1.Оргмомент 2. Рефлексия. 3. Мотивационный этап 4. Объяснение нового материала 5.Этап проблемно-диалогического общения 6.Осознание и осмысление учебной информации
7. Физминутка. 8. Первичное закрепление 9. Физминутка
10. Домашнее задание 11. Самостоятельная работа с самопроверкой
12. Итог урока 13. Рефлексия | 1 1 3 3 2 6 6 1 6 1 2 4 5 2 2 | I. Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята! Сейчас мы отправимся в волшебную страну Лингвинию, а в сказочной стране много интересного и неизведанного. Добрые герои - путешественники проходят через испытания и оказываются победителями, так как добро всегда побеждает зло. А вы готовы проверить себя? ОТЛИЧНО! Итак, в путь!
Включается запись. «Напутственная песня» Г. Гладкова. (Слайд №1)
II. Ребята, нарисуйте смайлик, который подходит вашему настроению в данный момент. (Слайд №2) Учитель: Замечательно! Ведь хорошее настроение – залог успеха. III. Интригаhttp://www.teremok.in/narodn_skazki/russkie_skazki/serebrjanoe_bljudechko.htm
(Слайд № 3) Учитель: Пожалуйста, послушайте отрывок из сказки. (При чтении учитель акцентирует внимание на существительные.) Играй, играй, блюдечко, Катись, катись, яблочко, Показывай поля, и моря, И широкие луга, И стрельбу, и пальбу, И гор красоту, И небес высоту! (Ответы учащихся) Из какой сказки взят этот отрывок? Учитель: Верно, этот отрывок из сказки «Наливное яблочко - золотое блюдечко». Позвольте мне напомнить её содержание. ( Было у рыбака три дочери, и попросили старшие купить в подарок сарафаны, а младшая - наливное яблочко – золотое блюдечко, которое показывало всё сущее на свете. Раззавидовались старшие сёстры, захотели завладеть волшебным подарочком да и сгубили Танюшу, но на то она и сказка, чтобы добро побеждало зло, отец нашёл дочь любимую, обрызгал её живою водою, которую дал ему царь, и вернулась домой Танюша, став ещё краше и добрее.) IV.Беседа. 1. Подумайте и ответьте. Почему царь, услышав песню Танюши и узнав о её судьбе и добром сердце, захотел взять дочь рыбака в жёны? ( Царь был поражён её добротой, любознательностью, кругозором, интересом ко всему СУЩЕМУ. Что значит слово СУЩИЙ? ( Ответы детей. Комментарий учителя.) 2. Давайте обратимся за помощью к толковому словарю. (Слайд № 4) 3. Обратимся ещё раз к отрывку. Что было интересно Танюше в огромном мире? Назовите ключевые слова в прочитанном отрывке: поля, горы, небеса, луга. 4. Какое слово, обозначающее часть речи, образовалось от прилагательного СУЩЕЕ? (Существительное) IV. Сообщение темы урока. Ребята! Вы, наверное, догадались, о какой части речи пойдёт разговор на нашем уроке? Правильно! (Слайд № 5) Запишите. Имя существительное или Существительное в волшебной стране. (СЛАЙД № 6) Эпиграф к уроку
Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным – полно А безымянных – нету И всё, что может видеть глаз, - Над нами и под нами, - И всё, что в памяти у нас,- Означено словами. ( А. Шибаев) V.Повторение материала, пройденного в начальных классах. Учитель:1. Ребята, вглядитесь в окружающий вас мир. Скажите, что вы видите? Каждое слово, названное вами, можно отнести к какой – либо части речи. Слов какой части речи прозвучало больше? (Ответ: существительных.) Верно. Про себя мы уже можем сказать, что с существительным на «ты». Поднимите руки, кто согласен? И сегодня мы ещё раз в этом убедимся, совершив путешествие по волшебной стране Лингвинии. Сможем ли мы отыскать имя существительное и расколдовать его? Попробуем свои силы в первом испытании. Можно ли написать по - русски рассказ, состоящий из слов, которых нет в русском языке? Как вы думаете? Оказывается можно. Вот как это сделала писательница Людмила Петрушевская, а вы попробуйте узнать в тексте имена существительные и доказать это. (Текст размножен) 1) Прочитайте текст, найдите имена существительные, выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они отвечают. Докажите, что это имена существительные. Пуски бятые. Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: - Калушата, калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А калуша волит: - Оее, оее! Бутявка – то некузявая! Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит: - Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые! (Имена существительные – это пуськи, калуша, калушата, калушаточки, напушка, бутявка) Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.) На какие вопросы отвечает имя существительное? (Имя существительное отвечает на вопрос КТО? или ЧТО?) Назовите существительные, которые отвечают на вопрос КТО? Как называются такие существительные? (Одушевлённые.) Назовите существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? Как называются такие существительные? (Неодушевлённые.) VI. Сообщение дополнительного материала. Учитель: Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное, отвечая на вопросы что? или кто?, обозначает предмет. О каких предметах идет речь? Разве слова - доброта, милосердие, сострадание — это предметы? Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и название предметов, вещей, людей, явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы, например такие: (Слайд № 8) 1) Название предметов, вещей: ножницы, санки, лампа, 2) Названия лиц: учительница, продавец, мальчуган, ... 3)Названия веществ: сахар, сливки, соль, ... 4) Названия живых существ: ворона, щенок, слон, ... 5) Названия фактов, событий, явлений: беседа, весна, ... 6) Названия действий: бег, прыжок, ... VII. (Слайд № 9) Физкультминутка. Ребята! Вы любите играть? Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. (Лукоморье, кот, по цепи, русалка, на ветвях, леший, чудеса, колдун, на дубе, богатырь, днем, ночью, царевна, злато, королевич.) Ребята, когда услышите неодушевлённые имена существительные, встаньте, выполняя танцевальные движения, НО когда прозвучит одушевлённое имя существительное – сядьте! Кто знает? Откуда взяты эти слова? ( Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила») 2. Молодцы! Вы немного отдохнули и теперь с новыми силами приступим к новому испытанию - вообразите, что нашему классу поручили подобрать экспонаты, т. е. предметы для Музея волшебной сказки. Вспомните, пожалуйста, к какому творчеству относятся сказки, придуманные народом? (Верно! Сказки относятся к устному народному творчеству или фольклору.) (Слайд № 10) Что называется сказкой? (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.) Какие волшебные предметы из мира сказки вы разместите в музее?(Сначала устно дети вспоминают мир волшебной сказки, а затем выполняют письменное задание.) VIII. Учитель: Ребята, сейчас вы будете работать в группах. Для работы потребуются материалы учебника: форзац 2, § 16 стр. 88. (Слайд № 11) (1 группа) Распределительный диктант ( Учащиеся работают по карточкам) 1.Распределите существительные по родам, определите склонение. Волшебные предметы: (Живая) вода, (летучий) корабль, шапка – невидимка, (золотое) яблочко, (серебряное) блюдечко, ступа (Бабы - Яги), меч – кладенец. (Слайд № 12) В чём особенность существительных 3-го склонения? (Это существительные женского рода с Ь на конце.) Учитель: Но в волшебных сказках существительные 3-го склонения есть, они тревожные, зачастую пугающие своим шипящим звуком, они либо названы, либо подсказываются обстановкой. (Слайд № 13). (2 группа) Словарный диктант ПолночЬ, глушЬ, тишЬ, из – за туч, с круч, луч. 1. Какие существительные, не относящиеся к этому 3-му склонению, пробрались в наш диктант? 2. Сделайте вывод, при каких условиях в существительных после шипящих пишется Ь и при каких не пишется. (СЛАЙД № 14) (3 группа) 5. Диктант «До первой ошибки». (Ученик у доски.) 1. Подчеркнуть «ошибкоопасные» места. Дать морфологическую характеристику существительного ЛОЖЬ. Из удивительных приключений героев, из оживших предметов соткан узор сказки, которая родилась в той глубине души, где живут у нас сновидения, предчувствия и прозрения. Кто считает, что сказка – ложь? 2. Правописание какого слова вы хотите объяснить? 3. Как соединяются между собой простые предложения в составе сложных? (Служебными словами который, где, союзом что.) 4. Морфологический портрет существительного ЛОЖЬ: сущ., неодуш., ж. р., 3-е скл., в И. п., ед. ч.(Записывают все ученики) 4, 5, 6 группы работают на компьютерах. Диск « Уроки русского языка . 5 -6 классы». Интерактивная игра. 1) (4 группа) 2) (5 группа) 3) (6 группа) Учитель. Молодцы! Все справились с заданием! Вопрос классу: Почему в волшебной сказке так много предметов, наделённых чудодейственной силой? ( Человек всегда мечтал о таких предметах, которые помогут ему стать ловким, смелым, сильным, чтобы одолеть зло. В сказках всегда добро побеждает зло. Сказка нас учит быть добрыми, отзывчивыми, милосердными.)
(Слайд № 14,15,16) (Коррекция для глаз) Сейчас мы поможем отдохнуть нашим глазкам. Пожалуйста, проследите за предметом на экране.
X. Домашнее задание. (Слайд № 17) На доске записаны слова: а, начинали, сказочник, сказка, с, присказка. 1. Можно ли написанные на доске слова назвать предложением? 2. Как их можно превратить в предложение? (Нужно изменить начальную форму слов, связав их по смыслу и грамматически.) 3. Составьте предложение. Ученик пишет на доске: «А начинали сказочники сказку с присказки». 4.Сделайте синтаксический разбор предложения. 5. Как изменились исходные существительные? (Появились падежные окончания.) Ребята, вы вспомнили, что каждая сказка начинается с присказки. Сейчас я начну сказывать сказку: (Слайд № 18) 1) В некотором царстве, в некотором государстве, называвшемся Лингвиния, жили - были шесть падежей…. а кто желает, может продолжить ёе дома. 2) Кто желает, может составить карточку – задание по любой изученной орфограмме. 3) Кто желает, может составить кроссворд по теме «Имя существительное». XII. Работа с учебником. Форзац 2, стр.88 §16. (Слайд № 19) XI. Сегодня на уроке мы «плели узор» из сказочной лексики и повторяли грамматические признаки существительных, а именно… (ПРОДОЛЖИТЕ МЫСЛЬ, работая по опорной схеме) (Существительные обозначают предмет и отвечают на вопросы Кто? Что?, относятся к мужскому, женскому и среднему роду, изменяются по числам и падежам, имеют 1-е, 2-е, 3-е склонение, в предложении бывают подлежащим, дополнением, обстоятельством.) О других грамматических признаках существительного вы узнаете в старших классах. А сейчас мы проверим, удалось ли нам расколдовать имя существительное?
XIII. Тест. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. 1. Определите часть речи, к которой относятся слова: радость, приключение, доброта? ( ) 2. Определите род имён существительных: а) приключение, солнышко? ( ) б) честность, правда, матушка ( ) в) колдун, меч–кладенец, королевич ( ) 3. Определите склонение существительных: а) жалость( ), б) хождение ( ), в) награда ( ). 4. Как называются существительные, называющие живой предмет? ( ) 5. Как называются существительные, называющие неживой предмет? ( ) (Слайд № 22.) Ответы: 1 - существительное; 2 -а) ср.р.; б) ж. р.; в) м. р.; 3 - а) 3 скл.; б) 2 скл.; в) 1 скл; 4 - одушевлённое; 5 - неодушевлённое «5» - 5 правильных ответов; «4» - 4 правильных ответа; «3» - 3 правильных ответа Учитель: Молодцы, ребята! Вы все вместе расколдовали имя существительное, но ваше путешествие по страницам «Русского языка» ещё не закончено. Неразгаданные тайны и загадки ещё остались. Поэтому мне хочется дать вам один совет: Не привыкайте к чудесам! Дивитесь им, дивитесь. Не привыкайте к небесам, Глазами к ним тянитесь. За годом год, за шагом шаг Впадайте в изумленье! Всё будет так или не так Через одно мгновенье! Ну, а нашему сказочному путешествию подошёл конец. ВЫ достойно справились с трудными испытаниями. (Слайд № 20.) XIV. Рефлексия XV. Нарисуйте смайлик, который соответствует вашему настроению.
Благодарю вас за урок! | Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности Аудирова ние (слушание) Выборочное чтение Частично-поисковый метод Определение лексичес кого значения слова Выборочное чтение Проблемно - поисковый Практичес кий экспери мент Объяснение Технология формирования литературного пространства на уроках русского языка Демонстра ция результата предварительного исследования ИКТ Проблемно - поисковый Технология уровневой дифференциации Проблемно-диалогическое общение Самостоятельная работа Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности Фронтальная | Коллективная Коллективная Коллективная Коллективная Коллективная Коллективная Коллективная Фронтальная Коллективная Фронтальная фронтальная Групповая Групповая Групповая Коллективная Фронтальная Индивидуальная Индивидуальная | Приветствует учащихся. Воздействует на эмоционально-чувственную сферу средствами музыкального искусства Обеспечивает мотивацию учения. Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс Моделирует проблемную ситуацию Создаёт духовное поле урока Способствует приобщению учащихся к нравственным ценностям Способствует приобщению учащихся к нравственным ценностям Стимулирует активность и познавательную инициативу ребенка Воздействует на эмоционально-чувственную сферу обучающихся Организует последовательную исследовательскую работу Способствует возникновению свободного открытого диалога Стимулирует активность и познавательную инициативу ребенка Анализирует результаты учебного сотрудничест ва Способствует снятию эмоционального напряжения Способствует приобщению учащихся к нравственным ценностям Организовывает выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий. Предоставляет учащимся возможность осуществлять выбор деятельности, в зависимости от индивидуальных особенностей Организует усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: Подводит к новому понятию Способствует снятию эмоционального напряжения Организует выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий; Организует выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий. Организует выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий. Читает наизусть стихотворение Воздействует на эмоциональ но-чувственную сферу | Приветствуют, проверяют готовность Воспринимают на слух музыкальное произведение Выражают свои чувства, оценивают свою эмоциональную реакцию Отвечают на вопросы Задают вопросы и ищут ответы, действуя по заданной схеме. Работают с книгой Соблюдают правила речевого этикета Логично и последовательно выражают свою точку зрения, отбирают доказательства Запись в тетрадях Выражают свои мысли чувства. конструируют устное высказывание Исследуют научный текст Участвуют в минуте релаксации Отвечают на вопросы Применяют на практике приобретен ный опыт Применяют на практике приобретен ный опыт Выбирают наиболее оптимальные варианты ответов Формулиру ют вывод по прослушан ной информации Логично и последовате льно выражают свою точку зрения, отбирают доказательства Подтверждают и дополняют ответы на ключевые вопросы Выполняют тестовые задания Осуществляют самооценку Воспринимают на слух устную речь, оценивают свою эмоциональную реакцию | УУД: личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) УДД: личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); регулятивные (целеполагание, планирование); логические (анализ, обобщение); познавательные (постановка и формулирование проблемы; общеучебные (смысловое чтение)) Умение слушать и слышать другого (К) УДД: личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) УДД: регулятивные (волевая саморегуляция); (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений)); учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);
Контроль, коррекция, оценка (Р); Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в сборе информации (К) Смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели (П) Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли (К) Умение понимать возможность разных оснований (К) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (Р) Способность к организации своей деятельности (контролирование) (Р) Способность к эмоционально-нравственной отзывчивости (Л) Уважение к мнению собеседника (К) УДД: регулятивные (волевая саморегуляция); (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений)); учебного сотрудничества с учителем и сверстниками); Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (Р) Синтез как процесс составления целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонен тов (П) Умение слушать и слышать другого (К) Выбор критериев и оснований для сравнения объектов (П) УДД: регулятивные (прогнозирование; контроль; коррекция; оценка); познавательные (моделирование); логические (анализ, синтез; выдвижение гипотез и их обоснование); УДД: познавательные (общеучебные (моделирование; рефлексия, контроль и оценка); логические (подведение под понятия, выведение следствий)); личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Нравствен но-этическая ориентация (Л) УДД: личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом); |