Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Слово и его лексическое значение"»
Конспект урока по русскому языку в 5 классе.
Тема урока: «Слово и его лексическое значение».
Предварительная подготовка к уроку.
Поскольку данный урок- урок применения и совершенствования знаний, в качестве предварительной подготовки к уроку ученикам предлагается повторить теоретические сведения о лексическом значении слова.
Цели урока:
Повторить определения понятий «лексика», «лексическое и грамматическое значение слова»; закрепить навыки пользования толковыми словарями.
Воспитывать интерес к лексикологии.
Развивать умение различать лексическое и грамматическое значение слов.
Оборудование:
Учебник, толковые словари русского языка («Школьный толковый словарь русского языка М.С.
Лапатухина, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля (один из томов), «Словарь современного русского литературного языка» (один из томов)), распечатки текстов стихотворения И. Токмаковой «Плим» и теоретического материала.
Тип урока: применения и совершенствования знаний.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Работа над новым материалом.
а) Слово учителя:
Нам известно огромное количество слов из самых разных областей жизнедеятельности человека. Все они образуют в совокупности словарный, или лексический, состав языка.
Каждое слово по-своему значимо, оно несёт в себе сразу несколько значений: конкретное (индивидуализирующее) и абстрактное (обобщающее). Так, абстрактное значение слова лес – совокупность растительности и животного мира на определённой территории. Однако, помимо такого значения, слово лес может конкретизироваться, становясь для нас строго определённым лесом, отличным от других «скоплений растительности».
Изучением и систематизированием значений слов в русском языке занимается лексикология.
б) Словарно-орфографическая работа.
Учитель записывает на доске, одновременно диктуя ученикам, фиксирующим информацию в тетради:
Лексика, лексический, лексический состав русского языка, лексикология, конкретный, индивидуализирующий, абстрактный, обобщающий.
в) Беседа по теме. Слово учителя.
Итак, из чего же состоят слова, используемые нами в письменной и устной речи? (из звуков, обозначаемых на письме буквами.) Только ли из звуков? Прочитаем вслух стихотворение И. Токмаковой (учитель раздаёт ученикам распечатку текста):
Ложка – это ложка.
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка.
У кошки семь котят.
А я придумал слово,
Смешное слово- плим.
Я повторяю снова:
Плим, плим, плим!
Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошел.
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
Плим, плим, плим!
Как видите, значение практически всех слов мы можем найти в толковом словаре. Это значит, что большинство слов этого стихотворения имеют смысловую значимость, загруженность. Однако значения слова «плим» ни орфографический, ни толковый словарь нам не даст. Таким образом, это единственное слово из стихотворения, которое не несет в себе смысла.
- Так из чего должно состоять значимое слово? ( Из звуков, иметь смысловую нагрузку и грамматическое выражение.)
- Каким словам, состоящим в словарном составе литературного русского языка, необязательно иметь смысл? (Звукоподражаниям, междометиям – они предназначены для придания тексту художественной и эмоциональной выразительности.)
Лексическая составляющая слова может и должна раскрываться – то есть слово, имеющее смысловое значение, должно становиться понятным с помощью ряда способов:
1.Раскрывается значение отдельных частей слова (характерно для двукорневых слов).
Наконечник – предмет, прикреплённый к концу другого предмета или надеваемый на него.
Упражнение 1.
С помощью данного способа раскрытия лексического значения слова объясните смысл следующих слов: наковальня, опасение, хлебопекарня, оледенеть, присыпка.
С помощью данного способа раскрытия лексического значения слова объясните смысл следующих слов: сапфировый, апельсиновый, персиковый, рубиновый, янтарный.
4.Обращаются к толковому словарю.
Упражнение 4.
С помощью толкового словаря, находящегося к конце учебника, и словаря, представленного на выставочном стенде, выполните данное упражнение.
Спишите, вставляя недостающие буквы. Найдите и запишите в тетрадь словарное значение подчёркнутых слов.
Обог…щайте себя знанием ру(с,сс)кого языка,читайте таких м…стеров словесного искусства, каковы Пушкин, Гоголь, Лев Толстой, Лесков, Чехов. Надо учиться языку, надо расш…рять свой лексикон, учиться облекать свои впеч…тления в более совершенную, яркую, пр…стую форму. Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее поставлено – тем больше придает фразе силы и убедительности (М. Горький).
г) Чтение грамматического материала.
Учитель раздаёт ученикам распечатку текста. Чтение текста по очереди.
Жизнь общества, вся история человечества, история техники и культуры отражается в словах, которые формируются в словарях.
Чтобы понимать друг друга в обычном разговоре, достаточно 4-5 тысяч слов, но этого мало для выразительной речи. Даже «Школьный толковый словарь русского языка» М.С. Лапатухина включает около 7 тысяч слов. «Словарь русского языка» С.И. Ожегова наиболее приемлемый для современного интеллигентного человека. В словаре до 50 тысяч слов. «Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля включает в себя до 200 тысяч слов и состоит из 4 томов. Самый большой словарь – это « Словарь современного русского литературного языка», созданный Институтом Русского языка Академии наук СССР. Он включает в себя 17 томов.
Слово учителя.
Однако русский язык богат не только потому, что в его словарный состав входит огромное количество слов.
Возьмем простое слово «идти». Значение слова идти – перемещаться, двигаться в определённом направлении. Например: мы идём на экскурсию. А теперь приведем другие примеры: идёт дождь, по обеим сторонам дороги идут холмы. Русский глагол идти имеет более 40 значений.
Вспомним, сколько у этого слова синонимов: шагать, семенить, выступать, шествовать, топать, направляться, брести…
Упражнение 5.
Запишите под диктовку. Попробуйте, используя выражения из этого текста, составить словарные статьи к слову «глухомань».
В толковом словаре найдите значения слов мшары, гари, чернолесье, кордон, живица, просека, кондовый.
Первое «лесное» слово, какое меня совершенно заворожило, было «глухомань»… я впервые услышал его от лесников. С тех пор оно связано в моём представлении с дремучим замшелым лесом, сырыми чащами, заваленным буреломами, с йодистым запахом прели и гнилых пней, с зеленоватыми сумерками и тишиной.
А затем уже шли настоящие лесные слова: корабельная роща, осинник, мелколесье, песчаный бор, мшары, гари, чернолесье, пустошь, опушка, лесной кордон, березняк, порубка, живица, просека, кондовая сосна, дубрава и много других простых слов, наполненных живописным содержанием (К.Г. Паустовский).
Подведение итогов.
Ученикам предлагается ответить на ряд вопросов:
- Что такое лексика?
- С помощью каких способов возможно раскрыть значение слова?
- Для чего используется толковый словарь?
- Какие толковые словари русского языка вы знаете?
5. Домашнее задание.
Составить словарные статьи к следующим словам: канал, каток, корка, лента, набор, табун.