- Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новым материалом, который расширит ваше представление о синтаксических единицах языка. А для чего важно знать особенности синтаксических единиц? (синтаксические единицы составляют основу нашей речи) - В течение урока будем фиксировать наши успехи на листе достижений, а также собирать материал для составления текста. - Запишите в тетрадях дату, классная работа, оставьте строчку для записи темы урока. - Вспомним, какие синтаксические единицы вам уже известны. Работаем по карточкам желтого цвета по рядам самостоятельно в тетрадях и думаем, по какому принципу сгруппированы слова. 1 группа: кача..т д..рев..я, голыми суч..ями, поч..рневшие от м..роза, выдался (в)первые, осе(н,нн)ее со..нце, на б..регу руч..я, (по) одаль светит(?)ся. 2 группа: траву, лист..я, ветви; сохр..нились и видны; (не)выдержали и ра..цвели; (не)смогло ра..топить, за(то) согрело; то ли напом..нание, то ли обещание. 3 группа: Сер..дина октября. Трава поблекла. Во..вращаюсь домой по своим сл..дам. (От)куда он? Он ра..цвел! И стоят среди снега одуван..чики, и г..рят ж..лтые звездоч..ки среди серебря(н,нн)ой травы. - Проверяем запись на доске и свою работу. - По какому принципу сгруппированы слова? (в 1 группе – словосочетания, связь между словами подчинительная, во 2 группе – ряды, связь сочинительная, в 3 группе – предложения, между главными членами взаимная связь) 1) - Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (предложение). - Запишем. - Сформулируйте нашу цель. - Из предложенных терминов выберите те, которые имеют отношение к предложению (в группах), затем их вывесим на доску: составим кластер. Термины для работы групп: Орфограмма, падеж, вопросительный знак, словосочетание, звук, имя существительное, повелительное наклонение, сказуемое, обращение, алфавит, член предложения, грамматическая основа, корень слова, мужской род, интонация, восклицательный знак, запятая, точка, степень сравнения, приставка, тире, множественное число, глагол, причастие, вводное слово, однородные члены предложения, ряд, взаимная связь, подчинительная связь, сочинительная связь. - Что из всего вышесказанного является признаками предложения? - Проанализируйте запись на слайде и сформулируйте признаки предложения. Сер..дина октября. Трава поблекла. Во..вращаюсь домой по своим сл..дам. (От)куда он? Он ра..цвел! И стоят среди снега одуван..чики, и г..рят ж..лтые звездоч..ки среди серебря(н,нн)ой травы. Неужели три светло-зелёные бодрости слепо красят пляску. (имеет определенную структуру; отличается смысловой и интонационной законченностью; выполняет коммуникационную задачу) 2) – Проверьте свои предположения, поработав со статьей справочника. Подготовьте связный рассказ о предложении, отвечая на вопросы: Почему предложение называют коммуникативной языковой единицей? Что указывает на законченность предложения? Чем предложение отличается от слова и словосочетания? Что такое предикативность? Всякое ли предложение можно назвать высказыванием? Всякое ли высказывание можно назвать предложением? Почему? - Проверяем. 1 вариант рассказывает 2-му подготовленный рассказ о предложении. По каким критериям будем оценивать? (на все ли вопросы дан ответ, связность частей рассказа, последовательность, может ли рассказчик самостоятельно рассказать прочитанное или нуждается в подсказках и подсмотрах в текст справочника…) А теперь наоборот. - Итак, с каким новым понятием вы встретились, работая со справочником? (предикативность) Можем ли мы этот термин поместить в кластер? Почему? 1) - Проверьте себя, выполнив задание на розовой карточке: Среди предложенных языковых единиц найди предложения. Выпиши их номера: 1) Душа цветка. 2) Это напоминание о прошедшем лете! 3) Еще утром вас тут не было. 4) Одуванчик или звездочка? 5) Обещание будущей весны. 6) Не пойму только, что это? 7) Золотая осень. 8) Ситцевая книга громко бежала по усатому небу. 9) Не дождались. 10) Два цветка. - Обсудите в группах свои ответы, обоснуйте их. - Проверим работу групп (по 1 чел. от группы). - Почему нельзя дать однозначных ответов? (существуют разные виды предложений) Действительно, предложений в русском языке огромное количество, но все они подчиняются определенным требованиям их построения. Как вы считаете, важно ли научиться правильно строить предложения? Почему? – Оцените свое умение находить предложение среди других синтаксических единиц. 2) Выполним упр. 39. Прочитайте. Что общего и чем различаются данные предложения? По синеющему небу плыли легкие облака. – По синеющему небу плывут легкие облака. – По синеющему небу будут плыть легкие облака. – По синеющему небу пусть плывут легкие облака. – По синеющему небу плыли бы легкие облака. Одинакова ли грамматическая структура предложений, цель говорящего, оценка? Определите предикативное значение каждого предложения. По аналогии с данными выше предложениями постройте парадигмы других предложений (по рядам): 1. Жесткую траву, почерневшие от мороза листья, ветви елей припудрило снежком. 2. Вот два цветка стоят рядом, словно согревая друг друга. 3. А может, это просто проблески золотой осени? - Проверим (по слайду) (1. Жесткую траву, почерневшие от мороза листья, ветви елей припудрит снежком. - Жесткую траву, почерневшие от мороза листья, ветви елей пусть припудрит снежком. - Жесткую траву, почерневшие от мороза листья, ветви елей припудрило бы снежком. 2. Вот два цветка стояли рядом, словно согревая друг друга.- Вот два цветка будут стоять рядом, словно согревая друг друга. - Вот два цветка пусть стоят рядом, словно согревая друг друга. - Вот два цветка стояли бы рядом, словно согревая друг друга. 3. А может, это просто были проблески золотой осени?- А может, это просто будут проблески золотой осени?- А может, это просто пусть будут проблески золотой осени? - А может, это просто были бы проблески золотой осени?) - Расскажите, какие конструкции осложняют предложения. Объясните постановку знаков препинания в них. - Помогают ли построенные вами парадигмы предложений найти их грамматическую основу? Как именно? Выделите основы. 3) Рассмотрим ситуацию (на слайде): Восьмиклассникам необходимо было выделить грамматическую основу предложения Искать грибы – большое удовольствие. Андрей рассуждал так: «Искать – глагол, значит, это сказуемое; удовольствие – имя существительное в именительном падеже, значит, это подлежащее». А Антон с ним не согласился, он уверен, что искать – это подлежащее, а удовольствие – сказуемое. Кто из мальчиков прав? Почему? - Обсудите в парах, подготовьте доказательство. Выступления 1-2 пар. - Оцените свое умение находить грамматическую основу по парадигме предложения. 4) – А теперь заключительное задание. Используя материал урока, составьте текст-художественную миниатюру, а затем мы сравним его с оригиналом Юрия Федоровича Фролова «Снег и одуванчики». Работа в группах. Проверка – чтение получившихся текстов, их оценка с очки зрения образности и выразительности. Чтение учителем оригинального текста Ю.Фролова «Снег и одуванчики» (+ на слайде): Середина октября. Ветер качает деревья, стучит голыми сучьями. Жесткую траву, почерневшие от мороза листья, ветви елей припудрило снежком. Впервые за две недели выдался погожий день, но холодное осеннее солнце не смогло растопить снег, как ни старалось. На берегу лесного ручья трава еще совсем зеленая, только побелела от снега. Возвращаюсь домой по своим следам. Они хорошо сохранились за день и ясно видны на снегу. Но что это? Среди заснеженной травы словно засветилась звездочка. Наклоняюсь и не верю глазам. На снегу горит желтое солнышко одуванчика! Поодаль светится еще один, а вот два цветка стоят рядышком, словно согревая друг друга. Откуда вы? Ведь еще утром вас тут не было? Или так сильно заждались солнышка, что стоило ему показаться, как вы не выдержали и расцвели. А я-то назвал осеннее солнце холодным. Снег оно растопить не смогло, зато так согрело душу цветка, что он расцвел в октябре вместо мая! И стоят среди снега одуванчики, и горят желтые звездочки среди серебряной травы. Не пойму только, что это – то ли напоминание о прошедшем лете, то ли обещание будущей весны? А может, это проблески той золотой осени, которой нынче мы так и не дождались? 1) Рассказ заранее подготовленного ученика о писателе и его творчестве. 2) Выделите грамматические основы предложений 1 абзаца, меняя их предикативность. Какое предикативное значение имеет большинство предложений данного текста? Чем обусловлен выбор предложений с тем или иным грамматическим значением? - Вновь обратимся к нашему кластеру. О каких особенностях предложения мы говорили сегодня на уроке? А что нам еще предстоит изучить более подробно? - Подсчитайте набранное вами количество баллов. Кого устаивает его результат? Кого не устраивает? Над чем вам предстоит еще поработать? Соберите материалы нашего урока в портфолио. - Дома выполните задание по карточке белого цвета, прочитайте задание. Кому не понятно, как выполнять работу? |