Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: 2. Сообщение темы и цели урока (2 мин). Ребята, я вас приглашаю совершить увлекательное путешествие на неизведанный остров «Правописание» в отдаленную страну под названием «Буквы Е и И в корнях с чередованием». За каждый успешно пройденный этап вы будете получать билет. Цель нашего путешествия – узнать, как правильно выбирать гласную в корнях с чередованием. 3. Актуализация учебной деятельности. Блиц- опрос. (5 мин) (слайд 2) Но сначала нам необходимо получить допуск к полету, пройти небольшое испытание. А для этого давайте вспомним уже известное для нас понятие. Терминологический словарь (одним словом ответь). 1) Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? (Глагол) 2) Неизменяемая форма глагола, не указывает ни на время, ни на лицо, ни на число, только называет действие. (Инфинитив) 3) Глаголы, имеющие суффикс –ся; -сь (Возвратные) 4) Какого вида глагол отвечает на вопрос что делать? (Несовершенные) 5) Какого вида глагол отвечает на вопрос что сделать? (Совершенные) 6) Изменение глаголов по лицам и числам. (Спряжение) 4. Игра «Четвертое лишнее» (5 мин) (слайд 3-4) Давайте поиграем со словами- найдем четвертое лишнее (Ребята объясняют написание гласной в корне, вставляя букву на слайд, «лишние» слова разбирают по составу). 1. Сл…жить, изл…жение, нал…гать, изб…раю 2. Р…стение, р…сток, отр…сль, зап…реть. 3. Л…са, бл…стят, см…треть, гл…зок. - Молодцы! Справились с заданием. Все допущены к путешествию. 5. Исследовательская работа (5 мин). - Мы в неизведанной стране и нам необходимо провести исследовательскую работу. (Слайд 5). Чем отличаются слова в каждой паре? (Гласным в корне). 6. Запись числа, темы (2 мин).. Работа в тетрадях. - А какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных). - Какие гласные чередуются? (Е – И). 7. Изучение нового материала. - Вот мы с вами и попали на сказочный остров. Здесь нам предлагают послушать интересную сказку. (5 мин) (Слайды 6 -11). Сказка «Как суффикс -А- стал vip-персоной». Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали. Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей. А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга». Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -А-, который тоже искал товарища. С тех пор Корень с И и суффикс -А - неразлучные друзья. И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона суффикс -А. «Тот, что с другом -А, тот Корень с И, а тот, что один, тот Корень с Е»,- говорят окружающие. Вот так суффикс -А- стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными. - Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне? 8. Работа с таблицей (5 мин) (Слайд 12) - Рассмотрите таблицу. Перечислите корни, в которых происходит процесс чередования гласных Е и И. Жили-были две подружки, Симпатичные вполне, Две подружки-побегушки, Буква И и буква Е. Корни нескольких глаголов Рады были их принять, Только нужно было знать, Как в них встать без лишних споров. Но подружки не ругались, Меж собой чередовались. Скажет буква Е едва: - Здесь за корнем суффикс –а-! И без лишней кутерьмы Примет корень букву И. Если суффикс где-то бродит, В корне место Е находит. До сих пор живут согласно Чередующиеся гласные. Вывод: В корнях может происходить процесс чередования гласных Е – И. Узелок на память. (Слайд 13-14) 9. Физкультминутка. (2 мин.) Закрепление изученного. - Вот теперь мы готовы справиться с любым заданием. 1. Предупредительное списывание. (5 мин) (слайд 15-16) (Учащиеся по очереди выходят к доске, сначала объясняют правописание каждого слова, потом вставляют пропущенную букву. Все работают в тетрадях).(Слайд № 14). Соб..раю ягоды, зад..рать голову, ст..реть надпись, бл..стает на солнце, расст..лил коврик, пост..лить скатерть, разж..гать костер, зап..раю дверь, проб..ремся к реке. 2. Распределительный диктант. (слайд 17-18) - Ребята, у жителей Острова чередующихся гласных возникла проблема. Они не могут разобраться в какой домик им нужно поселиться. (Учащиеся распределяют слова в 2 столбика). Застелить, стирает, запер, заберу, задирает, прибирал, блестит, разжигать, настелил, опираться. 3. Взаимопроверка. - А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Поставьте оценку карандашом. 4. Самостоятельная работа ( по вариантам) (3 мин) - Вставьте пропущенные буквы, определите часть речи. 1 вариант 2 вариант Неразб…риха обт…рание Отм…рание выч…тание Бл…стательный заж…галка Вывод: чередование е-и свойственно не только глаголам, но и словам других частей речи с теми же корнями. 10. Итог урока. (3 мин) Чему научились мы в стране 11. Домашнее задание (3 мин) - Молодцы! Мы провели путешествие успешно. И на пути домой должны получить домашнее задание, чтобы ваш отчет был полным. (Слайд №18) 1. Выучить правило – с.245. 2. Найти и записать 3 пословицы, в которых есть слова на изученную орфограмму.
|