Основная часть урока Проверка д/з | Постановка темы, целей и задач урока. Сообщение темы и целей урока.(3 мин.) Учитель читает стихотворение: Что без меня предметы? Лишь названье. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета, люди строят здания, И рожь в полях растёт. - О какой части речи это сказано? Чему должны научиться на уроке? Что должны знать в конце урока? Учащиеся определяют тему урока, ставят цели. «Мозговой штурм» (2мин) Прием «Верные и неверные утверждения». На доске записаны верные и неверные утверждения по теме урока, дети должны написать согласны или не согласны они с эти утверждением. 1.Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? и что сделать? 2.Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета. 3.Глагол в предложении бывает сказуемым. 4.Глагол может изменяться по падежам. -Какие морфологические признаки глагола вы знаете? -Когда вы изучили все признаки части речи, какой вид разбора вы можете выполнить? -Какая тема сегодняшнего урока? -Чему вы должны научиться сегодня на уроке? Дети указывают верные утверждения и по ним формулируют тему урока. По мнению многих, глагол – необыкновенная часть речи В русском языке 40 % слов – существительные, 35 % - глаголы. Из упражнения 393 назвать глаголы, образованнные суффиксальным способом, затем приставочным и приставочно-суффиксальным. Обобщение знаний о глаголе (10 мин) Сегодня итоговый урок по теме глагол. Обратите внимание, на столах у вас лежат карточки с вопросами. На некоторые из них вы можете ответить сразу, а над некоторыми нужно подумать. Вы работаете в группе, помогаете друг другу, потом вы берете карточку, отвечаете на вопрос. 1.Расскажите о начальной форме глагола. Почему она называется неопределенной? 2.Расскажите, как определить спряжение глагола. 3.Изменение глагола по лицам и числа – это… 4. Во 2 лице единственного числа пишется ь? приведи пример. 5.Предположите, что будет, если из нашей речи исчезнут все глаголы? 6. Каким членом предложения может быть глагол? 7. Назовите морфологические признаки глагола.
Прием: «Угадай код» Учитель предлагает учащимися в парах составить код к карточке. Определите наклонение глаголов
1. Люблю тебя, моя страна! 2. Бегут, торопятся в речку ручьи. 3. Любите книгу – источник знаний, только чтение спасительно. 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да мухи. 5. Я решил бы, я сказал бы, поспешил бы, написал бы, если б не устал. 6. Ты с басом, Мишенька, садись против альта.
(Ключ на обороте карточки) 1 и 2 и 3 п 4 у 5 у 6 п Учащиеся работают в парах, выполняют задание по карточке. Взаимопроверка. Критерий оценки: 6 правильных ответов – 5 баллов 5 правильных ответов – 4 балла 4 правильных ответа – 3 балла 3 правильных ответа – 2 балла Прием: Ассоциация Учитель показывает рисунки, на которых у людей нет «лица» -Скажите, ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы смотрите на эти рисунки? -Правильно, речь пойдёт о безличных глаголах. «Восстанови правило» - работа в группе по карточкам
1. Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе без действующего лица( предмета ) называются __________________ . 2. Безличные глаголы обозначают состояние _______________ и __________ 3. В предложении безличные глаголы выступают в роли _________________ 4. В предложении при безличном глаголе нет и не может быть ______________ 5. Подчеркните предложения с безличными глаголами Раннее утро. Повеяло тёплой сыростью. Светает. Вот зазеленело на востоке. Всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят птицы. Стратегия «Карусель» Учащиеся в группе восстанавливают правило. 1. Спикер проходит по всем группам, объясняет восстановленное правило. 2. Лист с правилом еще раз проходит по всем группам, учащиеся дают свою оценку, пишут предложения. Проведем игру Учитель: Почему неправильно говорить слово «извиняюсь»? «Третье лишнее» (по какому признаку?) Карточка № 4 1) волновалась, хмурилась, испортилась (по виду) 2) тронешь, удивишь, порадуешь (по спряжению) 3) плыть, ловить, строить (по переходности) 4) хотел бы, написал бы, получил (по наклонению) 5)смеюсь, думаю, улыбаюсь (по возвратности) Карточка № 1 Учился, нарисовал, приклею, цветет, умываешься, заинтересовался, сыграю, перебираюсь Глаголы совершенного и несовершенного видов похожи, и иногда их путают. Это ведет к речевым ошибкам. Исправьте речевые ошибки в тексте. Определите, с чем они связаны. Редактор Карточка № 2 Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и, наконец, отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо съедать бутерброды, а там видно будет»,- сказывал Пёс. И, правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой. Учитель: При видимой простоте, возвратность играет огромную роль в значении глаголов. А теперь задание - преобразовать невозвратные глаголы в возвратные и проанализировать, как изменилось значение глагола. Карточка № 3 Умываю - Одеваю - Вытираешь - Соберем - Рассержу - -задание группам учащихся 3.Работа по теме урока Учащиеся разрабатывают алгоритм, презентуют его, а затем делают морфологический разбор глагола. Один учащийся делает морфологичекий разбор на доске, остальные учащиеся проверяют себя и оценивают по критерию оценки.
Выборочное задание Учитель называет понятие, учащиеся поднимают сигнальную карточку (1,2,3) В какой части плана морфологического разбора об этом надо говорить? Глагол, сказуемое, что делать? Что сделать?, вид, переходность, лицо, обозначает действие предмета, род, наклонение, спряжение, число, возвратность, время Произвести морфологический разбор существительных из упражнения 395 1 группа- из первой строфы 2 группа- из 2 строфы 3 группа- из 3 строфы Рефлексия - Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог. - О какой части речи мы вели разговор на уроке? - Какие признаки имени существительного мы повторили? - Какой вид работы вам особенно запомнился и понравился? - Какие задания вызвали затруднения? - Я надеюсь, что на последующих уроках мы вместе сможем преодолеть все сложности, которые у вас возникли. - Я хочу спросить, кто может сегодня про себя сказать: - Я молодец! - Я старался, но мне помогали. - Не все получалось. - Мне было лень. Украсьте яблочками дерево познания Красное- урок интересный, мне все понравилось. Желтое – урок интересный, не со всеми заданиями справился Зеленое – было скучно, я ничего не выполнил - А мне понравились ваши устные ответы сегодня на уроке, понравилось, как многие из вас работали в тетрадях. Оценку «отлично» за сегодняшний урок получают _________. Хорошо работали ____________, им нужно ещё чуть-чуть постараться при выполнении письменных работ в тетрадях. - Всем спасибо. Урок окончен. | Работа в группах
Работа в парах (взаимопроверка) Учащиеся вставляют пропущенные слова Работа в группах Работа в парах 1 группа. Составить кластер к глаголу (защищают постер у доски) 2 группа. и 3 группа. составляют вопросы по глаголу (вопросы задают противоположным группам, конкретно кому?) (Время на выполнение заданий – 5 минут) |