kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Употребление глагольных времён".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку  в 5 классе.

Тема урока "Употребление глагольных времён".

Учитель: Куренева Н.П.

Предварительная подготовка к уроку.

   Повторение теоретического материала из учебника; выполнение упражнений на повторение прошедшего и настоящего времени глаголов.

   Цели:

1) повторить правила единства времени в тексте;

2) воспитывать чувство правильной речи, способность верно и адекватно использовать прошедшее и настоящее время  глаголов как в письменной, так и в устной речи;

3) развивать умение правильно  применять прошедшее время глагола в значении настоящего и настоящее в значении будущего.

Оборудование: учебник.

Тип урока: применение и совершенствование знаний.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Работа над новым материалом.

Учитель: Как мы знаем, рассказ, повесть, поэма сообщают нам о давно или не так давно прошедших событиях. Поэтому основное время рассказа - прошедшее, если автор специально его не оговаривает. Однако иногда могут возникать проблемы, связанные с определением как основного времени произведения, так и  с понятием времен используемых в тексте глаголов.

   Так, в рассказе, описывающем давно прошедшие события, может быть использовано как прошедшее, так и настоящее и будущее время. А в рассказах о настоящем могут быть использованы все три глагольных времени.

   Однако для того чтобы у читателя не было проблем с пониманием текста, последовательности событий, было введено особое правило - правило единства времени в тексте.

   По этому правилу большая часть глаголов в тексте ( а точнее, все глаголы, относящиеся к развитию событий во времени) должны находиться в одной и той же временной форме.

   Упражнение 1 (устно).

Учитель (читает аудитории):

    Вот я вижу себя снова в деревне, глубокой осенью. Дни стояли  синеватые, пасмурные. Утром я садился в седло и с одной собакой, с ружьем и с рогом уезжал в поле. Ветер звонел и гудел в дуло ружья, ветер крепко дул навстречу, иногда с сухим снегом. Целый день я скитался  по пустым равнинам. Голодный и прозябший, возвращался я к сумеркам в усадьбу, и на душе становилось так тепло и отрадно, когда замелькают огоньки Выселок и потянет из усадьбы запахом дыма, жилья.

                                                                                                                                                            (И.А.Бунин).

Учитель: А теперь ответьте на ряд вопросов, связанных с темой сегодняшнего урока:

1. Можно ли разделить данный текст на части? (Да, первая часть - первое предложение, вторая - остальной текст).

2. Сколько времен глагола используется в данном тексте?  (два, настоящее и прошедшее).

3. Для чего используются два глагольных времени, чего пытается добиться автор? (Возникает ощущение того, что рассказчик в настоящем вспоминает события прошлого).

4. Какие глагольные времена при этом используются? (Настоящее и прошедшее).

Упражнение 2.

Учитель: Для закрепления материала необходимо написать небольшое изложение.

Поздняя ночь. И черно красной звезды на воротах не видно. Но она тут.
Сад того дома, где живет маленькая девочка. С ветвистого дерева спустились веревки. Вслед за ними по шершавому стволу соскользнул мальчик. Он кладет доску, садится и пробует, прочны ли они, эти новые качели. Толстый сук чуть поскрипывает, листва шуршит и вздрагивает. Вспорхнула и пискнула потревоженная птица. Уже поздно.

   Мальчуган встает, шарит по траве руками и поднимает тяжелый букет полевых цветов.

   Эти цветы рвала Женя.
   Осторожно, чтобы не разбудить и не испугать спящих, он всходит на озаренное луною крыльцо и бережно кладет букет на верхнюю ступеньку. Это – Тимур.

                                                                                                                                                                     (А.Гайдар).

   Учитель: А теперь необходимо устно  ответить на ряд вопросов:

1. О каких событиях, прошедших или продолжающихся и сейчас, повествует рассказ? (О прошедших).

2. Глаголы какого времени при этом используются? (Настоящего).

3. Для чего автор при рассказе о событиях давно прошедших использовал глаголы настоящего времени? (Для создания впечатления личного присутствия читателя).

4. Вы, конечно, узнали произведение. Как оно называется? ("Тимур и его команда").

4. Подведение итогов.

Учитель просит учеников назвать глагольные времена.

- О событиях каких времён может повествовать рассказ?

- Глаголы какого времени при этом используются?

- Каких эффектов при этом можно достичь?

- Какое основное правило, касающееся использования временных форм глаголов в одном тексте, вы знаете?

5. Домашнее задание.

Упражнение 1 (текст распечатан для каждого ученика).

   Спишите. Подчеркните глаголы, определите, в форме какого времени они употреблены. Выполняется ли в данном тексте основное правило времен глаголов? Подумайте, для чего автор мог использовать временные формы глаголов таким образом.

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь — и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

То глас ее: он нудит нас и просит.

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной

Таинственно глядит из глубины, —

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

                                                         (Ф.И.Тютчев).

Упражнение 2.

   Мини-сочинение на тему: "Наши школьные дела". Ученики должны написать несколько связанных в рассказ предложений на предложенную тему. При этом задание усложняется следующим образом: ученики должны использовать только определённую временную форму  глаголов: для первого варианта - прошедшее время, для второго - настоящее, для третьего - будущее время.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Употребление глагольных времён". »

Конспект урока по русскому языку в 5 классе.

Тема урока "Употребление глагольных времён".

Учитель: Куренева Н.П.

Предварительная подготовка к уроку.

Повторение теоретического материала из учебника; выполнение упражнений на повторение прошедшего и настоящего времени глаголов.

Цели:

1) повторить правила единства времени в тексте;

2) воспитывать чувство правильной речи, способность верно и адекватно использовать прошедшее и настоящее время глаголов как в письменной, так и в устной речи;

3) развивать умение правильно применять прошедшее время глагола в значении настоящего и настоящее в значении будущего.

Оборудование: учебник.

Тип урока: применение и совершенствование знаний.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Работа над новым материалом.

Учитель: Как мы знаем, рассказ, повесть, поэма сообщают нам о давно или не так давно прошедших событиях. Поэтому основное время рассказа - прошедшее, если автор специально его не оговаривает. Однако иногда могут возникать проблемы, связанные с определением как основного времени произведения, так и с понятием времен используемых в тексте глаголов.

Так, в рассказе, описывающем давно прошедшие события, может быть использовано как прошедшее, так и настоящее и будущее время. А в рассказах о настоящем могут быть использованы все три глагольных времени.

Однако для того чтобы у читателя не было проблем с пониманием текста, последовательности событий, было введено особое правило - правило единства времени в тексте.

По этому правилу большая часть глаголов в тексте ( а точнее, все глаголы, относящиеся к развитию событий во времени) должны находиться в одной и той же временной форме.

Упражнение 1 (устно).

Учитель (читает аудитории):

    Вот я вижу себя снова в деревне, глубокой осенью. Дни стояли синеватые, пасмурные. Утром я садился в седло и с одной собакой, с ружьем и с рогом уезжал в поле. Ветер звонел и гудел в дуло ружья, ветер крепко дул навстречу, иногда с сухим снегом. Целый день я скитался по пустым равнинам... Голодный и прозябший, возвращался я к сумеркам в усадьбу, и на душе становилось так тепло и отрадно, когда замелькают огоньки Выселок и потянет из усадьбы запахом дыма, жилья.

(И.А.Бунин).

Учитель: А теперь ответьте на ряд вопросов, связанных с темой сегодняшнего урока:

1. Можно ли разделить данный текст на части? (Да, первая часть - первое предложение, вторая - остальной текст).

2. Сколько времен глагола используется в данном тексте? (два, настоящее и прошедшее).

3. Для чего используются два глагольных времени, чего пытается добиться автор? (Возникает ощущение того, что рассказчик в настоящем вспоминает события прошлого).

4. Какие глагольные времена при этом используются? (Настоящее и прошедшее).

Упражнение 2.

Учитель: Для закрепления материала необходимо написать небольшое изложение.

Поздняя ночь. И черно красной звезды на воротах не видно. Но она тут.
Сад того дома, где живет маленькая девочка. С ветвистого дерева спустились веревки. Вслед за ними по шершавому стволу соскользнул мальчик. Он кладет доску, садится и пробует, прочны ли они, эти новые качели. Толстый сук чуть поскрипывает, листва шуршит и вздрагивает. Вспорхнула и пискнула потревоженная птица. Уже поздно...

Мальчуган встает, шарит по траве руками и поднимает тяжелый букет полевых цветов.

Эти цветы рвала Женя.
Осторожно, чтобы не разбудить и не испугать спящих, он всходит на озаренное луною крыльцо и бережно кладет букет на верхнюю ступеньку. Это – Тимур.

(А.Гайдар).

Учитель: А теперь необходимо устно ответить на ряд вопросов:

1. О каких событиях, прошедших или продолжающихся и сейчас, повествует рассказ? (О прошедших).

2. Глаголы какого времени при этом используются? (Настоящего).

3. Для чего автор при рассказе о событиях давно прошедших использовал глаголы настоящего времени? (Для создания впечатления личного присутствия читателя).

4. Вы, конечно, узнали произведение. Как оно называется? ("Тимур и его команда").

4. Подведение итогов.

Учитель просит учеников назвать глагольные времена.

- О событиях каких времён может повествовать рассказ?

- Глаголы какого времени при этом используются?

- Каких эффектов при этом можно достичь?

- Какое основное правило, касающееся использования временных форм глаголов в одном тексте, вы знаете?

5. Домашнее задание.

Упражнение 1 (текст распечатан для каждого ученика).

Спишите. Подчеркните глаголы, определите, в форме какого времени они употреблены. Выполняется ли в данном тексте основное правило времен глаголов? Подумайте, для чего автор мог использовать временные формы глаголов таким образом.

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь — и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

То глас ее: он нудит нас и просит...

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной

Таинственно глядит из глубины, —

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

(Ф.И.Тютчев).

Упражнение 2.

Мини-сочинение на тему: "Наши школьные дела". Ученики должны написать несколько связанных в рассказ предложений на предложенную тему. При этом задание усложняется следующим образом: ученики должны использовать только определённую временную форму глаголов: для первого варианта - прошедшее время, для второго - настоящее, для третьего - будущее время.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Употребление глагольных времён".

Автор: Куренева Надежда Петровна

Дата: 08.08.2015

Номер свидетельства: 224672

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Русский язык красив, певуч, выразителен, гибок."
    ["seo_title"] => string(44) "russkiiiazykkrasivpievuchvyrazitielienghibok"
    ["file_id"] => string(6) "279055"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453190059"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "календарное планирование по русскому языку"
    ["seo_title"] => string(42) "kaliendarnoieplanirovaniieporusskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "279904"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453301633"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока на тему "Профессии""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt_uroka_na_tiemu_profiessii"
    ["file_id"] => string(6) "458242"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1518979764"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Разработка урока "Золотой человек""
    ["seo_title"] => string(32) "razrabotkaurokazolotoichieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "279050"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453189683"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Разработка урока "Алтын адам""
    ["seo_title"] => string(24) "razrabotkaurokaaltynadam"
    ["file_id"] => string(6) "279058"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453190602"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства