Урок разработан в соответствии стандартам второго поколения. Учащиеся самостоятельно определили тему урока, поставили задачи. На протяжении всего урока ребята удерживают поставленные задачи., делают выводы, подводят итоги. В конце урока ученики дали оценку своей деятельности, оценили работу товарищей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому язык »
Конспект урока по русскому языку 4 класс
«Изменение имён прилагательных по родам и числам»
Учитель начальных классов: Мех Наталья Юрьевна
Тема: “Изменение имён прилагательных по родам и числам”
Цель. Формировать представления об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относиться.
Задачи:
- учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.
- создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса обучающихся к языку и учебной деятельности.
- подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.
- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.
В в
Запишите по памяти словарные слова на букву в.
Взаимопроверка.
3. Орфографическая минутка.
-Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.
Составьте слова из данных слогов. Запишите эти слова и объясните орфограммы.
ЛАНДЫШ
ТРАВА
СОЛНЦЕ
ВЕТЕРОК
ТЁПЛОЕ
ПТИЦЫ
4. Введение в тему урока.
-Обратите внимание на получившийся ряд слов.
-Назовите «лишнее» слово.(тёплое)
-Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные) Докажите. (отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)
Определите род и число имен существительных.
На доске опорные слова: слово, вопрос, часть речи, значение, род, число.
Ландыш – м.р., ед.ч.
Трава –,ж.р.,ед.ч.
Солнце – с.р.; ед.ч.
Ветерок – м.р.; ед.ч.
Птицы – мн.ч.
Давайте обобщим наши знания об имени существительном.
5. Постановка проблемной ситуации.
-А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово тёплое
- Скажите, а сможем ли мы определить род и число этого слова?
- Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи).
А могут ли изменяться по родам и числам прилагательные?
Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.
Формулирование темы и целей урока
6. «Открытие» нового знания.
Какой частью речи является наше слово ТЕПЛЫЙ? (Имя прилагательное).
1) -Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь)
Гимнастика для глаз
(Чтобы нам проснуться, нужно дружно потянуться)
2) Связь имён прилагательных с существительными.
Работа по учебнику. Упражнение 490 (стр. 56)
Анализ процесса изменения имён прилагательных по родам.
Стр.56 упр. 490.
-Прочитайте загадку. Отгадайте.
-Найдите в тексте имена прилагательные. Назовите окончания имён прилагательных.
-Что можно сказать об окончаниях имён прилагательных? (Окончания разные).
-Спишите загадку, напишите отгадку. Выделите окончания прилагательных.
-Почему окончания разные и отчего это зависит, вы узнаете, когда прочитаете правило на стр. 56 в учебнике.
!!!Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.
-Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители»
Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.
-А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.
- Почему же прилагательные связаны именно с существительными?
Учитель: Послушайте, что о себе говорят существительные.
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если к нам им приложить,
То веселее станут жить:
Вот громкий стук,
Вот синий шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий мяч,
Вот острый меч,
Весенний сад, родная речь.
Учитель: Кто из вас был очень внимательным и заметил, с какой частью речи связаны имена прилагательные.
Дети: С именами существительными.
Учитель: В самом названии – имя прилагательное – уже содержится намек на то, что слово должно к чему-то “прилагаться”, присоединяться. Имена прилагательные “прилагаются” к именам существительным. Во всем с ними согласуясь: в роде, числе, падеже, отображают их самые важные признаки, такие, как цвет, вкус, качество..и т.д.
3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?
-Давайте понаблюдаем.
-Подберите к нашему слову тёплый существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа.(у доски).
Проверим
тёплый… день (м.р., ед.ч.)
тёплая …погода (ж,р., ед.ч.)
тёплое… солнце(ср.р., ед.ч.)
тёплые …лучи (мн.ч.) !!! У прилагательных множественного числа род не определяем.
У прилагательных выделить окончание и основу. Что заметили?
!!! Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч.
Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны вправо, влево)
Больше спать не захотел(наклоны вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.(руки вверх, встать на носочки)
Солнце утром лишь проснётся (руки вверх. в стороны, вниз)
Бабочка кружит и вьётся. (покружится)
7. Первичное закрепление.
2) Чтение правила (с. )
Так как же определить род и число имени прилагательного?
3) Дополнительное задание.
Весна приготовила для нас ещё одно задание.
Тест.
8. Рефлексия. Итог урока. Оценки.
-Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы.
Понравился вам урок?
Научились ли вы чему- то новому?
Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)
Как называется такая связь в русском языке, когда прилагательное связано с существительным? (согласование)
Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам и числам).