Конспект урока по русскому языку в 5 классе.
Тема урока "Употребление глагольных времён".
Учитель: Куренева Н.П.
Предварительная подготовка к уроку.
Повторение теоретического материала из учебника; выполнение упражнений на повторение прошедшего и настоящего времени глаголов.
Цели:
1) повторить правила единства времени в тексте;
2) воспитывать чувство правильной речи, способность верно и адекватно использовать прошедшее и настоящее время глаголов как в письменной, так и в устной речи;
3) развивать умение правильно применять прошедшее время глагола в значении настоящего и настоящее в значении будущего.
Оборудование: учебник.
Тип урока: применение и совершенствование знаний.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Работа над новым материалом.
Учитель: Как мы знаем, рассказ, повесть, поэма сообщают нам о давно или не так давно прошедших событиях. Поэтому основное время рассказа - прошедшее, если автор специально его не оговаривает. Однако иногда могут возникать проблемы, связанные с определением как основного времени произведения, так и с понятием времен используемых в тексте глаголов.
Так, в рассказе, описывающем давно прошедшие события, может быть использовано как прошедшее, так и настоящее и будущее время. А в рассказах о настоящем могут быть использованы все три глагольных времени.
Однако для того чтобы у читателя не было проблем с пониманием текста, последовательности событий, было введено особое правило - правило единства времени в тексте.
По этому правилу большая часть глаголов в тексте ( а точнее, все глаголы, относящиеся к развитию событий во времени) должны находиться в одной и той же временной форме.
Упражнение 1 (устно).
Учитель (читает аудитории):
Вот я вижу себя снова в деревне, глубокой осенью. Дни стояли синеватые, пасмурные. Утром я садился в седло и с одной собакой, с ружьем и с рогом уезжал в поле. Ветер звонел и гудел в дуло ружья, ветер крепко дул навстречу, иногда с сухим снегом. Целый день я скитался по пустым равнинам. Голодный и прозябший, возвращался я к сумеркам в усадьбу, и на душе становилось так тепло и отрадно, когда замелькают огоньки Выселок и потянет из усадьбы запахом дыма, жилья.
(И.А.Бунин).
Учитель: А теперь ответьте на ряд вопросов, связанных с темой сегодняшнего урока:
1. Можно ли разделить данный текст на части? (Да, первая часть - первое предложение, вторая - остальной текст).
2. Сколько времен глагола используется в данном тексте? (два, настоящее и прошедшее).
3. Для чего используются два глагольных времени, чего пытается добиться автор? (Возникает ощущение того, что рассказчик в настоящем вспоминает события прошлого).
4. Какие глагольные времена при этом используются? (Настоящее и прошедшее).
Упражнение 2.
Учитель: Для закрепления материала необходимо написать небольшое изложение.
Поздняя ночь. И черно красной звезды на воротах не видно. Но она тут.
Сад того дома, где живет маленькая девочка. С ветвистого дерева спустились веревки. Вслед за ними по шершавому стволу соскользнул мальчик. Он кладет доску, садится и пробует, прочны ли они, эти новые качели. Толстый сук чуть поскрипывает, листва шуршит и вздрагивает. Вспорхнула и пискнула потревоженная птица. Уже поздно.
Мальчуган встает, шарит по траве руками и поднимает тяжелый букет полевых цветов.
Эти цветы рвала Женя.
Осторожно, чтобы не разбудить и не испугать спящих, он всходит на озаренное луною крыльцо и бережно кладет букет на верхнюю ступеньку. Это – Тимур.
(А.Гайдар).
Учитель: А теперь необходимо устно ответить на ряд вопросов:
1. О каких событиях, прошедших или продолжающихся и сейчас, повествует рассказ? (О прошедших).
2. Глаголы какого времени при этом используются? (Настоящего).
3. Для чего автор при рассказе о событиях давно прошедших использовал глаголы настоящего времени? (Для создания впечатления личного присутствия читателя).
4. Вы, конечно, узнали произведение. Как оно называется? ("Тимур и его команда").
4. Подведение итогов.
Учитель просит учеников назвать глагольные времена.
- О событиях каких времён может повествовать рассказ?
- Глаголы какого времени при этом используются?
- Каких эффектов при этом можно достичь?
- Какое основное правило, касающееся использования временных форм глаголов в одном тексте, вы знаете?
5. Домашнее задание.
Упражнение 1 (текст распечатан для каждого ученика).
Спишите. Подчеркните глаголы, определите, в форме какого времени они употреблены. Выполняется ли в данном тексте основное правило времен глаголов? Подумайте, для чего автор мог использовать временные формы глаголов таким образом.
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь — и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.
То глас ее: он нудит нас и просит.
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.
Небесный свод, горящий славой звездной
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
(Ф.И.Тютчев).
Упражнение 2.
Мини-сочинение на тему: "Наши школьные дела". Ученики должны написать несколько связанных в рассказ предложений на предложенную тему. При этом задание усложняется следующим образом: ученики должны использовать только определённую временную форму глаголов: для первого варианта - прошедшее время, для второго - настоящее, для третьего - будущее время.