Девочка, окно, солнце, телевизор.


- Итак, ребята, у меня проблемный вопрос : нужны ли падежи в нашей речи? А прежде, чем вы ответите на мой вопрос, я хотела бы предложить вам отрывок из сказки Кривина о принцессе Флексии.


8 .Инсценирование сцены из сказки Кривина.

- Жила была принцесса Флексия, она никак не могла выйти замуж, поскольку изменяла каждому жениху, отвергала его , пока не появился Корень. Ради него и было решено приостановить действие склонений и спряжений. Корень в восхищении замирает перед Принцессой и говорит:

Корень: Никогда не видать такая красота!

Флексия: Что вы сказать? Повторить.

Корень: Я вы любить. С первых взгляд.

Флексия: Вы слыхать? Он я любить, и я он любить.

Королева: Как можно с первой встреча? Я задать вы три вопрос. Если вы отгадать, я отдать вы мой дочь…

- Вы поняли содержание диалога-сказки?

- А как вы думаете , почему вы не поняли? В чем причина?

- Так нужны ли падежи в речи?

- Что произойдет с нашей речью, если приостановить действие склонения

и спряжения?

А теперь передайте диалог между героями сказки в правильной форме.


9. Сочинение- миниатюра на тему «Зимушка-Зима».

15. Корт «Знатоки».

- Ребята, вы знаете много стихотворений о зиме. Приведите примеры предложений на тему «Зима» из известных вам стихотворений.

IV. Итог урока.

1. Беседа

- Что такое имя существительное?

- Назовите морфологические признаки имени существительного.

- Как изменяются имена существительные?

- Какова синтаксическая роль существительных в предложении?

2. Тестирование по теме «Имя существительное».

1. Какого признака нет у имени существительного?

а) рода;

б) падежа;

в) времени;

г) числа.

2.Определите правильный вариант пропущенных букв:

О басн…, об отношени…, к насып…, по улиц…

а) е, е, и, е.

б) е, и, е, и.

в) и, и, и, и.

г) е .и. и .е.

3. Имена существительные бывают

а) только мужского и женского рода

б) только женского и среднего рода

в) мужского рода, женского и среднего рода

г) женского и мужского рода

4. Где нужен «ь»? Укажите правильный вариант.

Много крыш…, из-за туч…, полноч…, помощ...

а) -, -, ь, ь ;

б) -, ь, - ,- ;

в) -, ь. ь. ь;

г) ь . ь , -, ь.

5. Что называется склонением?

а) изменение по родам и числам;

б) изменение по падежам;

в) изменение по родам, числам и падежам.


V. Комментирование оценок.

Сегодня вы хорошо потрудились. Всем спасибо за урок.

VI. Домашнее задание: повторить об имени существительном.



Приложение № 1

Структурная карта ученика


Тема: Урок повторения, обобщения и систематизация по теме

«Имя существительное как часть речи».

Загадка: «Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам». Ответ: _____________

Повторение.

Поэтому сегодня мы с вами вспомним, что знаем об имени существительном.

А начнем урок с разгадывания кроссворда.

1.Кроссворд.

1.Синоним к слову холод.

2. Тонкий снежный слой на деревьях .

3.Сильный ветер со снегом.

4.Верхняя одежда из меха .

5.Без нее нельзя обойтись в игре на льду .

6. Вьюга во время которой дует низовой ветер, поднимается снег .

7.Самое холодное время года .

Беседа.

- Итак, что обозначает имя существительное ?

- На какие вопросы отвечают существительные?

- Какие существительные отвечают на вопрос кто? Какие на вопрос что?


Игра «4-ое лишнее» .

Задание: Запишите «лишние» слова и составьте с ними предложения.

- Какое слово лишнее в каждом ряду?

1) Сок, лес, хлеб, человек;

2) Река, рыба, рак, кузнечик ;

3) Елка, карандаш, белка, снег;

4) Солнце, дуб, волк, звезда;


Графический диктант. Закрепим сведения о собственных и нарицательных именах существительных, выполнив графический диктант. Плюсом мы обозначим собственные, а минусом – нарицательные.

1) Собака 10) Рекс

2) Кошка 11) Мурка

3) Попугай 12) Кеша

4) Мальчик 13) Саша

5) Писатель 4) М.Ауэзов

6) Страна 15) Франция

7) Город 16) Астана

8) Газета 17) «Известия»

9) Река 18) Или


- Итак, кто же сделает вывод о нарицательных и собственных именах существительных?


Физминутка:

Я буду называть падежи и вопросы к ним. Если падеж и вопрос соответствуют друг другу – хлопайте, а если не соответствуют – топайте.

И.п. – кого? что?

Р.п. – кому? чему?

Д.п. – кого? чего?

В.п. – кто? что?

Т.п. – кем? чем?

П.п. – о ком? о чем?


Игра “Кто в каком домике живет?”

У доски три ученика с табличками-домиками «мужской род», «женский род», «средний род». Расселите каждое слово в свой домик.

Брат, земля, лицо, корова, поле.

М.

Ж

Ср

Пальто, стакан, волк, дорога.

Девочка, окно, солнце, телевизор.


- Итак, ребята, у меня проблемный вопрос : нужны ли падежи в нашей речи? А прежде, чем вы ответите на мой вопрос, я хотела бы предложить вам отрывок из сказки Кривина о принцессе Флексии.


Инсценирование сцены из сказки Кривина.

- Жила была принцесса Флексия, она никак не могла выйти замуж, поскольку изменяла каждому жениху, отвергала его , пока не появился Корень. Ради него и было решено приостановить действие склонений и спряжений. Корень в восхищении замирает перед Принцессой и говорит:



Корень: Никогда не видать такая красота!

Флексия: Что вы сказать? Повторить.

Корень: Я вы любить. С первых взгляд.

Флексия: Вы слыхать? Он я любить, и я он любить.

Королева: Как можно с первой встреча? Я задать вы три вопрос. Если вы отгадать, я отдать вы мой дочь…

- Вы поняли содержание диалога-сказки?

- А как вы думаете , почему вы не поняли? В чем причина?

- Так нужны ли падежи в речи?

- Что произойдет с нашей речью, если приостановить действие склонения и спряжения?

А теперь передайте диалог между героями сказки в правильной форме.


Сочинение- миниатюра на тему «Зимушка-Зима».

Корт «Знатоки».

- Ребята, вы знаете много стихотворений о зиме. Приведите примеры предложений на тему «Зима» из известных вам стихотворений.

IV. Итог урока.

1. Беседа

- Что такое имя существительное?

- Назовите морфологические признаки имени существительного.

- Как изменяются имена существительные?

- Какова синтаксическая роль существительных в предложении?

2. Тестирование по теме «Имя существительное».

1. Какого признака нет у имени существительного?

а) рода;

б) падежа;

в) времени;

г) числа.

2.Определите правильный вариант пропущенных букв:

О басн…, об отношени…, к насып…, по улиц…

а) е, е, и, е.

б) е, и, е, и.

в) и, и, и, и.

г) е .и. и .е.

3. Имена существительные бывают

а) только мужского и женского рода

б) только женского и среднего рода

в) мужского рода, женского и среднего рода

г) женского и мужского рода

4. Где нужен «ь»? Укажите правильный вариант.

Много крыш…, из-за туч…, полноч…, помощ...

а) -, -, ь, ь ;

б) -, ь, - ,- ;

в) -, ь. ь. ь;

г) ь . ь , -, ь.

5. Что называется склонением?


а) изменение по родам и числам;

б) изменение по падежам;

в) изменение по родам, числам и падежам.


  1. Комментирование оценок.


Сегодня вы хорошо потрудились. Всем спасибо за урок.

VI. Домашнее задание: повторить об имени существительном.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
конспект урока по теме "Обобщение имени существительного"

Автор: Сегизбаева Бибигуль Иргебаевна

Дата: 12.04.2015

Номер свидетельства: 200531

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "конспект на тему "Обобщение  знаний  об  имени существительном." "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-na-tiemu-obobshchieniie-znanii-ob-imieni-sushchiestvitiel-nom"
    ["file_id"] => string(6) "180149"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425131137"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока русского языка "Имя существительное.Повторение" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "111633"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407697191"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "конспект урока  по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-4"
    ["file_id"] => string(6) "140617"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417973395"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока русского языка на тему ,,Падеж имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-padiezh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "109622"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404828508"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока по русскому языку "Род имен существительных с  мягким знаком на конце" "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-rod-imien-sushchiestvitiel-nykh-s-miaghkim-znakom-na-kontsie"
    ["file_id"] => string(6) "135527"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416932222"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства