Организационный этап /3 мин./ Цель: организовать направленное внимание на начало урока; проверить подготовку домашнего задания; создать положительный настрой учащихся на урок. | Прозвенел звонок, начинается урок. Ребята, каково ваше настроение на начало урока? Покажите его при помощи смайликов. Широкая улыбка – отличное, радостное; без улыбки – я устал, с опущенными уголками губ – я злой. В конце урока посмотрим, как изменится ваше настроение. Сдайте, пожалуйста, тетради с домашней работой. Вы должны были написать сочинение-описание помещения, используя план и материалы к сочинению, подготовленные нами на уроке. Анализ ваших творческих работ мы проведем на следующем занятии. А теперь откройте тетради, запишите сегодняшнее число. | Учащиеся поднимают карточки. Учащиеся сдают тетради с домашней работой. Записывают в тетрадях число. | Личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний /5 мин./ Цель: повторить и обобщить сведения о правописании безударных гласных в корне слова. | На слайде – 2 группы слов. Собираться Замереть Располагать Коснуться Вырастать Возлагать | Роскошный Сожалеть Объединить Наслаждаться Показаться Приближаться | Ребята, как вы думаете, почему мы именно так сгруппировали эти слова? По какому признаку они объединены?
Объясните правописание гласной в корнях слов, вспомните известные вам правила, сформулируйте их. Какую информацию мы вспомнили? Предположите, над чем будем работать сегодня на уроке? | Первый столбец – слова с чередующимся гласными в корне, второй – с безударными проверяемыми гласными в корне слова.
Учащиеся отвечают. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли. Метапредметные: умение осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации. Познавательные: умение строить высказывания в устной форме. |
Постановка учебной задачи /3 мин./ Цель: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. | На слайде презентации помещены слова: КОСНУТЬСЯ, КАСАТЬСЯ, ЗАБИРАТЬ, ПРОТЕРЕТЬ, ЗАМИРАТЬ, ПРИГОРЕТЬ, ЗАГАР, ОБГОРЕЛЫЙ Задание: 1.Выделите корни во всех словах. 2. Объясните правописание тех корней, которые вам известны. 3. Правописание каких слов вы не можете объяснить? Являются ли эти слова однокоренными? Почему же в корнях этих слов пишется то буква а, то буква о? Что происходит? 4. Попробуем сформулировать тему урока. 5. Запишем тему урока в тетрадь. Знаем ли как нужно действовать, чтобы правильно выбрать гласную в корне -гор-//-гар-? Возникла проблема. Давайте вместе попробуем разобраться. Поставим перед собой цель действий, какой будет наша ближайшая цель? | Учащиеся объясняют правописание слов коснуться, касаться, забирать, протереть, замирать. Учащиеся называют однокоренные слова угар, загорать, гореть. В корнях этих слов происходит чередование гласных о и а. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель урока. | Метапредметные логические: формирование логических действий анализа объектов. Регулятивные действия: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно. |
Объяснение нового материала /5 мин./ Цель: сформулировать правило написания о и а в корне - гор-//-гар-. | Чтобы лучше понять новую тему, предлагаю послушать сказку о двух пажах королевы Грамматики – Гор - и –Гар-.. Оживим наши суффиксы. (Работа с презентацией «Сказка о двух пажах Гор и Гар») Попробуйте сформулировать правило. А теперь откройте учебники, прочитайте правило в учебнике, познакомьтесь с образцом рассуждения. Сравните свои выводы с материалом учебника. Познакомимся с графическим обозначением орфограммы. | Учащиеся слушают Учащиеся отвечают. Ученики читают. Наблюдают и слушают образец обозначения орфограммы. Затем учащиеся записывают слова пригореть, загар, обгорелый, написание которых они не могли объяснить, и сами, проговаривая, обозначают орфограмму. | Метапредметные: формирование логических действий анализа объектов. |
Первичное закрепление новых знаний и способов деятельности /24 мин./ Цель: развивать умения решать учебно-познавательные задачи. | Работа в парах. (Слайд презентации) Хороший заг?р, заг?релый юноша, перег?ревшая лампочка, сг?ореть дотла, уг?рный газ, г?рючее вещество, газовая г?релка, сг?рать от нетерпения, подг?ревший пирог, бронзовый заг?р, ог?рок свечи, выг?реть на солнце, г?рящие глаза, заг?реться идеей. Запишите словосочетания в тетрадь, выделите орфограмму в корне, обменяйтесь тетрадями и объясните написание слов с пропущенной буквой в корне. «Третий лишний» Прочитайте слова (слайд презентации): 1. Гореть, загар, гора. 2. Пригореть, угарный, горе. Попробуйте сформулировать задание, которое нужно выполнить. Порассуждайте, какая запись по какому признаку может быть «третьим лишним». На что надо обращать внимание, чтобы не ошибиться в написании слов?
Игра «Корректор» Составьте предложения. Запишите их в тетради. Прочитайте предложения, назовите слова с изучаемой орфограммой. 1. На речке, купались, и, ребята, загорали. 2. Костер, нас, долго, горел, согревал, и. 3.Костра, угольки, на, догорают, поляне. 4. Небо, разгорелось, алым, востоке, на, пламенем.
Работа с текстом. Спишите текст, графически обозначьте корни в словах с чередующимися гласными. (На)огромной выс...те заг…релось розовым светом од…нокое обл…ч(?)ко. Зах…дящее со…нце дог…рало (на)западе. (В)воздухе ст…ял зап…х г…ри и сухой гв…здики. День уг…сал. (К. Паустовский). | Учащиеся делают записи в тетрадях, обозначая изучаемую орфограмму. Обмениваются тетрадями, и проверяют правильность выполнения задания у товарища. При проверке проговаривают условия выбора орфограммы. «Найти третье лишнее» От слов с чередующимися гласными в корне следует отличать слова с другим лексическим значением (омонимичные корни). Составляют предложения, объясняют правило правописания –гор- - -гар- Учащиеся списывают текст и вставляют пропущенные буквы, объясняют правила правописания | Коммуникативные: осваивать культуру общения, слушать товарища. Метапредметные: формирование логических действий. Коммуникативные: развитие умения строить монологическое высказывание. Метапредметные: формирование логических действий. Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного. |
Рефлексия /3 мин/ Цель: формировать умения самоконтроля и самокоррекции. | Друзья мои, я очень рада, Что состоялся наш урок. Ну а сейчас приходит время Уроку подвести итог. Какую орфограмму сегодня изучили? Как нужно действовать, чтобы выйти из затруднения при выборе гласной в этих корнях? Интересно ли было? Все ли вам было понятно на уроке? Со всеми ли заданиями вы справились успешно? В чем была причина затруднений? Покажите при помощи карточек ваше настроение. Урока время истекло. Я вам, ребята, благодарна. С корнями справились легко И поработали ударно. | | Личностные: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |