Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку для 4 класса на тему: "Предложения с обращениями" »
План – конспект урока по русскому языку для 4 класса на тему: «Предложения с обращениями».
Учитель: Помещикова Ольга Юрьевна
Цель урока:
Дать понятие «обращение»;
Развивать навыки составления предложений с обращениями в соответствии с речевой ситуацией, читать их с правильной интонацией;
Научить ставить знаки препинания в предложениях с обращением;
Акцентировать внимание учащихся на использование обращений в речи в соответствии с нормами этикета.
ход урока
1.Орг. момент
- Здравствуйте, садитесь.
2. В тетрадях запишите число, классная работа.
3.Целеполагание:
- Представьте себе, что вы находитесь в помещении, где много людей: детей и взрослых, молодых и не очень, знакомых и незнакомых. Допустим, что вам нужно узнать, который час. Как вы это сделаете? (ответы детей)
- Как вы выделите того человека, к которому адресуете вопрос?
- Какое действие вы выполните?
- Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? (обсуждение, варианты ответов)
Итак, тема нашего урока «Предложения с обращениями». Сегодня мы будем учиться составлять предложения с обращениями, обратим внимание на знаки препинания в таких предложениях.
4.Основная часть.
Слово учителя о появление слова «обращение»:
Обращение - это слово или словосочетание, называющее адресата речи (лицо или предмет):
Труд этот,Ваня,был страшно громаден (Н.А. Некрасов). Обращением в этом предложении является словоВаня.
Основная функция обращения - побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению, поэтому в качестве обращения часто употребляются имена, отчества и фамилии. Обращениями также служат: названия лиц по степени родства; названия или клички животных; названия предметов или явлений неживой природы.
Роль обращения в предложении обычно выполняет имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного (прилагательное, причастие и т.д.): Ты очень занят,Павел?(Н. Островский).
Когда речь адресована не одному, а нескольким лицам, имена этих лиц обычно соединяются сочинительным союзомИ. Между ними ставится либо запятая, либо восклицательный знак, например:
Ваня и Петя,я буду писать вам.Мама! Папа! Идите скорее сюда!
Объяснение нового материала:
Речевой этикет разных времён и народов предусматривал довольно странные и в то же время интересные формы обращений. Пётр Первый в «Прикладах или како пишутся комплименты разные или образцы как писать письма к разным особам» узаконил как обращение к одному лицу такие слова: Милостивый государь, Господин мой, Высокочтимый приятель, Дражайший друг, Приятнолюбезный сродственник, а указом 1701 года запретил подписываться «полуименами», то есть уменьшительными именами.
- Понаблюдайте за своей речью. Не присутствуют ли в ней запрещённые более трёх веков назад «полуимена»?
- Знаете ли вы, какие обращения предусмотрены современным этикетом? В наши дни обращение определяется характером личных отношений. В письмах в учреждение или в ходатайствах и т.д. обращение, как правило, отпадает. Если письмо адресовано какому-либо определённому сотруднику учреждения, то в обращении ставят имя и отчество, например: «Глубокоуважаемый Иван Иванович!» и т.п.
Перед вами предложения.
По обращениям из данных предложений определите названия сказок и имена сказочных персонажей:
* раздаточный материал
1. Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте? («Сказка о царе Салтане…») 2. Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? («Сказка о царе Салтане…»)
3. Отпусти ты, старче, меня в море… («Сказка о рыбаке и рыбке») 4. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч… («Сказка о Мёртвой царевне и о семи богатырях»)
- Кто автор всех этих сказок? ( А.С.Пушкин)
- Прочитайте предложения, после обращений делайте паузу и произносите их более высоким тоном.
- Вы видите, что мы выделяем интонационно обращения, значит, необходимо и на письме их выделить. Каким образом мы должны это сделать?
- Сделайте вывод, как выделяются обращения на письме? Какую роль в предложении играют обращения? Можно ли от других членов предложения задать к ним вопрос? Обратите внимание на то, что обращениями могут быть как слова, так и словосочетания. На примере данных предложение докажите это.
Также мы видим, что обращения могут быть в начале, в середине и в конце предложения. В соответствии с этим и расставляются знаки препинания. 5. Подведём итог всему сказанному:
Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
Обращения на письме выделяются запятыми.
Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. Обращение не является членом предложения.
Обращение произносится с особой (звательной) интонацией.
6. Закрепление материала. А теперь используем полученные знания на практике. * Работа с учебником.
7. Творческая работа
Составьте текст, который вы адресуете маме. Какие обращения вы могли бы использовать? Не забудьте о знаках препинания.
Несколько работ зачитываем.
8. Итог урока
- Что такое обращение? Где может находиться обращение в предложении? Какова постановка знаков препинания при обращении? 9. Д/з: составить текст, используя обращения.
1-й ряд пишет поздравление кому-то из родственников (маме, папе, сестре, бабушке и т.д.)
2-й ряд – другу или подруге
3-й ряд – учителю или директору.
10. Реефлексия:
Закончите предложения:
Обращение – это ... Обращения выражаются ... На письме обращения выделяются ... Например ... Обращения нужны для того, чтобы ...