kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку для 4 класса на тему: "Предложения с обращениями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                                                                                                                            

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку для 4 класса на тему: "Предложения с обращениями" »

План – конспект урока по русскому языку для 4 класса на тему: «Предложения с обращениями».

Учитель: Помещикова Ольга Юрьевна



Цель урока: 

  • Дать понятие «обращение»; 

  • Развивать навыки составления предложений с обращениями в соответствии с речевой ситуацией, читать их с правильной интонацией;

  • Научить ставить знаки препинания в предложениях с обращением;

  • Акцентировать внимание учащихся на использование обращений в речи в соответствии с нормами этикета. 


ход урока



1.Орг. момент

- Здравствуйте, садитесь. 

2. В тетрадях запишите число, классная работа.

3.Целеполагание:



- Представьте себе, что вы находитесь в помещении, где много людей: детей и взрослых, молодых и не очень, знакомых и незнакомых. Допустим, что вам нужно узнать, который час.  Как вы это сделаете? (ответы детей)

- Как вы выделите того человека, к которому адресуете вопрос? 

- Какое действие вы выполните?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? (обсуждение, варианты ответов)

Итак, тема нашего урока «Предложения с обращениями». Сегодня мы будем учиться составлять предложения с обращениями, обратим внимание на знаки препинания в таких предложениях. 

4.Основная часть. 

Слово учителя о появление слова «обращение»:

Обращение - это слово или словосочетание, называющее адресата речи (лицо или пред­мет):

Труд этот, Ваня, был страшно громаден (Н.А. Некрасов). Обращением в этом предложе­нии является слово Ваня.

Основная функция обращения - побудить собеседника слушать, привлечь внимание к со­общению, поэтому в качестве обращения часто употребляются имена, отчества и фамилии. Обращениями также служат: названия лиц по степени родства; названия или клички жи­вотных; названия предметов или явлений неживой природы.

Роль обращения в предложении обычно выполняет имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного (прилагательное, причастие и т.д.): Ты очень занят, Павел? (Н. Островский).

Когда речь адресована не одному, а нескольким лицам, имена этих лиц обычно соединя­ются сочинительным союзом И. Между ними ставится либо запятая, либо восклицательный знак, например:

Ваня и Петя, я буду писать вам. Мама! Папа! Идите скорее сюда!


Объяснение нового материала:

Речевой этикет разных времён и народов предусматривал довольно странные и в то же время интересные формы обращений. Пётр Первый в «Прикладах или како пишутся комплименты разные или образцы как писать письма к разным особам» узаконил как обращение к одному лицу такие слова:
Милостивый государь, Господин мой, Высокочтимый приятель, Дражайший друг, Приятнолюбезный сродственник,  а указом 1701 года запретил подписываться «полуименами», то есть уменьшительными именами. 


- Понаблюдайте за своей речью. Не присутствуют ли в ней запрещённые более трёх веков назад «полуимена»? 

- Знаете ли вы, какие обращения предусмотрены современным этикетом? 
В наши дни обращение определяется характером личных отношений. 
В письмах в учреждение или в ходатайствах и т.д. обращение, как правило, отпадает. Если письмо адресовано какому-либо определённому сотруднику учреждения, то в обращении ставят имя и отчество, например: «Глубокоуважаемый Иван Иванович!» и т.п. 

Перед вами предложения. 

По обращениям из данных предложений определите названия сказок и имена сказочных персонажей:

* раздаточный материал

1. Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте? («Сказка о царе Салтане…») 
2. Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? («Сказка о царе Салтане…») 

3. Отпусти ты, старче, меня в море… («Сказка о рыбаке и рыбке») 
4. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч… («Сказка о Мёртвой царевне и о семи богатырях») 

- Кто автор всех этих сказок? ( А.С.Пушкин) 

- Прочитайте предложения, после обращений делайте паузу и произносите их более высоким тоном. 

- Вы видите, что мы выделяем интонационно обращения, значит, необходимо и на письме их выделить.  Каким образом мы должны это сделать? 



- Сделайте вывод, как выделяются обращения на письме? Какую роль в предложении играют обращения? Можно ли от других членов предложения задать к ним вопрос? Обратите внимание на то, что обращениями могут быть как слова, так и словосочетания. На примере данных предложение докажите это. 


Также мы видим, что обращения могут быть в начале, в середине и в конце предложения. В соответствии с этим и расставляются знаки препинания. 
5. Подведём итог всему сказанному:

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. 

Обращения на письме выделяются запятыми. 

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.
Обращение не является членом предложения. 

Обращение произносится с особой (звательной) интонацией.

6. Закрепление материала. А теперь используем полученные знания на практике. 
* Работа с учебником. 

7. Творческая работа

Составьте текст, который вы адресуете маме.  Какие обращения вы могли бы использовать?  Не забудьте о знаках препинания. 

Несколько работ зачитываем.

8. Итог урока

- Что такое обращение?  Где может находиться обращение в предложении?  Какова постановка знаков препинания при обращении?
9. Д/з: составить текст, используя обращения.

1-й ряд пишет поздравление кому-то из родственников (маме, папе, сестре, бабушке и т.д.)

2-й ряд – другу или подруге

3-й ряд – учителю или директору.

10. Реефлексия:

Закончите предложения:



Обращение – это ... 
 Обращения выражаются ...
На письме обращения выделяются ...
Например ...
Обращения нужны для того, чтобы ...


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку для 4 класса на тему: "Предложения с обращениями"

Автор: Помещикова Ольга Юрьевна

Дата: 20.10.2014

Номер свидетельства: 120651

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока русского языка 2 класс (ОНЗ) Тема: Что такое существительное? "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-2-klass-onz-tiema-chto-takoie-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "157991"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421678689"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока на тему: "Обращение" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-na-tiemu-obrashchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "109090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404113855"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства