Дополнение.
(урок русского языка 5 класс)
Цели:
- обобщить и углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения,
- сформировать у учащихся понятие о дополнении и способах его выражения
- формировать навык нахождения дополнения в предложении,
- развивать коммуникативные способности учащихся во время общения; внимание; ответственность за себя, абстрактное мышление; речь; усидчивость,
- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение оценивать свою работу и работу одноклассников.
Предметные: включить в систему знаний новый материал и повторить пройденный.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.
Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.
Необходимое оборудование:
Учебник
Раздаточный материал
Ход урока
1.Оргмомент. Целеполагание.
2.Орфографическая разминка.
к…лосок ненас…ный
с…сна радос…ный
п…ля мес…ный
д…жди
- Объясните пропущенные орфограммы, обоснуйте деление слов на группы.
3. Цифровой диктант. Вспомним, какие предложения называются распространёнными, а какие нераспространёнными.
Наступила зима.
Застыли реки, замёрзли.
Выпал первый снежок.
Дни укорачиваются.
Скоро ребята пойдут на каток.
Птички весело щебечут у кормушек.
Недолго осталось ждать зимних каникул.
Код:1-распространенное предложения 2-нераспространенное предложение
Ключ: 2,2,1,2,1,1,1.
4.Работа с текстом.
-Запишите предложения. Подчеркните основу каждого предложения. Вспомним, что называется грамматической основой предложения.
Зима.
Я люблю зиму. Мне нравятся морозные, тихие дни. Я восхищаюсь красотой зимней природы.
-А теперь задайте вопросы к второстепенным членам от сказуемых.
-Какие вопросы вы задавали? (вопросы косвенных падежей)
-Какие падежи называются косвенными? (все, кроме именительного)
-Что обозначают второстепенные члены предложения, к которым вы задавали вопросы от сказуемых?
-Какими частями речи выражаются?
5.Знакомство с текстом учебника. Определение дополнения как второстепенного члена предложения.
6.Работа с записанными на доске предложениями. Подчеркнуть основу, найти и указать дополнения. Обозначить падеж.
Алёшино лицо покрывали веснушки.
Девочка дёрнула его за пиджак.
Мальчишка протянул хлеб лошади.
7.Работа с учебником. Выполнение упр. 441.
8.Составление предложений. Включить в состав предложений дополнения.
Расскажите мне ___________. (сказку)
Густой туман окутал ___________. (лес)
Ураган сломал _________. (дуб)
Ветер принёс ________. (пыль)
- Подчеркните все слова как члены предложения.
-Поменяйте в последних двух предложениях дополнение и подлежащее местами. Что при этом изменится?
Инверсия – нарушение обычного порядка слов в предложении.
9. Схематический диктант.
Ученики писали сочинение о школе.
Пассажиров привёз автобус.
Составление собственных предложений по схемам.
10. Самостоятельная работа. (выполняется по карточкам)
11. Итог
Продолжите фразу:
-В предложении есть главные и ….. члены предложения.
-Второстепенные члены предложения – это ……., …….., ……… .
-Дополнение – это ……. член предложения, который отвечает на ….. и обозначает ……. .
-Дополнение обычно выражается ……… .
12. Дом. задание:
П.55-57, упр.438, 445 (у)