Тема: Двойная роль е, ё, ю, я
Цель:
Образовательная: знать в каких позициях е, ё, ю, я обозначают один звук и в каких – два;
Развивающая: уметь применять знания теоретического материала в письменной речи
Воспитательная: воспитать внимательность
Метод обучения: репродуктивный, обобщающе-повторительная беседа,
тестирование
Межпредметная связь: с литературой
Оборудование: интерактивная доска, компьютер
Ход урока
I. Организационный момент
II. Опрос
1. Графический диктант
Найти логическую ошибку, составить схему предложения.
а) Закричал охотник: “ОЙ!
Двери гонятся за мной!» (звери) : « !»
б
Мддбо
) Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке. (маки)
в) Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (коне) [ ____ ==]
г) На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. (лес) [ ____ ==]
д) Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (чайки) [ == ____], [==____]
2. Блиц-опрос
Что такое звуки речи?
Чем отличаются звуки речи от звуков окружающего мира?
Из чего состоят слова, которые мы слышим?
Из чего состоят слова, которые мы пишем?
Буквы – это …
Что такое алфавит?
Сколько звуков в русском алфавите?
Звуки делятся на …
Гласные бывают …
Какие гласные называются ударными, а какие – безударными?
На какие звуки делятся согласные?
Какие согласные звуки образуют пары звонких и глухих?
Назовите согласные только глухие и только звонкие.
Перечислите сонорные согласные.
Согласные звуки бывают ….
Назовите непарные согласные по твёрдости и мягкости
Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков?
«Классификация звуков»:
3. Распределительный диктант
Звонкие | Глухие | Звонк.– глух. |
Молод, гора, лёд, мороз, глаза, герб, земля, аллея, арена. | Чешки, тоска, касса, шоссе, текст, частушка, статуя. | Осина, планета, банк, доска, снег, чайка, край, фонетика, молот |
III. Новая тема
Буквы е, ё, ю, я в квадратных скобках не живут (грубая ошибка).
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:
| Обозначают мягкость согласного | Обозначают два звука, если стоят: |
в начале слова | после Ъ и Ь | после гласных |
Е – [э] | снег - [ н‘] | ель - [й] [э] | ателье - [й] [э] | гласные - [й] [э] |
Ё – [о] | мёд - [ м‘] | ёлка -[й] [о] | льёт -[й] [о] | приём - [й] [о] |
Ю – [у] | урюк - [ р‘] | юла - [й] [у] | шьют - [й] [у] | июль - [й] [у] |
Я – [а] | вишня - [н‘] | янтарь - [й] [а] | листья - [й] [а] | аллея - [й] [а] |
IY. Закрепление
1. Стихотворная пауза.
Определите слова, где буквы е, ё, ю, я обозначают два звука для I-вариант и
где обозначают один звук для II-вариант (устно)
Тюлень ел рыбу целый день,
Объелся рыбою тюлень.
Тюленя одолела лень,
И вот тюлень лежит, как пень,
Лежит и улыбается...
А мне так жить не нравится.
2. Упражнение №462.
Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял.
3. Упражнение №464.
Спишите. Какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я. Записать сколько букв и звуков в слове.
Южный – [йу](5б.- 6з.), ёжик – [йо](4б.- 5з.), поел – [йэ](4б. – 5з.), ездить – [йэ](6б. – 6з.), яблоко – [йэ](6б. – 7з.), бурьян – [йа](6б. – 6з.), объяснил – [йа](8б.- 8з.), ёжиться – [йо](7б. – 6з.), якорь – [йа](5б. - 5з).
5. Тест
I-вариант
1. Указать слово, в котором буква Ё даёт 2 звука
а) тёс; б) ёлка; в) счёт
2. Укажите, в каком слове больше звуков, чем букв.
а) ель; б) ест; в) есть
3. Какая буква не даёт два звука?
а) у; б) ю; в) я
4. В каком слове звуков меньше чем букв?
а) наугад; б) набекрень; в) надвое
5. Сколько звуков в слове объяснение?
а) 9 б) 10 в) 11
6. В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?
а) доехать; б) теорема; в) боец
7. В каком слове есть звук [й]?
а) рябина; б) каёмка; в) кисти
II-вариант
1. Указать слово, в котором буква Я не даёт 2 звука
а) ящик; б) синяя; в) земля
2. Укажите, в каком слове больше звуков, чем букв.
а) подъём; б) тёплый; в) проём
3. Какая буква не даёт два звука?
а) е; б) ё; в) и
4. В каком слове звуков меньше чем букв?
а) лень; б) лес; в) льют
5. Сколько звуков в слове объявление?
а ) 9 б) 10 в) 11
6. В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?
а) стоит; б) поёт; в) стоять
7. В каком слове есть звук [й]?
а) берёза; б) пилотаж в) теория
Правильные ответы
I-вариант II-вариант
1. б) ёлка 1. в) земля
2. б) ест 2. в) проём
3. а) у 3. в) и
4. б) набекрень 4. а) лень
5. в) 11 5. в) 11
6. б) теорема 6. а) стоит
7. б) каёмка 7. в) теория
«5» - 7 балл.
«4» - 5 - 6 балл.
«3» - 3 - 4 балл.
Y. Домашнее задание
стр. 134 упр. 466, 469
YI. Итог урока:
Итак, что вы сегодня узнали на уроке? Сформулируйте правило.
Оценки