2. Актуа-лизация и пробное учебное действие | Воспроизве-дение ранее изученного, установление преемствен-ных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. | Задание: образовать П.п. существительных. Выделить окончания: Ключ, дверь, окно, дочь, парта, стекло, горшок. Самопроверка (1 человек читает – остальные проверяют) Сопровождает деятельность учащихся по осовению орфограмм | Работают над заданием. Работают в парах. Выставляют оценки друг другу. Строят понятные для партнера высказыва-ния. Смотрят презента-цию, осваивают лингвисти-ческие термины. | Группо-вая, индиви-дуальная | | Устные ответы, письмен-ная работа |
3. Выя-вление места и причины затруд-нения | Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | - Слова какой части речи вы записали в орфографической работе? (имена существительные) - Продолжим с вами повторять эту часть речи по методу «горячий стул». (у доски отвечает один человек, из класса задают ему вопросы) - Как изменяются имена существительные? (по падежам и числам) - Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить название 14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Звание чемпиона по количеству падежей могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть свыше 50 падежей. А вот у китайцев, напротив, существительные не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов. 7-й падеж был в древнерусском языке, от которого произошел современный русский язык. Его употребляли при обращении. В современном русском языке звательная форма совпала с формой Им. П. и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением (в качестве обращения). | Обдумы-вают ответы на вопросы. Формули-руют собствен-ные мысли, высказы-вают и обосновы-вают свою точку зрения. С сотрудни-честве с учителем и одноклас-сниками делают выводы. Слушают и обсуждают ответы товарищей. | Груп-повая | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. | Устные ответы |
4. Целе-полага-ние и построе-ние проекта выхода из затрудне-ния | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. | Тема нашего урока: «Падеж имен существительных». Как вы думаете какая цель нашего урока? Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. -Тема для вас не новая, поэтому мы будем работать в группах. Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. | Формули-руют цель учебной деятельнос-ти в диалоге с учителем. Соотносят поставлен-ные задачи с текстами, знакомятся с материа-лом. Выделяют главное, устанавли-вают причинно-следствен-ные связи между отдельными языковыми явлениями. | Индиви-дуаль-ная, группо-вая | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха и неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками иди самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Задают вопросы для уточнения информа-ции |
5. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность по реализа-ции построе-нного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий на повышение орфографии-ческой зоркости, развитие логического мышления, самостоя-тельности и самоконтро-ля | Работа в группах (6 падежей – 6 групп) Задание для групп: 1. Прочитать стихотворение про падеж, выписать из него предлоги, которые употребляются с данным падежом. 2. Выбрать пословицы, в которых слово «дело» стоит в том падеже, про который стихотворение, определить, чем это слово является в предложении. 3. Сформулировать правило, как определить падеж существительного. 4. Устный ответ Материалы для работы: Пословицы 1. Велик телом, да мал делом. Дело шуток не любит. (Т.п.) 2. Дело шуток не любит. (И.п.) 3. От слова до дела целая верста. (Р.п.) 4. И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.) 5. Всех дел не переделаешь. (Р.п.) 6. Жизнь дана на добрые дела. (В.п.) 7. Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.) 8. Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.) 9. По твоим делам о тебе судят. (П.п.) 10. Дела как сажа бела. (И.п.) 11. Делу время, потехе час. (Д.п.) 12. Дело знай, а правду помни. (В.п.) Стихотворения ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ : КТО? ЧТО? Поворот судьбы такой удивительный: Изучаем мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ Н а суку висит (что?) - ватрушка! На заборе спит (кто?) - старушка! С неба к нам летит (что?) - игрушка! Соловьем свистит (кто?) - подружка! На сосне сопит (кто?) - хрюшка! Рассказала всё (кто?) - врушка! Сочинила мир такой изумительный! Что ж, запомним мы падеж Именительный! РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОГО? ЧЕГО? (ОТКУДА? ГДЕ?) Я из дома убежал, Я до вечера гулял. С дерева в сугроб сигал, Без уроков жить мечтал. Для коллекции снежинки Языком я собирал. Около костра плясал И вокруг двора скакал. Мне уроки надо делать? Я на это наплевал! Вот стою я у доски И вздыхаю от тоски, Но РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ Я не вспомню, хоть ты режь! ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КОМУ? ЧЕМУ? (КУДА? ГДЕ?) Если б я названия Падежам давал, Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал! А еще как размечтаюсь: Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу. А еще КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону! К паровозу тороплюсь, По земле лечу, несусь! Всем подарки разнесу я И тогда домой вернусь. ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ КОГО? ЧТО? (КУДА?) «Если хочешь много знать, Поскорей учись читать!» Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ ЗАПОМНИТЬ, Научилась я ... летать! Как взлечу под потолок. Да махну через порог, Вылетаю за окошко, Курс держу я на лужок. Ненавижу обвинять, Буду всё перечислять. ЧТО увижу и КОГО- Назову до одного! Вижу реку, вижу сад- Называю всё подряд! Вижу вишню, вижу сливу. Строят клуб невдалеке, До чего вокруг красиво! Лепят башню на песке... Хватит! В школу возвращаюсь, В класс влетаю налегке. ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ: КЕМ? ЧЕМ? (ГДЕ?) Чтоб от всех не отставать, Слыть сообразительным, Надо всё теперь понять В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ. Что там долго говорить, Вот решился я ... творить! Карандаш, бумагу взял И пейзаж нарисовал. Я художник! Я творец! Ух, какой я молодец! Передзамкомкуст цветёт, Под корягой змей живёт, Над дорогой реет сокол, За оградой лошадь ржёт. ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ КЕМ? ЧЕМ? (ГДЕ?) На уроке я скучаю. Что ж я лучше помечтаю. Очень я люблю мечтать! Вот бы мне царевной стать! Я мечтаю о короне, буду в ней сидеть на троне. Я мечтаю о слоне, чтоб кататься при луне. Я мечтаю о сережках, я мечтаю о сапожках. Вечерами в полумгле я мечтаю об орле: Буду с ним летать на воле. Буду я учиться в школе: Ой, мечтаю я уже о предложном падеже. Организует и сопровождает совместную деятельность. Дополняет ответы. | Формули-руют собствен-ные мысли, высказы-вают и обосновы-вают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и однокласс-никами делают выводы. | Фрон-тальная | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы, письмен-ная работа |
6. Пер-вичное закрепле-ние с коммен-тирова-нием во внешней речи | Обобщение и систематиза-ция знаний, формирова-ние рацио-нальных спо-собов приме-нения их на практике. Эвристичес-кая беседа, подбор своих примеров, иллюстри-рующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. | Выступления групп, заполнение итоговой таблицы. (Слайд 3) Лингвистическая задача «Неожиданные подарки» Митя и Коля - близнецы. Сегодня каждому из них исполняется 10 лет. Они проснулись рано утром. На столе около кроватей, как всегда в этот день, лежали приготовленные для них подарки от мамы и папы. И вот еще 2 пакета: на одном надпись - "Подарок Мити", на втором - "Подарок Коли". Рассматривая эти свертки, Митя и Коля удивленно переглянулись: раньше они ничего не дарили друг другу. А когда Митя развернул пакет с надписью "Подарок Коли", а Коля - пакет с надписью "Подарок Мити", оба удивились еще больше. Коля получил в подарок то, что хотел иметь Митя, - перочинный ножик, а Митя - масляные краски, о чем мечтал Коля. Не успели они удивиться, как в комнату вбежала их сестренка Лена и спросила: - Понравились вам мои подарки? - Твои подарки? Какие подарки? Ты нам ничего не дарила, - ответили Митя и Коля в один голос. - Да вот же они, - сказа Лена, показывая на перочинный ножик и масляные краски. Недоразумение, конечно, скоро разъяснилось. А почему оно произошло, как вы думаете? Объясните смысл словосочетаний: подарок Коле – подарок Коли – | Выполняют упражне-ния, отвечают на вопросы | Индиви-дуаль-ная, груп-повая | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осущест-вляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класссификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возни-кающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы |