Урок подводит итоги работы над сложным предложением в 9 классе.Используя элементы интерактивного обучения(мозговой штурм,работа в группах.микрофон.),повторяется и закрепляется материал о видах сложных предложений,о знаках препинания в них.Уделяется большое внимание воспитательному значению урока.Предваряющее домашнее задание о самых близких людях,тексты о руках мамы,высказывания известных людей позволяют не только поработать над языковыми заданиями,но и вспомнить о своих родных
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Сложное предложение"»
Министертво науки и образования Украины
Волновахский районный отдел образования
Волновахская общеобразовательная школа
І-ІІІ ступеней №6 Донецкой области
Урок русского языка
в 9 классе на тему :
«Повторение и обобщение
изученного о сложном предложении»
Учитель Воробьёва Валентина Фёдоровна
Повторение и обобщение изученного о сложном предложении.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны иметь
Находить в тексте сложные предложения;
Отличать их от простых предложений;
Определять тип сложного предложения по видам связи (сочинительная, подчинительная, бессоюзная); определять тип придаточного;
Правильно находить границы простых предложений в составе сложного и употреблять нужные знаки препинания;
Обобщать материал, используя схемы, таблицы, алгоритмы.
Оборудование: карточки-задания для интерактивных упражнений, дидактический материал по теме «Целую руки твои, мама…», учебник русского языка для 9 класса (авторы: Е.И. Быкова, Л.В. Давидюк, В.И. Стативка. Киев, «Зодіак-ЕКО», 2009).
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний на основании интерактивных технологий.
План урока.
Актуализация опорных знаний, мотивация познавательной деятельности с использованием технологии «мозговой штурм» и домашних сочинений учащихся ассоциативного характера «Моя мама – лучшая на свете». (5 мин)
Тема урока. Ожидаемые результаты. (1 мин)
Получение необходимой информации по данной теме. (5 мин)
Интерактивная часть урока
Объединение ребят в группы. (1 мин) Инструктаж к работе.
Задания каждой группе на карточках (выбор путем жеребьевки). (1 мин)
Работа над заданием (7-8 мин)
Озвучивание выполненных работ (16-20 мин)
Итог повторения:
Графический диктант. (1 мин)
Творческая работа: «Продолжите (4 мин) предложение, с использованием различных конструкций сложных предложений…»
Слово учителя. Оценивание. Общее мнение о работе на уроке. (1 мин)
Ход урока.
Актуализация опорных знаний, мотивация познавательной деятельности учащихся с помощью технологии «мозговой штурм», творческих домашних заданий.
Проверяем домашнюю работу. 2-3 ученика читают свои сочинения на тему «Моя мама лучшая на свете», выделяя сложные предложения.
«Мозговой штурм»
Прочитайте на доске тему урока. И приготовьтесь к быстрым ответам по теме:
Что называется сложным предложением и чем оно отличается от простого?
По каким принципам делятся сложные предложения по группам?
С какими членами предложения ассоциируются виды придаточных в сложноподчиненных предложениях?
Каким оборотом можно заменить придаточное определительное в сложноподчиненном предложении?
Какие знаки препинания употребляются в БСП?
Объявляется тема урока и ожидаемые результаты (запись на доске)
Получение необходимой информации
– Учащиеся кратко дают характеристику, определения сложноподчиненного, сложносочиненного и бессоюзного предложений.
Интерактивная часть урока
Объединение ребят в группы.
Класс объединился в 4 группы. В каждой группе по 5 человек (гетерогенные группы – с разными познавательными возможностями).
Задания каждой группе на основании одного текста Ш.А. Амонашвили «Слово о матери» (задания по группам определяется путем жеребьевки).
Карточка №1
Прочитайте текст, найдите и отметьте в тексте сложносочиненные предложения. Докажите, что они сложносочиненные. Одно СПП выписать и сделать полный синтаксический разбор. Составить схему предложения (разбор предложения и схема на доске). Рассказать все, что вы знаете, о сложносочиненном предложении.
Карточка №2
Прочитайте текст, найдите и отметьте в тексте сложноподчиненные предложения. Докажите, что они сложноподчиненные. Одно ССП выписать и сделать полный синтаксический разбор. Составьте схему предложения (разбор предложения и схема на доске). Расскажите все о сложноподчиненном предложении.
Карточка №3
Прочитать текст. Найти и отметить бессоюзные предложения. Докажите, что они бессоюзные сложные предложения. Одно предложение выписать и сделать полный синтаксический разбор, составьте схему предложения (разбор предложения и схема на доске). Расскажите все, что вы знаете, о БСП.
Карточка №4
Прочитайте текст, подготовьте устный пересказ (изложение). Выскажите свое мнение о прочитанном, расскажите о своем отношении к матерям, используя сложные предложения (различные виды СП).
Составьте таблицу, схему, алгоритм (по выбору) «Сложные предложение». Приведите примеры (СП) предложений из текста.
Инструктаж к работе над заданиями:
Каждой группе дается задание к тексту и текст, по которому они будут работать.
В группах распределяются обязанности: секретарь, 2 посредника, докладчик. Представлять результаты работы могут все в группе или один-два человека.
На работу над заданием в группе отводится 7-8 минут, на озвучивание ответов на задание 4-5 минуты.
Цель группы: правильно, объективно, быстро распределить части работы между членами. Выполнив работу, по частям, сообщить информацию в группе. Сделать нужные записи на доске. Озвучить итоги своей работы.
Оценивается работа каждой группы жетонами разных цветов:
красные жетончики – правильный полный ответ (10 б.)
желтые жетончики – правильный, но неполный ответ (7 б.)
зеленые жетончики – правильный ответ, но много ошибок и неточностей (4 б.)
черные жетончики – ответа нет, или ответ неправильный (1 б.)
Работа над карточками-заданиями.
Озвучивание выполненных работ. Оценивание жетончиками-оценками.
Итоги повторения.
1.Графический диктант. В данную таблицу распределить предложения (их номера) по значению:
ССП
СПП
БСП
Этой ивы листы в девятнадцатом веке увяли, чтобы в строчке стиха серебриться свежее стократ.
Смутно-дышащими листьями черный ветер шелестит, и трепещущая ласточка в темном небе круг чертит.
Я жить хочу, чтоб Родине отдать последний сердца движущий толчок.
И сердце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь.
Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.
Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет.
Цветы полевые завяли, и желтые листья устлали подножье столетних берез.
(Ключ к заданию: I – 3,5,9; II – 1,4,8; III – 2,6,7)
2. Продолжите предложение, используя сложные конструкции разных типов:
За два зимних месяца глаза привыкли к монотонности снега…
Мой родной город спит…
Оценивание. Заключительное слово учителя об уроке.
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «В кругу семейного затишья…», используя различные виды сложных предложений.
Ш.А. Амонашвили (из воспоминаний)
Слово о матери
Не раз в детстве я обижался на мать, и этого хотелось и того. Однако мама, которая заменила мне отца, погибшего на фронте, далеко не все мои желания исполняла. Она не позволяла долго играть во дворе, склоняться без дела, винила только меня, когда я ссорился с товарищами, требовала, чтобы я предупреждал, куда и надолго ли ухожу. И мне порой казалось – мама чрезмерно строга, слишком требовательна, шагу мне ступить не дает.
Но никогда мама не ограничивала меня в чтении, не жалела последних денег на книжку. Она охотно отпускала меня в Дом пионеров, в литературный кружок, приветливо встречала моих товарищей. Все мелкие дела, требующие мужских рук, мама поручала мне, и я этим гордился.
Сейчас я думаю: допустим, я следовал бы своим желаниям, уклонялся бы от разумных советов матери. Что тогда? Не знаю, что бы произошло, но думаю, что из меня не вышло бы ничего путного.
Некоторые дочери и сыновья принимают как должное чрезмерную загруженность матери по дому, а это уже беда. Избалованные дети становятся неблагодарными, мать слышит от них: «Принеси… Подай… Сделай сама, мне некогда…». Помогайте своей матери, облегчайте ей труд, пусть она почувствует заботу еще с вашего раннего возраста.
На свете не существует человека роднее и ближе матери, поэтому нежно любите, уважайте, берегите ее. Не причиняйте матери боли своими словами и поступками, ваша благодарность только продлит ей годы жизни. Будьте чуткими, отзывчивыми; постоянной заботы, внимания, сердечности, сочувствия, доброго слова ждет ваша мама.
Чтобы потом не было поздно, выполняйте свой дочерний и сыновий долг вовремя…
Сложносочиненные предложения
Не раз в детстве я обижался на мать, и этого хотелось и того. (ССП, сост. Из 2-х прост., соед. с. и) [1], и [2].
Все мелкие дела, требующие мужских рук, мама поручала мне, и я этим гордился. (ССП, сост. из 2-х простых, 1-е осл. обособл. опрел., выраж. прич. оборотом; между частями ССП – союз и – сочин.) [1], и [2].
Некоторые дочери и сыновья принимают как должное чрезмерную загруженность матери по дому, а это уже беда. [1], а [2].
Помогайте своей матери, облегчайте ей труд,и пусть она почувствует заботу еще с вашего раннего возраста. [1], и [2].
Сложноподчиненные предложения
Однако мама, которая заменила мне отца, погибшего на фронте, далеко не все мои желания исполняла. (ССП, 2 простых, главн. 1, зав.-2; прид. определ.; 2-е пр. осл. прич. оборот.) [1 (котор. 2) 1];
Она не позволяла долго играть во дворе, склоняться без дела, винила только меня, когда я ссорился с товарищами, требовала, чтобы я предупреждал, куда и надолго ли ухожу. [1], [2], (когда…), [4], (чтобы…), (куда…).
Не знаю, что бы произошло, но думаю, что из меня не вышло бы ничего путного.
На свете не существует человека роднее и ближе матери, поэтому нежно любите, уважайте, берегите ее.
Чтобы потом не было поздно, выполняйте свой дочерний и сыновий долг вовремя…
Бессоюзное сложное предложение
И мне порой казалось – мама чрезмерно строга, слишком требовательна, шагу мне ступить не дает.
Сейчас я думаю: допустим, я следовал бы своим желаниям, уклонялся бы от разумных советов матери.
Избалованные дети становятся неблагодарными, мать слышит от них: «Принеси… Подай… Сделай сама, мне некогда…».
Не причиняйте матери боли своими словами и поступками, ваша благодарность только продлит ей годы жизни.
Будьте чуткими, отзывчивыми; постоянной заботы, внимания, сердечности, сочувствия, доброго слова ждет ваша мама.