kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 6 классе "Буквы о - а в корне -гор- -гар-"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка "Буквы о-а в корне с чередованием -гор-гар-". урок разработан в полном соответствии с ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе "Буквы о - а в корне -гор- -гар-"»

Педагог: Катаева Галина Михайловна

Предмет: русский язык

Класс: 6

Автор УМК: Н.М. Шанский

Тема урока: Буквы о и а в корне –гор-//-гар-

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению знаний и способов деятельности при выборе орфограммы с чередованием гласных в корне -гор-//-гар-.

Задачи:

  1. Повторить правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением. Выработать способ действия при выборе орфограммы с чередованием гласных в корне -гор-//-гар-. Развивать умение самостоятельно находить в словах изученные орфограммы.

  2. Формировать у учащихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового материала. Средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы.

  3. Создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы.


Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык. 6 класс» (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба), распечатка карточек, записи на доске, презентация.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

УУД

Организационный этап /3 мин./

Цель: организовать направленное внимание на начало урока;

проверить подготовку домашнего задания;

создать положительный настрой учащихся на урок.

Прозвенел звонок, начинается урок.

Ребята, каково ваше настроение на начало урока? Покажите его при помощи смайликов. Широкая улыбка – отличное, радостное; без улыбки – я устал, с опущенными уголками губ – я злой. В конце урока посмотрим, как изменится ваше настроение.

Сдайте, пожалуйста, тетради с домашней работой. Вы должны были написать сочинение-описание помещения, используя план и материалы к сочинению, подготовленные нами на уроке. Анализ ваших творческих работ мы проведем на следующем занятии.

А теперь откройте тетради, запишите сегодняшнее число.


Учащиеся поднимают карточки.





Учащиеся сдают тетради с домашней работой.






Записывают в тетрадях число.


Личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний /5 мин./


Цель: повторить и обобщить сведения о правописании безударных гласных в корне слова.

На слайде – 2 группы слов.


Собираться

Замереть

Располагать

Коснуться

Вырастать

Возлагать

Роскошный

Сожалеть

Объединить

Наслаждаться

Показаться

Приближаться


Ребята, как вы думаете, почему мы именно так сгруппировали эти слова? По какому признаку они объединены?



Объясните правописание гласной в корнях слов, вспомните известные вам правила, сформулируйте их.



Какую информацию мы вспомнили? Предположите, над чем будем работать сегодня на уроке?










Первый столбец – слова с чередующимся гласными в корне, второй – с безударными проверяемыми гласными в корне слова.



Учащиеся отвечают.
















Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.



Метапредметные:

умение осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации.

Познавательные:

умение строить высказывания в устной форме.

Постановка учебной задачи

/3 мин./

Цель:

подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.







На слайде презентации помещены слова: КОСНУТЬСЯ, КАСАТЬСЯ, ЗАБИРАТЬ, ПРОТЕРЕТЬ, ЗАМИРАТЬ, ПРИГОРЕТЬ, ЗАГАР, ОБГОРЕЛЫЙ

Задание: 1.Выделите корни во всех словах.

2. Объясните правописание тех корней, которые вам известны.

3. Правописание каких слов вы не можете объяснить? Являются ли эти слова однокоренными? Почему же в корнях этих слов пишется то буква а, то буква о? Что происходит?



4. Попробуем сформулировать тему урока.

5. Запишем тему урока в тетрадь.


Знаем ли как нужно действовать, чтобы правильно выбрать гласную в корне -гор-//-гар-?

Возникла проблема. Давайте вместе попробуем разобраться. Поставим перед собой цель действий, какой будет наша ближайшая цель?






Учащиеся объясняют правописание слов коснуться, касаться, забирать, протереть, замирать.


Учащиеся называют однокоренные слова угар, загорать, гореть. В корнях этих слов происходит чередование гласных о и а.


Ученики самостоятельно формулируют тему и цель урока.






Метапредметные

логические: формирование логических действий анализа объектов.











Регулятивные действия:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно.

Объяснение нового материала /5 мин./

Цель: сформулировать правило написания о и а в корне - гор-//-гар-.

Чтобы лучше понять новую тему, предлагаю послушать сказку о двух пажах королевы Грамматики – Гор - и –Гар-.. Оживим наши суффиксы. (Работа с презентацией «Сказка о двух пажах Гор и Гар»)

Попробуйте сформулировать правило.

А теперь откройте учебники, прочитайте правило в учебнике, познакомьтесь с образцом рассуждения. Сравните свои выводы с материалом учебника.

Познакомимся с графическим обозначением орфограммы.

Учащиеся слушают






Учащиеся отвечают.


Ученики читают.





Наблюдают и слушают образец обозначения орфограммы.

Затем учащиеся записывают слова пригореть, загар, обгорелый, написание которых они не могли объяснить, и сами, проговаривая, обозначают орфограмму.







Метапредметные: формирование логических действий анализа объектов.










Первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

/24 мин./

Цель: развивать умения решать учебно-познавательные задачи.

  1. Работа в парах. (Слайд презентации)

Хороший заг?р, заг?релый юноша, перег?ревшая лампочка, сг?ореть дотла, уг?рный газ, г?рючее вещество, газовая г?релка, сг?рать от нетерпения, подг?ревший пирог, бронзовый заг?р, ог?рок свечи, выг?реть на солнце, г?рящие глаза, заг?реться идеей.

Запишите словосочетания в тетрадь, выделите орфограмму в корне, обменяйтесь тетрадями и объясните написание слов с пропущенной буквой в корне.

  1. «Третий лишний»

Прочитайте слова (слайд презентации):

1. Гореть, загар, гора.

2. Пригореть, угарный, горе.

Попробуйте сформулировать задание, которое нужно выполнить. Порассуждайте, какая запись по какому признаку может быть «третьим лишним». На что надо обращать внимание, чтобы не ошибиться в написании слов?



  1. Игра «Корректор»

Составьте предложения. Запишите их в тетради. Прочитайте предложения, назовите слова с изучаемой орфограммой.

1. На речке, купались, и, ребята, загорали.

2. Костер, нас, долго, горел, согревал, и.

3.Костра, угольки, на, догорают, поляне.

4. Небо, разгорелось, алым, востоке, на, пламенем.



  1. Работа с текстом.

Спишите текст, графически обозначьте корни в словах с чередующимися гласными.

(На)огромной выс...те заг…релось розовым светом од…нокое обл…ч(?)ко. Зах…дящее со…нце дог…рало  (на)западе. (В)воздухе ст…ял зап…х г…ри и  сухой гв…здики. День уг…сал.

(К. Паустовский).


Учащиеся делают записи в тетрадях, обозначая изучаемую орфограмму.


Обмениваются тетрадями, и проверяют правильность выполнения задания у товарища. При проверке проговаривают условия выбора орфограммы.



«Найти третье лишнее»

От слов с чередующимися гласными в корне следует отличать слова с другим лексическим значением (омонимичные корни).




Составляют предложения, объясняют правило правописания –гор- - -гар-






Учащиеся списывают текст и вставляют пропущенные буквы, объясняют правила правописания








Коммуникативные: осваивать культуру общения, слушать товарища.











Метапредметные:

формирование логических действий.










Коммуникативные:

развитие умения строить монологическое высказывание.









Метапредметные:

формирование логических действий.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного.


Рефлексия /3 мин/

Цель: формировать умения самоконтроля и самокоррекции.

Друзья мои, я очень рада,

Что состоялся наш урок.

Ну а сейчас приходит время

Уроку подвести итог.

Какую орфограмму сегодня изучили?

Как нужно действовать, чтобы выйти из затруднения при выборе гласной в этих корнях?

Интересно ли было? Все ли вам было понятно на уроке? Со всеми ли заданиями вы справились успешно? В чем была причина затруднений?

Покажите при помощи карточек ваше настроение.

Урока время истекло.

Я вам, ребята, благодарна.

С корнями справились легко

И поработали ударно.




Личностные: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.


Домашнее задание / 2 мин./

Цель: формировать умение самостоятельно организовать свою учебную деятельность

Орф. № 27 (параграф 37), упр. 190, 191 (упражнения дифференцируются между слабыми и сильными учениками).





Личностные: формирование умения самостоятельно организовать свою учебную деятельность.





















Приложение № 1

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного различались. Одной-единственной буквой. Это были корни -гор-, -гар-. Все дела они делили пополам. -Гор- работал в безударном положении, а -гар- принимал весь удар на себя: он трудился под ударением.
Если в предложении встречались слова гореть, горелки, пригореть, то корень -гор- бежал на службу, а если в предложении оказывались слова загар, угар, огарок, то торопился корень -гар-.
Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и гора благополучию братьев. Решили разрушить их покой.
– Мы твои истинные братья, – нашептывали они корню -гор-. – Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горец, гористый. Бери нас в свою семью, а корень -гар- гони подальше.
Засомневался корень -гор-: и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть?
Помогите корню -гор-!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 6 классе "Буквы о - а в корне -гор- -гар-"

Автор: Катаева Галина Михайловна

Дата: 28.03.2019

Номер свидетельства: 505043

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Буквы О-А в корнях ГОР-ГАР, ЗОР-ЗАР "
    ["seo_title"] => string(36) "bukvy-o-a-v-korniakh-gor-gar-zor-zar"
    ["file_id"] => string(6) "157691"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421639243"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока на тему "Правописание е-и в корнях с чередованием" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-ie-i-v-korniakh-s-chieriedovaniiem"
    ["file_id"] => string(6) "150275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420460331"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства