Конспект урока по русскому языку "Знакомство с понятием " Сложные слова"
Конспект урока по русскому языку "Знакомство с понятием " Сложные слова"
Конспект урока разработан в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами. Ученики приходят к новой теме через решение проблемной ситуации, которая возникает на уроке. Во время урока используется групповая работа, работа в парах.Чтобы заинтересовать, увлечь детей в ходе занятия используются различные виды работы: это игра "Угадай, кто это ?", это и работа с дидактическим материалом на образование новых слов из двух корней.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Знакомство с понятием " Сложные слова" »
Урок русскогоязыка по теме «Знакомство с понятием «Сложные слова»»
Цель: Наблюдать над значением корней. Научиться понимать лексическое значение сложного слова.
Задачи:Образовательная: познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки, развивать чувство языка.
Воспитывающая:воспитывать интерес к языку, слову.
1.Эмоциональный настрой на урок
Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Будем грамотно писать, На вопросы отвечать.
2. Актуализация знаний
Откройте тетрадь.
– Запишите число, классная работа.
- Ребята, какое сейчас время года? (Осень)
-Как меняется природа в это время года? Какие признаки природы вы знаете?
- С какой буквы начинается то слово? ( О )
Минутка красивого письма.
-Какой звук обозначает буква о?
- Что вы знаете о звуке [о]? (Гласный, ударный или безударный)
- Давайте полюбуемся красотой осенней природы и прослушаем стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…» (Прослушивание стихотворения).
А сейчас поработаем с отрывком из этого стихотворения. Какие непонятные слова вам встретились? ( Сень- лиственный покров деревьев (устаревшее слово).
Найдите в стихотворении знакомые орфограммы.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень.
Сделаем звуко – буквенный анализ слова «осень».
/ /
О/сень [ ос'ин' ] – 2 слога
/
о [ о ] – гл., уд.
с [ с ] – согл., глух. парн., м. парн.
е [ и] – гл., безуд.
н [ н ] – согл., зв.непарн., м. парн.
ь [ - ]
_____________________________
5 букв, 4 звука
3. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения.
- Ребята, осенний ветер разбросал по классу листья, на которых написано задание для вас. Давайте выполним его.(Групповая работа)
Ваша цель-разделить слова на группы, выделите корень. Приступайте к работе.
Запишите слова группами, выделите корень.
Лист, падать, листочек, листопад, упаду.
лист падать
листочек упаду
листопад листопад
-Проверим. Что у вас получилось?
- По какому признаку разделили слова ?(Разделили на группы однокоренных слов)
- Сколько здесь групп однокоренных слов?(2)
- Прочитайте слова 1 группы, 2-ой. Какой осенний признак есть среди этих слов?(Листопад)
- Какой возникает вопрос? ( В какую группу записать слово листопад?)- Для ответа на этот вопрос предлагаю провести исследование.
-Что значит слово листопад? (Опадание листьев осенью,)
- От каких 2 слов образовалось слово листопад? (листья падают)
- Сколько корней в слове листопад? Выделим корни.
- В чем особенность данного слова? (Это слово имеет два корня.)
4. Открытие нового знания.
- Ребята, как бы вы назвали слова с двумя корнями? (Учащиеся высказывают свои предположения)
- Как вы думаете, почему эти слова получили такое название? (Потому что слова образовались от сложения корней.)
- Сформулируйте тему нашего урока. (Знакомство с понятием «Сложные слова»)
- Какие цели мы перед собой поставим по теме урока? (1. Научиться отличать сложные слова от других слов. 2.Учиться выделять корень в однокоренных словах.)
- Как вы думаете, со всеми ли корнями можно составить слова?
Давайте проверим это выполнив задание на карточках. (Работа в парах)
- У меня рассыпались корни.
Образуйте сложные слова из следующих корней и запишите их на листок:
пеш пад
вод лёт
сам ход
Проверим какие слова у вас получились. (Ученик выходит к доске и составляет из корней слова. ) Пешеход, водопад, самолёт
- Красивое слово у нас получилось?
-Чего не хватает в слове? (Буквы)
- Какие буквы нужно вставить, чтобы получились слова? (о, е)
- Какой сделаем вывод? (В сложных словах есть соединительные гласные, чаще всего о или е.)
- Почему они получили такое название? (Соединяют корни слов)
5. Физминутка
6.Закрепление учебного материала
- Поиграем в игру «Отгадай, кто это» ?
Я показываю вам картинку, а вы записываете слово в тетрадь. Какие слова мы должны составить? (Сложные)
Носорог
- От каких слов образовалось слово? (Нос, рог)
Водопад (Вода, падает)
Пешеход (Пешком, ходит)
Упр. 84 с.45 «Дидактический материал»
Прочитайте задание. Что нужно образовать?(Сложные слова)
- Проверим по образцу.
7. Итог урока
- С какими словами мы сегодня познакомились?
- Что же такое сложные слова?
8. Рефлексия
- У вас на столе есть ещё один лист. Кто сегодня на уроке понял как образуются сложные слова, кому было легко справляться с заданиями выйдите к доске и приклейте свой лист.