kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Падеж имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок по русскому языку, на котором учащиеся закрепляют знания, полученные на предыдущих уроках.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Падеж имён существительных"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: Падеж имен существительных

Класс: 5 «Б»

Дата проведения: 02.03.2016

Цель деятельности учителя

Закрепить знания учащихся о падежах, умение определять падеж имен существительных; повторить безударную гласную, проверяемую и непроверяемую ударением

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать названия падежей, их значение, порядок следования, падежные вопросы; приемы правильного определения падежа существительного; смысловые вопросы; уметь определять падеж существительного; находить и исправлять ошибки в определении падежей существительных; верно употреблять предлоги с указанными падежами; ставить смысловые вопросы к указанным существительным; соотносить их с синтаксической ролью существительного в предложении.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на метапредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net

http://www.zavuch.info

http://intergu.ru

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://festival.1september.ru/subjects

http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192


Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Грамматические категории, падеж имен существительных


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осущест-

вляемая деятель-ность учащихся

Формы организации взаимо-действия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Про-межуто-чный контроль

1.Моти-вация (само-определение) к учебной деятельности

Эмоциональ-ная психологи-ческая и мотивацио-нная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Вступительное слово: Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть! Желаю вам продуктивно поработать сегодня на уроке.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстри-руют готов-ность к уроку

Фронта-льная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера)

Готов-ность к уроку

2. Актуа-лизация и пробное учебное действие

Воспроизве-дение ранее изученного, установление преемствен-ных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Задание: образовать П.п. существительных. Выделить окончания:

Ключ, дверь, окно, дочь, парта, стекло, горшок.

Самопроверка (1 человек читает – остальные проверяют)

Сопровождает деятельность учащихся по осовению орфограмм

Работают над заданием. Работают в парах. Выставляют оценки друг другу. Строят понятные для партнера высказыва-ния. Смотрят презента-цию, осваивают лингвисти-ческие термины.

Группо-вая, индиви-дуальная


Устные ответы, письмен-ная работа

3. Выя-вление места и причины затруд-нения

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

- Слова какой части речи вы записали в орфографической работе? (имена существительные)

- Продолжим с вами повторять эту часть речи по методу «горячий стул». (у доски отвечает один человек, из класса задают ему вопросы)

- Как изменяются имена существительные? (по падежам и числам)

- Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить название 14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Звание чемпиона по количеству падежей могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть свыше 50 падежей. А вот у китайцев, напротив, существительные не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов.

7-й падеж был в древнерусском языке, от которого произошел современный русский язык. Его употребляли при обращении.

В современном русском языке звательная форма совпала с формой Им. П. и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением (в качестве обращения).

Обдумы-вают ответы на вопросы. Формули-руют собствен-ные мысли, высказы-вают и обосновы-вают свою точку зрения. С сотрудни-честве с учителем и одноклас-сниками делают выводы. Слушают и обсуждают ответы товарищей.

Груп-повая

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Устные ответы

4. Целе-полага-ние и построе-ние проекта выхода из затрудне-ния

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Тема нашего урока: «Падеж имен существительных».

Как вы думаете какая цель нашего урока?

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

-Тема для вас не новая, поэтому мы будем работать в группах.

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность.

Формули-руют цель учебной деятельнос-ти в диалоге с учителем.

Соотносят поставлен-ные задачи с текстами, знакомятся с материа-лом. Выделяют главное, устанавли-вают причинно-следствен-ные связи между отдельными языковыми явлениями.

Индиви-дуаль-ная, группо-вая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха и неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками иди самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Задают вопросы для уточнения информа-ции

5. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность по реализа-ции построе-нного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий на повышение орфографии-ческой зоркости, развитие логического мышления, самостоя-тельности и самоконтро-ля

Работа в группах (6 падежей – 6 групп)

Задание для групп:

1. Прочитать стихотворение про падеж, выписать из него предлоги, которые употребляются с данным падежом.

2. Выбрать пословицы, в которых слово «дело» стоит в том падеже, про который стихотворение, определить, чем это слово является в предложении.

3. Сформулировать правило, как определить падеж существительного.

4. Устный ответ

Материалы для работы:

Пословицы

1. Велик телом, да мал делом.

Дело шуток не любит. (Т.п.)

2. Дело шуток не любит. (И.п.)

3. От слова до дела целая верста. (Р.п.)

4. И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)

5. Всех дел не переделаешь. (Р.п.)

6. Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)

7. Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)

8. Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)

9. По твоим делам о тебе судят. (П.п.)

10. Дела как сажа бела. (И.п.)

11. Делу время, потехе час. (Д.п.)

12. Дело знай, а правду помни. (В.п.)

Стихотворения

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ : КТО? ЧТО?

Поворот судьбы такой удивительный:

Изучаем мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ Н

а суку висит (что?) - ватрушка! На заборе спит (кто?) - старушка!

С неба к нам летит (что?) - игрушка!

Соловьем свистит (кто?) - подружка!

На сосне сопит (кто?) - хрюшка!

Рассказала всё (кто?) - врушка! Сочинила мир такой изумительный!

Что ж, запомним мы падеж Именительный!

РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОГО? ЧЕГО? (ОТКУДА? ГДЕ?)

Я из дома убежал,

Я до вечера гулял.

С дерева в сугроб сигал,

Без уроков жить мечтал.

Для коллекции снежинки

Языком я собирал.

Около костра плясал

И вокруг двора скакал.

Мне уроки надо делать?

Я на это наплевал!

Вот стою я у доски

И вздыхаю от тоски,

Но РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Я не вспомню, хоть ты режь!

ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОМУ? ЧЕМУ? (КУДА? ГДЕ?)

Если б я названия Падежам давал,

Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!

А еще как размечтаюсь: Дед Морозом наряжаюсь

И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу.

А еще КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому,

Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону!

К паровозу тороплюсь,

По земле лечу, несусь!

Всем подарки разнесу я

И тогда домой вернусь.

ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ КОГО? ЧТО? (КУДА?)

«Если хочешь много знать,

Поскорей учись читать!»

Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ ЗАПОМНИТЬ,

Научилась я ... летать!

Как взлечу под потолок.

Да махну через порог,

Вылетаю за окошко,

Курс держу я на лужок.

Ненавижу обвинять,

Буду всё перечислять.

ЧТО увижу и КОГО-

Назову до одного!

Вижу реку, вижу сад-

Называю всё подряд!

Вижу вишню, вижу сливу.

Строят клуб невдалеке,

До чего вокруг красиво!

Лепят башню на песке...

Хватит! В школу возвращаюсь,

В класс влетаю налегке.

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КЕМ? ЧЕМ? (ГДЕ?)

Чтоб от всех не отставать,

Слыть сообразительным, Надо всё теперь понять

В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.

Что там долго говорить, Вот решился я ... творить! Карандаш, бумагу взял

И пейзаж нарисовал.

Я художник! Я творец! Ух, какой я молодец!

Передзамкомкуст цветёт,

Под корягой змей живёт,

Над дорогой реет сокол, За оградой лошадь ржёт.

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ КЕМ? ЧЕМ? (ГДЕ?)

На уроке я скучаю.

Что ж я лучше помечтаю.

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о короне, буду в ней сидеть на троне.

Я мечтаю о слоне, чтоб кататься при луне.

Я мечтаю о сережках, я мечтаю о сапожках.

Вечерами в полумгле я мечтаю об орле:

Буду с ним летать на воле.

Буду я учиться в школе:

Ой, мечтаю я уже о предложном падеже.


Организует и сопровождает совместную деятельность. Дополняет ответы.

Формули-руют собствен-ные мысли, высказы-вают и обосновы-вают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и однокласс-никами делают выводы.

Фрон-тальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы, письмен-ная работа


Физкультми-нутка

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

Выполняют задания в соответст-вии с текстом

Фрон-тальная


Выпол-няют упражнения

6. Пер-вичное закрепле-ние с коммен-тирова-нием во внешней речи

Обобщение и систематиза-ция знаний, формирова-ние рацио-нальных спо-собов приме-нения их на практике. Эвристичес-кая беседа, подбор своих примеров, иллюстри-рующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах.

Выступления групп, заполнение итоговой таблицы. (Слайд 3)

Лингвистическая задача

«Неожиданные подарки»

Митя и Коля - близнецы. Сегодня каждому из них исполняется 10 лет. Они проснулись рано утром. На столе около кроватей, как всегда в этот день, лежали приготовленные для них подарки от мамы и папы. И вот еще 2 пакета: на одном надпись - "Подарок Мити", на втором - "Подарок Коли".

Рассматривая эти свертки, Митя и Коля удивленно переглянулись: раньше они ничего не дарили друг другу. А когда Митя развернул пакет с надписью "Подарок Коли", а Коля - пакет с надписью "Подарок Мити", оба удивились еще больше. Коля получил в подарок то, что хотел иметь Митя, - перочинный ножик, а Митя - масляные краски, о чем мечтал Коля.

Не успели они удивиться, как в комнату вбежала их сестренка Лена и спросила:

- Понравились вам мои подарки?

- Твои подарки? Какие подарки? Ты нам ничего не дарила, - ответили Митя и Коля в один голос.

- Да вот же они, - сказа Лена, показывая на перочинный ножик и масляные краски.

Недоразумение, конечно, скоро разъяснилось.

А почему оно произошло, как вы думаете?

Объясните смысл словосочетаний:

подарок Коле –

подарок Коли –


Выполняют упражне-ния, отвечают на вопросы

Индиви-дуаль-ная, груп-повая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осущест-вляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класссификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возни-кающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы

7. Самос-тоятель-ная работа с само-провер-кой по эталону

Выполнение разноуров-невых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

Самостоятельное упражнение на определение падежей и самопроверкой по эталону.

Задание: найти существительные и определить падеж.

1. Октябрь (И.п.) листвой (Т.п.) калёною засыпал чёрный пруд (В.п.).

2. Осень (И.п.) рощи (Р.п.) подожгла.

3.Под дубом (Т.п.) спрятался домик (И.п.).

4.Грустно стоять одному у дороги (Р.п.).

5.Кто-то в телеге (П.п.) по ельнику (Д.п.) едет.

Выполнение упражнения 524 учебника

Выполняют упражнения

Индиви-дуальная

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель: осуществляют поиск необходимой ин-формации (из материалов учеб-ника и рассказа учителя, по вос-произведению из памяти)

Задают вопросы для уточнения информа-ции

8. Вклю-чение в систему знаний и повторе-ния

Знакомство с работами учащихся

- Так что же нужно, чтобы правильно определить падеж? Ответы учащихся. Работа с § 96 учебника

Составляют и произно-сят диалоги, слушают одноклассников, оце-нивают их. Отвечают на вопросы.

Фронта-льная

Познавателнные: приобретают умения использовать полу-ченные знания и умения в практи-ческой деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


9. Рефлек-сия учебной деятель-ности на уроке (итог урока)

Заключи-тельная беседа по вопросам

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие трудности у были появились во время работы?

- Какие у вас ассоциации к сегодняшнему уроку?

Определяют свое эмо-циональное состояние на уроке.

Индиви-дуальная

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Устные ответы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Падеж имён существительных"

Автор: Короченко Оксана Николаевна

Дата: 31.08.2016

Номер свидетельства: 341791

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока по русскому языку  3 класс Тема. Именительный падеж имён существительных"
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-3-klass-tiema-imienitiel-nyi-padiezh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "290042"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454917063"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка «Именительный падеж имён существительных» "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imienitiel-nyi-padiezh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "117481"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412793833"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-padiezhi-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "168613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423251978"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока на тему "Именительный и винительный падежи имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-na-tiemu-imienitiel-nyi-i-vinitiel-nyi-padiezhi-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "169623"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423427271"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока "Осенний калейдоскоп" Учимся различать падежи имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-osiennii-kalieidoskop-uchimsia-razlichat-padiezhi-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "100291"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402375484"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства