Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Буква И" »
Урок обучения грамоте
1 класс
Тема: Гласный звук[ и], буква И, и.
Цели урока:предметные:
-знакомство со звуком [ и] и буквой, которая его обозначает;
-развитие фонематического слуха;
-обогащение словарного запаса детей;
-развитие связной устной речи учащихся;
-формирование навыка чтения слов;
Формирование УУД
Личностные:
-обладать мотивационной основой учебной деятельности;
-использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности;
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-адекватно принимать предложения учителя, сверстников;
Познавательные:
-использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;
-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков;
Коммуникативные:
-строить понятные для партнёра высказывания;
-задавать вопросы;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Оборудование:
«Букварь» автор Л.Е.Журова, тетрадь для индивидуальной работы; цветные карандаши; печатные буквы; компьютер; звуки-квадраты; картинки с изображением предметов;
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель: Доброе утро!
Я смотрю на ваши лица – Хорошо, отрадно мне, Словно я в большой, дружной И приветливой семье.
– Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Вы начать урок готовы?
Дети: Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать
2.Повторение.
Учитель: Мы продолжаем путешествовать по городу Алфавитинску. Кто живёт в этом городе? (буквы) Зачем нам нужно знать бук вы? (Обозначать звуки на письме, читать, писать.) (Дети дают полные ответы.)
Учитель: Мне очень хочется, чтобы ваше хорошее настроение не пропало. Поэтому мы сейчас поиграем с вами в игру «Угадай букву» (артикуляционная гимнастика).
Я буду показывать губами звук (без голоса), а вы должны назвать букву, которая этот звук обозначает.
(дети называют буквы, а карточки с этими буквами прикрепляют к доске)
Учитель: Какие правила мы должны соблюдать в этой игре?
Дети: Ответ не выкрикивать, а поднять руку. Отвечать громко и чётко.
Учитель: Что объединяет эти буквы? Почему?
Дети: Все эти буквы – гласные. При произношении их – воздух не встречает препятствия.
Учитель: На какие группы можно разделить группу ГЛАСНЫЕ?
Дети:Первая – гласные, указывающие на твёрдость впереди стоящего согласного. Это – А, О, У, Э, Ы.
Вторая – гласные, указывающие на мягкость впереди стоящего согласного. Это – Я, Ё, Ю, Е.
С какой интересной буквой мы познакомились вчера? (ы) Какое стихотворение вы знаете об этой букве. (Мы услыхали от совы…)
3.Сравнительный фонетический анализ слова.
Учитель: Нужно составить звуковую схему слов Оля, Эля, Алик, используя буквы и квадраты для обозначения согласных звуков. Наташа у доски, а другие ребята в тетради. (цветные карандаши и ручка) Как называются эти слова. (имена людей) С какой буквы они пишутся. Исключите одно имя. (По трём признакам: имя мальчика, четыре буквы, заканчивается на согласный звук.)
4.Формулирование учащимися темы урока.
Учитель: Ещё раз скажем, как зовут мальчика. (Алик) Произнесите все звуки в этом слове. Подумайте, какой новый гласный звук вы услышали и назовите тему нашего урока. (Мы будем говорить о звуке[ и])
5. Работа по теме урока.
5.1 Рисование и конструирование буквы «И».
Учитель: Какой это звук. (гласный) Почему? (Произносится без преград, воздуху легко выходить изо рта) Звук [ и ] обозначают буквой Ии (показать) Печатаем и составляем букву и (Компьютер, составляем из цветных карандашей, пишем на доске и в тетради. (Тетрадь в клеточку, где печатаются буквы фломастерами или цветными карандашами.)
5. 2 Оценивание учащихся своей работы.
Учитель: Оцените свою работу «медалькой». (Медалька- красный кружок, который ставится под каждой правильно напечатанной буквой) Проверка оценивания.(Учащиеся выходят к доске с тетрадкой и объясняют, почему они поставили столько медалек.)
А теперь найдите букву на этом рисунке. (компьютер) (Находят остальные изученные буквы.)
ВЫЯВЛЕНИЕ «ЗЕРКАЛЬНОСТИ» ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Рисунок, на котором изображены правильно и зеркально написанные буквы.
После каких согласных звуков мы поставим букву и (После мягких согласных, например: ми, ри, ди, ви. Букву и поставим после зелёных квадратов)
6.Физкультминутка.
Учитель: Если в слове есть звук и, встают мальчики. А если нет, встают девочки. (Учитель называет предмет на картинке - лес, вилка, яблоко, вишня, веник, груша, нести, иголка, луна.) Где находился звук [ и ]в словах. (в начале, в середине и в конце слова) Какое слово не обозначает предмет, я не показала. Почему? (Нести - обозначает действие предмета.)
6.1.Работа в группах.
Учитель: Как вы думаете, на что похожа буква и. (калитка, ползущая змея, нитка, лежащая на полу) А что такое калитка? (Дверца в заборе, в воротах) Мальчики выйдите и изобразите калитку, а девочки нарисуйте калитку в тетради. А сейчас послушайте стихотворение, в котором говорится, на кого ещё похожа буква « и». Читает Катя. (Катя умеет читать) И Дрессировщик с буквой "И" В цирке на арене. Эта буква, посмотри, Встала на колени. Долго-долго хлопал зал. И под шум оваций Дрессировщик приказал: - Надо подниматься! "И" сказала: - Иго-го! Хлопать мне не надо. Не хочу я ничего, Кроме рафинада.
Учитель показывает рисунок на компьютере. (Объяснение слов рафинад, дрессировщик.)
Вывод; Букву новую узнали,
Образ мы её создали,
А теперь вперёд, друзья,
Сможем мы прочесть слова.
7. Работа по букварю.
7.1.Чтение гласных звуков. с.56
Определение звука [и] в словах флаги, гиря.
7.2. с.57 Игра «Кто быстрее». Разгадывание кроссворда. (Читающие ученики печатают слова, остальные угадывают и называют звуки.)
8. Итог урока.
Учитель: Кто желает выйти к доске и задать вопрос по теме урока. Вопрос начинается со слов с каким…. (С каким звуком мы сегодня познакомились?)
Дети: Мы познакомилиcь с гласным звуком [ и ], который обозначается буквой И и, пишется после мягких согласных, может быть в начале, в середине и в конце слова.(приводят примеры)
9.Рефлексия.
Учитель: Встаньте в шеренгу. Кто усвоил новое знание, три шага вперёд, руки вверх. Кто не совсем усвоил новое знание, ему ещё нужна помощь, два шага вперёд, руки в стороны. А если тема непонятна, шаг вперёд, руки вниз.
Урок закончен. Всем спасибо.
Самоанализ урока.
Обучение грамоте 1 класс
Тема: Гласный звук[ и], буква И, и.
Цели урока:предметные:
-знакомство со звуком [ и] и буквой, которая его обозначает;
-развитие фонематического слуха;
-обогащение словарного запаса детей;
-развитие связной устной речи учащихся;
-формирование навыка чтения слов;
В процессе обучения формировала следующие блоки УУД.
Личностные:
-обладать мотивационной основой учебной деятельности;
-использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности;
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-адекватно принимать предложения учителя, сверстников;
Познавательные:
-использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;
-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков;
Коммуникативные:
-строить понятные для партнёра высказывания;
-задавать вопросы;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Тип урока: урок открытие нового знания.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность .
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
В процессе обучения школьники учились овладевать элементами знаково- символического моделирования: сами составляли модель-схему на основе полученной информации об изучаемом .
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников. Прослеживалась межпредметная связь с жизнью. В ходе урока была проведена физкультминутка. Был подведён итог урока. Каждый ученик определил уровень полученных знаний. Содержание урока соответствовало требованиям программы.
Класс 1
Предмет Обучение грамоте
Автор учебника Л. Е. Журова А. О. Евдокимова
Тема урока Гласный звук [и], буква И, и.
Тип урока Изучение нового материала
Анализ урока
Этапы анализа
Баллы
1.
Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?
2
2.
Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.
2
3.
Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебный материал)
1
4.
Соответствие урока требованиям ФГОС:
4.1.
Ориентация на новые образовательные стандарты.
2
4.2.
Нацеленность деятельности на формирование УУД
2
4.3.
Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др.
1
5.
Содержание урока:
5.1.
Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям
2
5.2.
Соответствие содержания урока требованиям программы.
2
5.3.
Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности.
1
5.4.
Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи.
1
6.
Методика проведения урока:
6.1.
Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.
2
6.2.
Какие методы использовались учителем. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравни соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера: («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)
2
6.3.
Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы.
1
6.4.
Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д.)
2
6.5.
Применение диалоговых форм общения.
2
6.6.
Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.
2
6.7.
Осуществление обратной связи: ученик-учитель.
2
6.8
Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
2
6.9
Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.
1
6.10.
Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.
2
6.11.
Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен.
2
6.12.
Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
2
7.
Психологические основы урока:
7.1.
Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.
2
7.2.
Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.
2
7.3.
Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.
2
7.4.
Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока.
2
8.
Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора.
9.
Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)
2
Итого:
48
За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2- в полном объёме.