УМК «Гармония»
Русский язык. 1 класс.
Тема: «От слова к тексту».
Текст – описание. Зимний лес.
Цели: - формировать умение составлять художественное описание; - развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений; - воспитывать любовь к слову; - привлечь внимание детей к красоте зимней природы.
Оборудование: картина с изображением зимнего леса, творческие тетрадочки, музыкальная зарисовка, снежинки – опорные слова, рисунок - 3 белых коня.
Ход урока.
- Организационный момент.
(звучит музыкальная зарисовка)
Учитель: Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихотворений. Мы любим зиму. Нигде в мире нет такой зимы, как у нас, в России.
- Постановка темы и целей урока.
- Сегодня мы будем учиться красиво, говорить и писать, окунемся в красоту зимнего леса.
3. Работа над образными средствами языка.
- Мы отправимся путешествовать в зимней лес на конях. А как зовут, этих коней вы догадайтесь сами, прослушав песенку.
(звучит песня «Ах, три белых коня»)
- Как же зовут наших сказочных коней? (Декабрь, январь, февраль)
- Месяцы, какого времени года? (зима)
- Сейчас, ребята закройте глаза и произнесите слово «зима».
- Какое чувство у вас возникло? Почему?
- Как люди называют зиму? (зимушка, чародейка, гостья, матушка, волшебница).
- Составим первое предложение: «Пришла волшебница зима».
- А без чего не бывает зимы? (без снега)
- А что такое снег? (снег – это множество снежинок)
- Какие бывают снежинки? (пушистые, легкие, ажурные, блестящие)
- Составим следующее предложение: «В воздухе кружат пушистые снежинки».
- Какую орфограмму встретили в слове пушистые?
- Теперь мысленно перенесемся в зимний лес.
- Каким вам кажется зимний лес? (сказочный, сонный, неподвижный, загадочный)
- Послушайте, ребята, как поэт Сергей Есенин описывает зимний лес.
(читает ученица)
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой,
Подвязалася сосна.
- Как описывает лес С.Есенин?
( Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна)
- Лес дремлет, но жизнь животных не прекращается. Посмотрите внимательно кто оставил свои следы на снегу?
- Какие животные пробежали по снегу мы узнаем, отгадав загадки:
Зимой беленький,
А летом серенький. (заяц)
Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. (белка)
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
Кур крадет. ( лиса)
- Составим предложение: «На снегу видны следы зверей и птиц».
- Закончим наш текст на ноте восхищения от зимнего леса.
(«Хорошо в зимнем лесу!» «Красив зимний лес!»)
5. Устное составление текста.
- Проговорим текст, который у нас получился.
( «Пришла волшебница зима. В воздухе кружат пушистые снежинки. Дремлет лес под сказку сна. На снегу видны следы зверей и птиц. Хорошо зимой в лесу!»)
6. Самостоятельная работа.
(написание текста в творческих тетрадях)
7. Рефлексия. ( учащиеся зачитывают свои работы).
8. Итог урока: - Что вам больше всего запомнилось на уроке?
- Что вызвало затруднение?
-Сегодня мы работали над текстом, в котором описывали красоту зимнего леса. Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Нам надо сообща беречь, умножать и познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит, и человека в самом высоком смысле этого слова.