Просмотр содержимого документа
«Конспект урока + Презентация по теме: "Родственные слова. Корень." »
Тема 1: Родственные слова. Корень.
Цели:
Сформировать понятие «родственные слова» на примере выделения двух признаков:
Связь по смыслу
Общая часть
Сформировать понятие корень как общая часть родственных слов
Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:
анализа – при установлении лингвистического наблюдения над словами (выделении признаков однокоренных слов)
- при выполнении упражнений продуктивного типа
- в процессе работы над определением
синтеза и обобщения – при формулировании вывода
классификации – в процессе разделения слов на родственные и неродственные
Развитие диалогической речи – в процессе формирования умения отвечать на вопросы и задавать их.
Расширение и обогащение словарного запаса:
работать над научным стилем - в процессе работы над формулировкой определения родственных слов
работать над значением слова –в процессе формулирования лексического значения, нахождения связи по смыслу между словами, подбора родственных слов
Воспитание интереса к языку на основе выполнения упражнений продуктивного типа
Ожидаемый результат: уч-ся должны знать определение родственных слов и уметь определять родственные слова по двум признакам.
Оборудование: проектор, экран, презентация, выполненная в Rower Point, толковый словарь С. И. Ожегова
Ход урока:
Оргмомент
Проверка готовности, упражнения на внимание
Чистописание
Га га Ге ге Ги ги Г…
Введение новой информации
А) Подготовка детей к восприятию новой информации
Послушайте загадку-шутку «Родственники»
Вы кто такие?
Я гусь, это гусыня, а это наши гусята.
А ты кто ?
А я ваша родственница – гусеница.
- Как вы считаете, гусеница является родственницей гуся?
- Кого мы можем назвать родственником? (родственник – человек, который находится в родстве)
- Что такое родство? (связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого, или от различных лиц общего предка)
- Кто же является родственниками? (если люди происходят из одного рода, семьи и они часто похожи друг на друга)
- А бывают ли родственники у слов?
- О чем будем на уроке говаривать? (о родственных словах)
Мы должны на уроке сегодня выяснить есть ли родственники у слов и если есть, то по каким признакам можно определить родственные слова.
Б) организация лингвистического наблюдения над языковым материалом
- Понаблюдаем над лексическим значением слов
Гусь, гусыня, гусята, гусеница (сл №3)
- Между какими словами существует связь, основанная на происхождении? (гусь, гусыня, гусята)
- Какое из слов появилось раньше? Докажите
Гусыня – самка гуся
Гусята- детеныши гуся
Гусь- крупная дикая и домашняя птица с длинной шеей.
- Что общего у слов? (гусь – общая часть) (сл №4)
Слова близки по смыслу и имеют общую часть. Общая часть таких слов называется корнем. Корень выделяется значком.
Корень слова – значимая часть. (сл № 5)
Над словами родственными держит власть
- Может ли между этими словами и словом гусеница существовать связь, основанная на происхождении? (нет)
!!!- Слово гусеница произошло от какого-нибудь из этих слов? (нет)
!!!- От него могли появиться слова гусь, …?
- Почему? (у слов разные лексические значения, одно слово нельзя истолковать через другое)
Гусеница- личинка бабочки, обычно червеобразная, с несколькими парами ног или у тракторов, танков, охватывающее колеса замкнутое полотно, состоящее из отдельных закрепленных звеньев
- Почему вдруг гусеница решила, что она им родственница?
- Что общего у слов? (слова начинаются одинаково, )
- И так, какие слова оказались родственниками?
В) работа над определением
- Что у них общего? (сл №7)
Сходны по значению, одно слово можно истолковать через другое, близки по смыслу
Общая часть-корень- похожи друг на друга
- Как называются такие слова, кто знает? (родственные)
В русском языке такие слова называют родственные. А так как общая часть родственных слов называется корнем, то по другому такие слова в русском языке называют однокоренные.
- Сформулируйте определение, что такое родственные слова?
Г)организация работы над лингвистическим определением в школьном учебнике
- Откройте учебник. Давайте сравним определение в учебнике с нашим определением?
Чтение определения с. 155
- Какие слова называются родственными?
-Сколько признаков родственных слов указано в формулировки определения? (2)
- Прочитайте первый признак
- Прочитайте второй признак
-В какой последовательности выделили признаки мы, сравните с формулировкой на экране
- Почему мы действовали, таким образом, и сначала отразили связь по смыслу? (мы наблюдали происхождение слова)
- А как найти корень? (найти общую часть родственных слов)
-Приведите примеры родственных слов в формулировке?
- Докажите, что они родственные. Что для этого надо сделать?
1) установить связь по смыслу (узнать какое слово, от какого произошло и какое слово произошло раньше)
- Что для этого надо сделать? (истолковать слово, узнать их лексическое значение)
Море- водоем, часть океана - большое водное пространство с горько – соленой водой
Моряк – профессия человека, который служит на море
2) выделите общую часть
- Как называется общая часть родственных слов? (корень)
- Где еще встречаемся с понятием корень? (корень дерева, растения)
- Как еще называются родственные слова? (однокоренные)
- Почему? (одинаковый корень)
4. Физ- ка
5. Формирование способа действия
А) определение хода рассуждения по применению новых знаний
-Попробуем составить алгоритм, как действовать, чтобы доказать, что данные слова являются однокоренными на примере упражнения
- прочитайте слова
-Что нужно сделать? Что делали?
Формулируем лексическое значение, определяем какое слово от какого образовано? (сл № 9)
Грибник-любитель собирать грибы
Гриб - особый организм, не образующий цветков и семян и размножается спорами
Грибной суп - суп из грибов
- Достаточно этого признака? (нет)
Выделяем корень - общую часть . Назовите ее ? (гриб)