Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку»
Галина Рида Раисовна, учитель начальных классов
Цель:провести первоначальное ознакомление с I и II спряжением глаголов.
Задачи:
Познавательные:
дать представление о I и II спряжении глаголов;
познакомить с окончаниями I и II спряжения глаголов;
сформулировать алгоритм и схему для определения спряжения глаголов;
формировать умения различать окончания глаголов I и II спряжения;
Развивающие:
развивать умение спрягать глаголы с ударными окончаниями;
развивать связную речь учащихся при устных ответах, работе с предложением, фразеологическими оборотами, пословицами; логическое мышление, память;
Воспитательные (мировоззренческие):
воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, чувство взаимопомощи, нравственные качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент (под музыку П.И. Чайковского «Времена года»)
Учитель:
Весна, весна! И все ей радо Как в забытьи, каком стоишь И слышишь свежий запах сада И тёплый запах талых крыш.
У.: Радует сердце яркие краски весенней земли, яркое солнце так и манит, так и зовет на прогулку. Вот сегодня мы и совершим познавательную прогулку в королевство Грамматики, где правит королева Морфология и каждая часть речи живет в своей стране.
2. Актуализация знаний
Есть необычная страна, Которой не найдёшь на карте, Для нас доступна будет лишь она Вот здесь на нашей парте. И путешествовать в неё Отправимся мы снова, А называется она Спряжение глагола.
3. Минутка чистописания.
У.: Перед тем, как начать работу, давайте вспомним правила посадки.
Д.:
Я тетрадь свою открою И с наклоном положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.
У.: Прочитайте данные слова, найдите в них общее. (Это глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени. Все они пишутся с мягким знаком на конце).
У.: Разделите эти глаголы на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? (В первую группу вошли глаголы светлеешь, влезешь, замечаешь, чернеешь с безударной гласнойев корне и окончанием-ешь. Вторую группу составили глаголы сидишь, кричишь с безударнойив корне и окончанием-ишь).
У.: Какую цепочку букв вы бы составили к минутке чистописания?(Сегодня на минутке чистописания можно написать цепочку, состоящую из окончаний глаголов-ешьи-ишь: ешьишь).
У.: Напишите эту цепочку до конца строки, при каждом повторе меняя их местами. (ешьишь ишьешь ешьишь…)
У.: Как вы думаете, на какой вопрос мы должны сегодня ответить во время изучения новой темы? («Почему в одних окончаниях глаголов пишетсяе, а в других – гласнаяи?»)
4.Словарно-орфографическая работа(задание раздается каждому на карточке)
У.: Ребята, в каждой строке найдите лишнее слово и выделите в нём орфограмму. Соединив буквы-орфограммы между собой в порядке их нахождения, вы получите новое слово из словаря.
Шка(в,ф), гра(в,ф), клю (в,ф); Ч(е,и)сло, п(е,и)вец, л(е,и)ства, с(е,и)няк; Грус(т,-)ный, со(л,-)нце, чес(т,-)ный, ус(т,-)ный; О вещ(и,е), о мыш(и,е), о дружб(и,е), о реч(и,е); вес(т,-)ник, сер(д,-)це, звёз(д,-)ный, праз(д,-)ничный; лещ(ь,-), грач(ь,-), плащ(ь,-), рож(ь,-).
У.: Какое слово вы составили? (Велеть).
У.: Что вы можете сказать об этом слове? (Это глагол, который стоит в неопределенной форме).
У.:Как вы понимаете значение этого слова? (Велеть – значитприказывать,принуждать).
У.: Напишите слово велеть, пользуясь орфографическим словарем. Поставьте ударение. Отметьте особенности его написания. (В словевелеть непроверяемая безударная гласнаяев корне. На конце –-ть, так как это неопределенная форма глагола).
У.:Устно измените, этот глагол по временам так, чтобы он стоял в первом лице. (П.в.: Велел, н.в.: велю).
У.:Ребята, у каждого правила есть исключения. Это слово так же относится к исключениям: временной формы будущего времени у него не существует.
У.: Как вы думаете, а какая из этих временных форм больше нравится царю Глаголу? (Глагол настоящего времени:велю).
У.: Давайте составим распространенные предложения, используя это новое словарное слово, по схеме:
У.: Запишите ваши предложения, над каждым словом укажите часть речи, сделайте разбор по членам. (Производится проверка по группам, по одному человеку от группы получают отметку)
У.: Прочитайте написанные на доске пословицы и поговорки.
Азбука – к мудрости ступенька.
Век живи – век учись.
Для учения нет старости.
Учи показом, а не рассказом.
Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.
У.: Что общего в данных пословицах и поговорках? (Общий смысл: в них говорится о пользе учения).
У.: Выделите те из них, в которых нам велят что-то сделать.
Век живи – век учись.
Учи показом, а не рассказом.
Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.
У.: Какую из данных пословиц надо написать, чтобы она соответствовала новой теме урока? Докажите. («Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду». Так как в ней есть глагол будешь с гласной е в окончании, правило о написании которой мы должны узнать).
У.: В каком лице употреблены глаголы в этой пословице? (Глаголы «учись», «будешь» употреблены во 2-м лице единственного числа).
У.: В каком ещё лице могут употребляться глаголы? (Глаголы могут также стоять в 3-м лице).
У.: Напишите эту пословицу по памяти, подчеркните орфограммы.
5.Изучение нового материала
У.: Ребята, отгадайте загадку (она записана на доске, читаем все вместе, хором):
Мы его не замечаем, Мы о нём не говорим, Просто мы его вдыхаем, Он ведь нам необходим!
Д.: Это воздух.
У.: Да, как, наверное, приятно сейчас побродить по лесу, какой там чудесный воздух – густой, целительный настой. Смолистые запахи ели и сосны, аромат берёзы, дуба очень полезны для человека. Давайте попробуем вдохнуть этот лечебный настой глубоко-глубоко, с закрытыми глазами. Представили себя в лесу? Давайте глубоко подышим, расслабимся. Сдуем бабочку с мать-и-мачехи, посмотрим по сторонам, кто притаился в кустах?
У.: Немного отдохнули, пора дальше работать. Выпишите в тетрадь глаголы из 1 и 2 строчки. Сравните их по плану:
1. Время. 2. Лицо. 3. Число. 4. Окончание.
Производится проверка с места: глагол замечаем –настоящего времени, 1 лица, множественного числа, окончание – ем. Глагол говорим –настоящего времени, 1 лица, множественного числа, окончание – им.
У.: Как видите, глаголы в одном и том же лице и числе могут иметь разные окончания. Почему? Подобно тому, как существительные в зависимости от склонения делятся на группы, на группы делятся и глаголы, в зависимости от того, как они спрягаются. Какие это группы, как они называются? Хотите узнать? Тогда за работу? Давайте понаблюдаем над некоторыми другими глаголами.
У.: Проспрягайте эти глаголы в настоящем времени. (Все дети делают в тетрадях, а по одному человеку от каждого варианта на обратной стороне доски, на оценку).
Я живу говорю Ты живёшь говоришь Он живёт говорит Мы живём говорим Вы живёте говорите Они живут говорят
У.: Что необычного вы заметили в написании личных окончаний этих глаголов? (Личные окончания глаголов первого столбика имеют гласнуюе, а в форме 3-го лица множественного числа окончание –-ут. Личные окончания глаголов второго столбика имеют гласнуюи, а в форме 3-го лица множественного числа окончание –-ят).
У.: Глаголы в зависимости от окончания можно поделить на 2 группы. А вот какие группы, об этом мы узнаем из сказки про жителей страны Глаголии:
Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в королевстве Грамматики жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался. Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им: – Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю я вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей. Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а I спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. (По В. Волиной).
Учитель вместе с детьми составляет схему на доске.
I спряжение II спряжение
Ед.ч. мн.ч. Ед.ч. мн.ч 1 л. -у, -ю -ем 1 л. -у, -ю -им 2 л. -ешь -ете 2 л. -ишь -ите 3 л. -ет -ут, -ют 3 л. -ит -ат, -ят
У.: Теперь подумайте, к какому спряжению мы отнесём глагол жить, а к какому глагол говорить? (Глаголжить– I спряжения,а глаголговорить– II спряжения).
У.: Запишите это в тетрадь. Ребята, какой можно сделать вывод?(Глаголы, имеющие в окончании гласнуюе, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют,–I спряжения.А глаголы, имеющие в окончании гласнуюи, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ат, -ят, –II спряжения).
У.: У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания пишутся одинаково. Спряжение глаголов определяют по окончанию.
6. Первичное закрепление
У.: Давайте откроем учебник на странице189 и посмотрим на упражнение 436 (устная работа). Нам предлагается понаблюдать за окончаниями глаголов. Прочитаем и постараемся запомнить правило и схему.
7. Физкультминутка.
У.: Я буду называть глаголы I и II спряжения. Если назову глагол I спряжения, приседают ученики первого ряда. Если произнесу глагол II спряжения, приседают ученики второго ряда. При определении спряжения глаголов пользуйтесь составленной нами схемой.
У.: Сейчас мы будем работать над упражнением 437. Работать будем одновременно и на доске, и в тетрадях. Каждый из вас выйдет к доске и напишет по одному слову из упражнения, а мы все вместе проверим. Писать глаголы будем в два столбика – по спряжениям и выделять окончания. Те из ребят кто затрудняется, может смотреть на составленную нами схему.
На доске появляется запись:
I II бегаешь чистим пишем верить думает светит прыгаешь сидите летаешь спешат знаете стоишь шагают гремят ищешь играем плывём считают
У.:Допишите в каждый столбик ещё по два своих глагола.
9. Дифференцированная работа по объёму истепени сложности
У.: Прочитайте фразеологические обороты на ваших карточках. Сейчас мы будем выполнять дифференцированное задание по группам.
Васильки(средние): сгруппируйте фразеологические обороты по четырём признакам одновременно, признаки группировки определите самостоятельно, устно подберите значение каждой полученной группы. Напишите, вставьте пропущенные буквы, определите спряжения глаголов.
Колокольчики(сильные): сгруппируйте фразеологические обороты по четырём признакам одновременно, признаки группировки определите самостоятельно, устно подберите значение каждой полученной группы. Напишите, вставьте пропущенные буквы, определите спряжения глаголов. С одним из фразеологических оборотов каждой группы составьте распространённое предложение. (При группировке учитываются значения фразеологических оборотов, лицо, число и спряжение глаголов).
Карточки.
Пал…чики …ближешь; точим лясы; за уши не …тянешь; травим баланду; складывает оружие; спускает фла…; п…днимает руки вверх; ум от…ешь.
Осуществлять проверку начнём с группы Ромашек.Один ребёнок из этой группы читает фразеологические обороты, называя при этом спряжения каждого встреченного глагола. Остальные дети сигнализируют при помощи сигнальных карточек о правильности или неправильности выполнения задания. Данный ребёнок получает отметку.
Продолжает проверку группа Васильки. Один ребёнок из этой группы называет признаки группировки данных фразеологических оборотов, называет полученные группировки и устно объясняет значение каждой группы. Данный ребёнок получает отметку.
Заканчивает проверку группа Колокольчики.Один ребёнок из этой группы называет полученные три предложения с фразеологическими оборотами и получает отметку.
9.Итоговая рефлексия
У: Вот и подошло к концу наше путешествие в королевство Грамматики. А сейчас я посмотрю, понравилось ли оно вам и что нового, интересного вы узнали. Для этого вы должны заполнить перфокарты.
I В
II В
1. К I спряжению относятся слова -ет -ит
1. Ко II спряжению относятся слова -ет -ит
2. Во II спряжении оканчиваются в 3 л. мн.числа -ат -ят -ут -ют
2. В I спряжении оканчиваются в 3 л. мн.числа -ат -ят -ут -ют
У.: Давайте подведем итоги нашего урока.
– Над какой темой работали? – На какие группы делятся глаголы? – Каковы характерные признаки этих групп? – Как определить спряжение глагола? – Как пишутся ударные и безударные окончания глаголов? – Интересно было на уроке? – Какое задание вызвало затруднение? – А что можно было бы сделать, чтобы урок был лучше? – А сейчас проведём на полях тетради 4 вертикальных отрезка и с помощью значка (Х) обозначьте на них, насколько вам было интересно сегодня на уроке, насколько полезным был для вас урок, насколько вы старались и как поняли новый материал.
понимание
интерес
польза
старательность
10. Домашнее задание
У.:Найдите в учебнике упражнение 438 на странице 189-190. Давайте прочитаем задание. Как вы будете определять спряжение глагола? Не забудьте выучить правило на странице 189.
Задание по этому тексту также будет дифференцировано.
Группа Ромашек: озаглавит текст, разделит его на три части, спишет, выделить окончания глаголов, обозначить спряжения.
ГруппаВасильки:кроме этого задания ещё озаглавливают каждую часть текста.
Группа Колокольчики:вам добавляется к предыдущим заданиям ещё одно. Составить предложение с выделенными в тексте глаголами, обозначить их время. У.: Интересное путешествие получилось у нас, некоторые из вас вернулись не просто так, а испытали двойное удовольствие, получив хорошие отметки