kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Имя существительное или Существительное в волшебной стране"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок приходится на начало учебного года, когда учащимся трудно мобилизовать себя. В связи с этим возникает потребность в ярких и необычных формах проведения уроков. Урок – путешествие по волшебной стране  предполагает обращение к нетрадиционному дидактическому материалу. На данном уроке учащиеся не только повторяют сведения об имени существительном, но и приобщаются к одному из самых интересных разделов литературы: устному народному творчеству. Применение элементов технологии развивающего, проблемно - диалогического, опережающего обучения с использованием ИКТ позволяют не допускать перегрузки учащихся и способствуют созданию оптимальных условий для развития интересов и способностей учащихся.

Проблемно-диалогическая технология способствует  обеспечению актуализации предметных знаний и умений учащихся, развития критического мышления, формирования коммуникативной культуры.

Применение информационной технологии способствует созданию наглядной опоры для обучения,  созданию проблемно-диалогической ситуации, формированию исследовательских умений младших школьников.

Минута релаксации органично вписана в идейную структуру урока. Способствует снятию эмоционального и психологического напряжения, а также активизирует воображение, помогает учащимся более ярко представить картину происходящих событий.

Полноценное диалогическое общение на уроке возможно при соблюдении следующих условий:

- равенство личностных позиций учителя и ученика;

- приобретение нового знания в процессе рассуждения;

- предоставление возможности определить собственную позицию при наличии различных точек зрения;

- стимулирование самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

Результатом урока являются глубоко осмысленные выводы учащихся, высокий эмоциональный подъём и выход на нравственные ценности, составляющие духовность личности, её образовательную среду.

Урок- путешествие представлялся на районный конкурс «Лучший урок года» ( 3 место), а так же вышел в финал Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Аннотация к уроку»

Аннотация

Данный урок приходится на начало учебного года, когда учащимся трудно мобилизовать себя. В связи с этим возникает потребность в ярких и необычных формах проведения уроков. Урок – путешествие по волшебной стране предполагает обращение к нетрадиционному дидактическому материалу. На данном уроке учащиеся не только повторяют сведения об имени существительном, но и приобщаются к одному из самых интересных разделов литературы: устному народному творчеству. Применение элементов технологии развивающего, проблемно - диалогического, опережающего обучения с использованием ИКТ позволяют не допускать перегрузки учащихся и способствуют созданию оптимальных условий для развития интересов и способностей учащихся.

Проблемно-диалогическая технология способствует обеспечению актуализации предметных знаний и умений учащихся, развития критического мышления, формирования коммуникативной культуры.

Применение информационной технологии способствует созданию наглядной опоры для обучения, созданию проблемно-диалогической ситуации, формированию исследовательских умений младших школьников.

Минута релаксации органично вписана в идейную структуру урока. Способствует снятию эмоционального и психологического напряжения, а также активизирует воображение, помогает учащимся более ярко представить картину происходящих событий.

Полноценное диалогическое общение на уроке возможно при соблюдении следующих условий:

- равенство личностных позиций учителя и ученика;

- приобретение нового знания в процессе рассуждения;

- предоставление возможности определить собственную позицию при наличии различных точек зрения;

- стимулирование самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

Результатом урока являются глубоко осмысленные выводы учащихся, высокий эмоциональный подъём и выход на нравственные ценности, составляющие духовность личности, её образовательную среду.

Урок- путешествие представлялся на районный конкурс «Лучший урок года» ( 3 место), а так же вышел в финал Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок».













Методическая разработка урока русского языка

Название УМК « Русский язык» для 5 класса общеобразовательной школы, авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. Предмет: русский язык. Класс 5.

Тема урока.

Имя существительное или

Существительные в волшебной сказке.

(Интегрированный урок русского языка и литературы)


Тип урока: повторительно – обобщающий


Вид урока: урок – путешествие


Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего обучения, ИКТ.


Цель: закрепление и обобщение сведений об имени существительном, изученных за курс начальной школы.


Знать: определение имени существительного как части речи, его морфологические признаки.


Уметь: находить имена существительные по их грамматическим значениям, определять тип склонения существительных, род, число, падеж; уметь применять правило написания Ь на конце существительных после шипящих.


Повторить: синтаксическая роль существительного в именительном падеже.


Формирование УУД:

    • личностные: развитие ученика, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека. Введение детей в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.

    • коммуникативные универсальные учебные действия:

уч-ся устанавливает правила и работает по заданию и плану учителя, ищет возможности найти правильный ответ и решение с опорой на коллективное мнение, общение, ведет диалог с учителем и детским коллективом; решает вопросы, возникающие в процессе его самостоятельной работы. Не останавливается, не достигнув результата.

    • познавательные универсальные учебные действия осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


    • регулятивные действия уч-ся учится ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, овладевает способами самооценки выполнения действия.




Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно – исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.



Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:

  • Прием рефлексивной деятельности

  • Метод конкретизации целей обучения

  • Метод открытого обсуждения новых знаний

  • Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников



Оборудование: диск "Уроки русского языка. 5-6 классы", презентации, учебники, тестовые задания, дидактические карточки, ноутбуки, проектор.

Морально-психологический аспект: позитивный, благоприятные условия для речевых ситуаций, раскованность, активность, эффект новизны.

Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я - ученик» к уровню «я – исследователь».

Использованная литература:

1. Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Г.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская. – 33-е изд., доработ. – М.: Просвещение, 2006. – 317 с.

2. Русский язык 5 класс: поурочные планы по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык 5 класс». авт.-сост. И.В.Карасева. – Волгоград: Учитель, 2005. – 139 с.

3. Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М.Т.Баранова и др. (М.: Просвещение) и М.М.Разумовской и др. (М.: Дрофа): 5 класс – М.: ВАКО, 2007.- 384с. – (В помощь школьному учителю).

4. Уроки русского языка 5 – 6 классы. Мультимедийное приложение к методическому пособию. Т. А. Захарова, О.В. Лёвина, С. В. Левицкая, И. А. Немчинова и др., М., Планета, 2010.- 207 с.


5


Анисимова Наталья Сергеевна. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ташлинская средняя общеобразовательная школа» Оренбургская область, Тюльганский район, с.Ташла, ул.Коммунаров, 2


Просмотр содержимого документа
«Домашнее задание, опорная схема»

Распределение существительных по группам:

1) Название предметов, вещей: ножницы, санки, лампа,

2) Названия лиц: учительница, продавец, мальчуган, ...

3) Названия веществ: сахар, сливки, соль, ...

4) Названия живых существ: ворона, щенок, слон, ...

5) Названия фактов, событий, явлений: беседа, весна, ...

6) Названия действий: бег, прыжок, ...



Домашнее задание (По выбору учащихся)

1) В некотором царстве, в некотором государстве, называвшемся Лингвиния, жили - были шесть падежей….

а кто желает, может продолжить ёе дома.

2) Кто желает, может составить карточку – задание по любой изученной орфограмме.

3) Кто желает, может составить кроссворд по теме «Имя существительное».





Просмотр содержимого документа
«Карточка для 1 группы»

ЗАДАНИЕ №1.


1. Прочитайте текст, переведите, найдите имена существительные. Докажите, что это имена существительные.

Пуски бятые.

Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

- Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.

А калуша волит:

- Оее, оее! Бутявка – то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит:

- Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!




ЗАДАНИЕ №2. (1 группа)

Распределительный диктант.

1.Распределите существительные по родам.

2.Определите склонение существительных.

Волшебные предметы:

(Живая) вода, (летучий) корабль, шапка – невидимка, (золотое) яблочко, (серебряное) блюдечко, ступа (Бабы - Яги), меч – кладенец.

Ж.Р. М. Р. СР.Р.


3. Ответьте на вопрос:

Какое склонение здесь не представлено?

В чём особенность существительных 3-го склонения?



















ЗАДАНИЕ №4.


Тест. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.


1. Определите часть речи, к которой относятся слова:

радость, приключение, доброта? ( )

2. Определите род имён существительных:

а) приключение, солнышко? ( )

б) честность, правда, матушка ( )

в) колдун, меч – кладенец, королевич ( )


3. Определите склонение существительных:

а) жалость( ),
б) хождение ( ),

в) награда ( ).

4. Как называются существительные, называющие живой предмет? ( )

5. Как называются существительные, называющие неживой предмет? ( )


Ответы: 1 - существительное;

2 -а) ср.р.; б) ж. р.; в) м. р.;

3 - а) 3 скл.; б) 2 скл.; в) 1 скл;

4 - одушевлённое;

5 - неодушевлённое


«5» - 5 правильных ответов;

«4» - 4 правильных ответа;

«3» - 3 правильных ответа























Распределение существительных по группам:

1) Название предметов, вещей: ножницы, санки, лампа,

2) Названия лиц: учительница, продавец, мальчуган, ...

3) Названия веществ: сахар, сливки, соль, ...

4) Названия живых существ: ворона, щенок, слон, ...

5) Названия фактов, событий, явлений: беседа, весна, ...

6) Названия действий: бег, прыжок, .


Домашнее задание. (По выбору учащихся)

1) В некотором царстве, в некотором государстве, называвшемся Лингвиния, жили - были шесть падежей….

а кто желает, может продолжить ёе дома.

2) Кто желает, может составить карточку – задание по любой изученной орфограмме.

3) Кто желает, может составить кроссворд по теме «Имя существительное».





ЗАДАНИЕ № 3.







Просмотр содержимого документа
«Карточка для 2 группы»

ЗАДАНИЕ № 1.

1. Прочитайте текст, переведите, найдите имена существительные. Докажите, что это имена существительные.

Пуски бятые.

Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

- Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.

А калуша волит:

- Оее, оее! Бутявка – то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит:

- Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!






ЗАДАНИЕ № 2. (2 группа)

Словарный диктант

Полноч(?), глуш(?), тиш(?), из – за туч(?), с круч(?), луч(?).


Какие существительные, не относящиеся к этому 3-му склонению, пробрались в наш диктант?

Сделайте вывод, при каких условиях в существительных после шипящих пишется Ь и при каких не пишется.
























ЗАДАНИЕ № 4


Тест. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.


1. Определите часть речи, к которой относятся слова:

радость, приключение, доброта? ( )

2. Определите род имён существительных:

а) приключение, солнышко? ( )

б) честность, правда, матушка ( )

в) колдун, меч – кладенец, королевич ( )


3. Определите склонение существительных:

а) жалость( ),
б) хождение ( ),

в) награда ( ).

4. Как называются существительные, называющие живой предмет? ( )

5. Как называются существительные, называющие неживой предмет? ( )


Ответы: 1 - существительное;

2 -а) ср.р.; б) ж. р.; в) м. р.;

3 - а) 3 скл.; б) 2 скл.; в) 1 скл;

4 - одушевлённое;

5 - неодушевлённое


«5» - 5 правильных ответов;

«4» - 4 правильных ответа;

«3» - 3 правильных ответа


















Распределение существительных по группам:

1) Название предметов, вещей: ножницы, санки, лампа,

2) Названия лиц: учительница, продавец, мальчуган, ...

3) Названия веществ: сахар, сливки, соль, ...

4) Названия живых существ: ворона, щенок, слон, ...

5) Названия фактов, событий, явлений: беседа, весна, ...

6) Названия действий: бег, прыжок, .


Домашнее задание. (По выбору учащихся)

1) В некотором царстве, в некотором государстве, называвшемся Лингвиния, жили - были шесть падежей….

а кто желает, может продолжить ёе дома.

2) Кто желает, может составить карточку – задание по любой изученной орфограмме.

3) Кто желает, может составить кроссворд по теме «Имя существительное».




ЗАДАНИЕ № 3.



Просмотр содержимого документа
«Карточка для 3 группы»

ЗАДАНИЕ №1.


1. Прочитайте текст, переведите, найдите имена существительные. Докажите, что это имена существительные.

Пуски бятые.

Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

- Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.

А калуша волит:

- Оее, оее! Бутявка – то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит:

- Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!



ЗАДАНИЕ № 2. (3 группа) Диктант «До первой ошибки».


1. Подчеркнуть «ошибкоопасные» места. Дать мофологическую характеристику существительного ЛОЖЬ.

Из уд..вительных приключений г..роев соткан узор ска..ки. Кто считает, что ска..ка – лож(?)?


2. Правописание какого слова вы хотите объяснить?

3. Как соединяются между собой простые предложения в составе сложных? (Служебными словами который, где, союзом что.)

4. Морфологический портрет существительного ЛОЖЬ:






















ЗАДАНИЕ №4.


Тест. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.


1. Определите часть речи, к которой относятся слова:

радость, приключение, доброта? ( )

2. Определите род имён существительных:

а) приключение, солнышко? ( )

б) честность, правда, матушка ( )

в) колдун, меч – кладенец, королевич ( )


3. Определите склонение существительных:

а) жалость( ),
б) хождение ( ),

в) награда ( ).

4. Как называются существительные, называющие живой предмет? ( )

5. Как называются существительные, называющие неживой предмет? ( )


Ответы: 1 - существительное;

2 -а) ср.р.; б) ж. р.; в) м. р.;

3 - а) 3 скл.; б) 2 скл.; в) 1 скл;

4 - одушевлённое;

5 - неодушевлённое


«5» - 5 правильных ответов;

«4» - 4 правильных ответа;

«3» - 3 правильных ответа



















Распределение существительных по группам:

1) Название предметов, вещей: ножницы, санки, лампа,

2) Названия лиц: учительница, продавец, мальчуган, ...

3) Названия веществ: сахар, сливки, соль, ...

4) Названия живых существ: ворона, щенок, слон, ...

5) Названия фактов, событий, явлений: беседа, весна, ...

6) Названия действий: бег, прыжок, .


Домашнее задание. (По выбору учащихся)

1) В некотором царстве, в некотором государстве, называвшемся Лингвиния, жили - были шесть падежей….

а кто желает, может продолжить ёе дома.

2) Кто желает, может составить карточку – задание по любой изученной орфограмме.

3) Кто желает, может составить кроссворд по теме «Имя существительное».






ЗАДАНИЕ № 3.

































































































Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Имя существительное»


Этап урока

Время

Мин.

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД (формы организации учебной деятельности)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФУУД (формирование универсальных учебных действий)

1.Оргмомент

















2. Рефлексия.






















3. Мотивационный этап























































































4. Объяснение нового материала
































5.Этап проблемно-диалогического общения







































































6.Осознание и осмысление учебной информации


































7. Физминутка.






















































8. Первичное закрепление




































































































































9. Физминутка





















10. Домашнее задание

































11. Самостоятельная работа с самопроверкой








































































12. Итог урока


























13. Рефлексия

1

















1



























3















































3









































2



































6








































































6





























1























































6





































































































































1





















2


































4

































5








































2
























2




















I. Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята! Сейчас мы отправимся в волшебную страну Лингвинию, а в сказочной стране много интересного и неизведанного. Добрые герои - путешественники проходят через испытания и оказываются победителями, так как добро всегда побеждает зло. А вы готовы проверить себя? ОТЛИЧНО! Итак, в путь!



Включается запись. «Напутственная песня» Г. Гладкова. (Слайд №1)



II. Ребята, нарисуйте смайлик, который подходит вашему настроению в данный момент. (Слайд №2)

Учитель: Замечательно! Ведь хорошее настроение – залог успеха.

III. Интригаhttp://www.teremok.in/narodn_skazki/russkie_skazki/serebrjanoe_bljudechko.htm



(Слайд № 3) Учитель: Пожалуйста, послушайте отрывок из сказки. (При чтении учитель акцентирует внимание на существительные.)

Играй, играй, блюдечко,

Катись, катись, яблочко,

Показывай поля, и моря,

И широкие луга,

И стрельбу, и пальбу,

И гор красоту,

И небес высоту! (Ответы учащихся)

Из какой сказки взят этот отрывок?

Учитель: Верно, этот отрывок из сказки «Наливное яблочко - золотое блюдечко». Позвольте мне напомнить её содержание.

( Было у рыбака три дочери, и попросили старшие купить в подарок сарафаны, а младшая - наливное яблочко – золотое блюдечко, которое показывало всё сущее на свете. Раззавидовались старшие сёстры, захотели завладеть волшебным подарочком да и сгубили Танюшу, но на то она и сказка, чтобы добро побеждало зло, отец нашёл дочь любимую, обрызгал её живою водою, которую дал ему царь, и вернулась домой Танюша, став ещё краше и добрее.)

IV.Беседа.

1. Подумайте и ответьте. Почему царь, услышав песню Танюши и узнав о её судьбе и добром сердце, захотел взять дочь рыбака в жёны?

( Царь был поражён её добротой, любознательностью, кругозором, интересом ко всему СУЩЕМУ. Что значит слово СУЩИЙ? ( Ответы детей. Комментарий учителя.)

2. Давайте обратимся за помощью к толковому словарю.

(Слайд № 4)

3. Обратимся ещё раз к отрывку. Что было интересно Танюше в огромном мире?

Назовите ключевые слова в прочитанном отрывке: поля, горы, небеса, луга.

4. Какое слово, обозначающее часть речи, образовалось от прилагательного СУЩЕЕ? (Существительное)

IV. Сообщение темы урока.

Ребята! Вы, наверное, догадались, о какой части речи пойдёт разговор на нашем уроке? Правильно! (Слайд № 5)

Запишите. Имя существительное или Существительное в волшебной стране.

(СЛАЙД № 6) Эпиграф к уроку


Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно А безымянных – нету И всё, что может видеть глаз, - Над нами и под нами, -
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.
( А. Шибаев)

V.Повторение материала, пройденного в начальных классах.

Учитель:1. Ребята, вглядитесь в окружающий вас мир. Скажите, что вы видите?

Каждое слово, названное вами, можно отнести к какой – либо части речи. Слов какой части речи прозвучало больше? (Ответ: существительных.)

Верно. Про себя мы уже можем сказать, что с существительным на «ты». Поднимите руки, кто согласен?

И сегодня мы ещё раз в этом убедимся, совершив путешествие по волшебной стране Лингвинии. Сможем ли мы отыскать имя существительное и расколдовать его? Попробуем свои силы в первом испытании.

Можно ли написать по - русски рассказ, состоящий из слов, которых нет в русском языке? Как вы думаете? Оказывается можно. Вот как это сделала писательница Людмила Петрушевская, а вы попробуйте узнать в тексте имена существительные и доказать это.

(Текст размножен)

1) Прочитайте текст, найдите имена существительные, выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они отвечают. Докажите, что это имена существительные.

Пуски бятые.

Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: - Калушата, калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А калуша волит: - Оее, оее! Бутявка – то некузявая! Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит: - Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!

(Имена существительные – это пуськи, калуша, калушата, калушаточки, напушка, бутявка)

Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.)

На какие вопросы отвечает имя существительное? (Имя существительное отвечает на вопрос КТО? или ЧТО?)

Назовите существительные, которые отвечают на вопрос КТО? Как называются такие существительные? (Одушевлённые.)

Назовите существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? Как называются такие существительные? (Неодушевлённые.)

VI. Сообщение дополнительного материала.

Учитель: Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное, отвечая на вопросы что? или кто?, обозначает предмет. О ка­ких предметах идет речь? Разве слова - доброта, милосердие, сострадание — это предметы?

Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и название предметов, вещей, лю­дей, явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы, например такие: (Слайд № 8)

1) Название предметов, вещей: ножницы, санки, лампа, 2) Названия лиц: учительница, продавец, мальчуган, ... 3)Названия веществ: сахар, сливки, соль, ... 4) Названия живых существ: ворона, щенок, слон, ... 5) Названия фактов, событий, явлений: беседа, весна, ... 6) Названия действий: бег, прыжок, ...

VII. (Слайд № 9)

Физкультминутка.

Ребята! Вы любите играть? Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. (Лукоморье, кот, по цепи, русалка, на ветвях, леший, чудеса, колдун, на дубе, богатырь, днем, ночью, царевна, злато, королевич.)

Ребята, когда услышите неодушевлённые имена существительные, встаньте, выполняя танцевальные движения, НО когда прозвучит одушевлённое имя существительное – сядьте!

Кто знает? Откуда взяты эти слова? ( Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»)

2. Молодцы! Вы немного отдохнули и теперь с новыми силами приступим к новому испытанию - вообразите, что нашему классу поручили подобрать экспонаты, т. е. предметы для Музея волшебной сказки. Вспомните, пожалуйста, к какому творчеству относятся сказки, придуманные народом? (Верно! Сказки относятся к устному народному творчеству или фольклору.) (Слайд № 10)

Что называется сказкой?

(Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.)

Какие волшебные предметы из мира сказки вы разместите в музее?(Сначала устно дети вспоминают мир волшебной сказки, а затем выполняют письменное задание.) VIII. Учитель: Ребята, сейчас вы будете работать в группах. Для работы потребуются материалы учебника: форзац 2, § 16 стр. 88. (Слайд № 11) (1 группа) Распределительный диктант ( Учащиеся работают по карточкам)

1.Распределите существительные по родам, определите склонение. Волшебные предметы: (Живая) вода, (летучий) корабль, шапка – невидимка, (золотое) яблочко, (серебряное) блюдечко, ступа (Бабы - Яги), меч – кладенец.

(Слайд № 12)

В чём особенность существительных 3-го склонения? (Это существительные женского рода с Ь на конце.)

Учитель: Но в волшебных сказках существительные 3-го склонения есть, они тревожные, зачастую пугающие своим шипящим звуком, они либо названы, либо подсказываются обстановкой. (Слайд № 13).

(2 группа) Словарный диктант

ПолночЬ, глушЬ, тишЬ, из – за туч, с круч, луч.

1. Какие существительные, не относящиеся к этому 3-му склонению, пробрались в наш диктант?

2. Сделайте вывод, при каких условиях в существительных после шипящих пишется Ь и при каких не пишется. (СЛАЙД № 14)

(3 группа) 5. Диктант «До первой ошибки». (Ученик у доски.)

1. Подчеркнуть «ошибкоопасные» места. Дать морфологическую характеристику существительного ЛОЖЬ.

Из удивительных приключений героев, из оживших предметов соткан узор сказки, которая родилась в той глубине души, где живут у нас сновидения, предчувствия и прозрения. Кто считает, что сказка – ложь?

2. Правописание какого слова вы хотите объяснить?

3. Как соединяются между собой простые предложения в составе сложных? (Служебными словами который, где, союзом что.)

4. Морфологический портрет существительного ЛОЖЬ: сущ., неодуш., ж. р., 3-е скл., в И. п., ед. ч.(Записывают все ученики)

4, 5, 6 группы работают на компьютерах. Диск « Уроки русского языка . 5 -6 классы». Интерактивная игра.

1) (4 группа)

2) (5 группа)

3) (6 группа)

Учитель. Молодцы! Все справились с заданием!

Вопрос классу: Почему в волшебной сказке так много предметов, наделённых чудодейственной силой? ( Человек всегда мечтал о таких предметах, которые помогут ему стать ловким, смелым, сильным, чтобы одолеть зло. В сказках всегда добро побеждает зло. Сказка нас учит быть добрыми, отзывчивыми, милосердными.)



(Слайд № 14,15,16) (Коррекция для глаз) Сейчас мы поможем отдохнуть нашим глазкам. Пожалуйста, проследите за предметом на экране.



X. Домашнее задание.

(Слайд № 17) На доске записаны слова: а, начинали, сказочник, сказка, с, присказка.

1. Можно ли написанные на доске слова назвать предложением?

2. Как их можно превратить в предложение? (Нужно изменить начальную форму слов, связав их по смыслу и грамматически.)

3. Составьте предложение.

Ученик пишет на доске: «А начинали сказочники сказку с присказки».

4.Сделайте синтаксический разбор предложения.

5. Как изменились исходные существительные? (Появились падежные окончания.)

Ребята, вы вспомнили, что каждая сказка начинается с присказки. Сейчас я начну сказывать сказку:

(Слайд № 18) 1) В некотором царстве, в некотором государстве, называвшемся Лингвиния, жили - были шесть падежей….

а кто желает, может продолжить ёе дома.

2) Кто желает, может составить карточку – задание по любой изученной орфограмме.

3) Кто желает, может составить кроссворд по теме «Имя существительное».

XII. Работа с учебником. Форзац 2, стр.88 §16.

(Слайд № 19) XI. Сегодня на уроке мы «плели узор» из сказочной лексики и повторяли грамматические признаки существительных, а именно… (ПРОДОЛЖИТЕ МЫСЛЬ, работая по опорной схеме) (Существительные обозначают предмет и отвечают на вопросы Кто? Что?, относятся к мужскому, женскому и среднему роду, изменяются по числам и падежам, имеют 1-е, 2-е, 3-е склонение, в предложении бывают подлежащим, дополнением, обстоятельством.) О других грамматических признаках существительного вы узнаете в старших классах. А сейчас мы проверим, удалось ли нам расколдовать имя существительное?



XIII. Тест. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

1. Определите часть речи, к которой относятся слова: радость, приключение, доброта? ( )

2. Определите род имён существительных:

а) приключение, солнышко? ( )

б) честность, правда, матушка ( )

в) колдун, меч–кладенец, королевич ( )

3. Определите склонение существительных:

а) жалость( ),
б) хождение ( ),

в) награда ( ).

4. Как называются существительные, называющие живой предмет? ( )

5. Как называются существительные, называющие неживой предмет? ( ) (Слайд № 22.) Ответы: 1 - существительное;

2 -а) ср.р.; б) ж. р.; в) м. р.;

3 - а) 3 скл.; б) 2 скл.; в) 1 скл;

4 - одушевлённое;

5 - неодушевлённое

«5» - 5 правильных ответов;

«4» - 4 правильных ответа;

«3» - 3 правильных ответа

Учитель: Молодцы, ребята! Вы все вместе расколдовали имя существительное, но ваше путешествие по страницам «Русского языка» ещё не закончено. Неразгаданные тайны и загадки ещё остались. Поэтому мне хочется дать вам один совет:

Не привыкайте к чудесам!

Дивитесь им, дивитесь.

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

За годом год, за шагом шаг

Впадайте в изумленье!

Всё будет так или не так

Через одно мгновенье!

Ну, а нашему сказочному путешествию подошёл конец. ВЫ достойно справились с трудными испытаниями.

(Слайд № 20.) XIV. Рефлексия

XV. Нарисуйте смайлик, который соответствует вашему настроению.



Благодарю вас за урок!


Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности






Аудирова

ние (слушание)






























Выборочное чтение






























Частично-поисковый метод



















Определение лексичес

кого значения слова
























Выборочное чтение









































































Проблемно - поисковый
























Практичес

кий экспери

мент































































Объяснение










































Технология формирования литературного пространства на уроках русского языка














































Демонстра

ция результата предварительного

исследования
































































ИКТ





















Проблемно - поисковый





















Технология уровневой дифференциации

















Проблемно-диалогическое общение




































Самостоятельная работа













Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности





































Фронтальная

























Коллективная





















Коллективная
















Коллективная






























Коллективная











Коллективная

















Коллективная

























Коллективная








































Фронтальная













































Коллективная
























Фронтальная












































фронтальная









































Групповая






































Групповая





























Групповая






































Коллективная












































































Фронтальная











Индивидуальная


















































Индивидуальная







Приветствует учащихся.











Воздействует на эмоционально-чувственную сферу средствами музыкального искусства


























Обеспечивает мотивацию учения.

Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс




















Моделирует проблемную ситуацию


Создаёт духовное поле урока






Способствует приобщению учащихся к нравственным ценностям





















Способствует приобщению учащихся к нравственным ценностям




Стимулирует

активность и познавательную инициативу ребенка









Воздействует на эмоционально-чувственную сферу обучающихся









Организует последовательную исследовательскую работу



















Способствует возникновению свободного открытого диалога
























Стимулирует

активность и познавательную инициативу ребенка






































Анализирует результаты учебного сотрудничест

ва
























Способствует снятию эмоционального напряжения


































Способствует приобщению учащихся к нравственным ценностям






Организовывает выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий.























Предоставляет учащимся возможность осуществлять выбор деятельности, в зависимости от индивидуальных особенностей















Организует усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:


























































Подводит к новому понятию














Способствует снятию эмоционального напряжения

















Организует выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий;

























Организует выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий.




























Организует выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий.











































Читает наизусть стихотворение


















Воздействует на эмоциональ

но-чувственную сферу















Приветствуют, проверяют готовность









Воспринимают на слух музыкальное произведение













Выражают свои чувства, оценивают свою эмоциональную реакцию





















Отвечают на вопросы


















































Задают вопросы и ищут ответы, действуя по заданной схеме.


Работают с книгой


Соблюдают правила речевого этикета


Логично и последовательно выражают свою точку зрения, отбирают доказательства















Запись в тетрадях









































Выражают свои мысли чувства.

конструируют устное высказывание



















































Исследуют научный текст





















Участвуют в минуте релаксации


































Отвечают на вопросы
























Применяют на практике

приобретен

ный опыт




































Применяют на практике

приобретен

ный опыт





















































































































Выбирают наиболее оптимальные варианты ответов



























Формулиру

ют вывод по прослушан

ной информации




















Логично и последовате

льно выражают свою точку зрения, отбирают доказательства







Подтверждают и дополняют ответы на ключевые вопросы


Выполняют тестовые задания








Осуществляют самооценку






























Воспринимают на слух устную речь, оценивают свою эмоциональную реакцию











УУД:

личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)



















УДД:

личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

регулятивные (целеполагание, планирование);

логические (анализ, обобщение);

познавательные (постановка и формулирование проблемы; общеучебные (смысловое чтение))















Умение слушать и слышать другого (К)

































УДД:

личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)










УДД:

регулятивные (волевая саморегуляция);

(извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений));

учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);











Контроль, коррекция, оценка (Р);

















Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в сборе информации (К)

Смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели (П)

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли (К)


Умение понимать возможность разных оснований (К)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (Р)

















Способность к организации своей деятельности (контролирование) (Р)



















Способность к эмоционально-нравственной отзывчивости (Л)














Уважение к мнению собеседника (К)








УДД:

регулятивные (волевая саморегуляция);

(извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений));

учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);



Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (Р)


Синтез как

процесс

составления целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонен

тов (П)





Умение слушать и слышать другого (К)






Выбор критериев и оснований для сравнения

объектов (П)


УДД:

регулятивные (прогнозирование; контроль; коррекция; оценка);

познавательные (моделирование); логические (анализ, синтез; выдвижение гипотез и их обоснование);

































































УДД:

познавательные (общеучебные (моделирование; рефлексия, контроль и оценка); логические (подведение под понятия, выведение следствий));

личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)








Нравствен

но-этическая ориентация

(Л)












































УДД:

личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);





21



Анисимова Наталья Сергеевна. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ташлинская средняя общеобразовательная школа» Оренбургская область, Тюльганский район, с.Ташла, ул.Коммунаров, 2



Просмотр содержимого документа
«Приложение к уроку»














Приложение к уроку по русскому языку в 5 классе

Тема

Имя существительное или

Существительные в волшебной сказке.

(Интегрированный урок русского языка и литературы)

















Анисимова Наталья Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ташлинская средняя общеобразовательная школа»

с.Ташла Тюльганского района Оренбургской области


Просмотр содержимого документа
«Титульный лист»
















Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Тема

«Имя существительное или

Существительные в волшебной сказке.

(Интегрированный урок русского языка и литературы)»



















Анисимова Наталья Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ташлинская средняя общеобразовательная школа»

с.Ташла Тюльганского района Оренбургской области






Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку Имя существительное»

Десятое ноября.  Классная работа.

Десятое ноября. Классная работа.

Нарисуйте смайлик, который подходит вашему настроению сейчас

Нарисуйте смайлик, который подходит вашему настроению сейчас

Из какой сказки взят этот отрывок?  Играй, играй, блюдечко, Катись, катись, яблочко, Показывай поля, и моря, И широкие луга, И стрельбу, и пальбу, И гор красоту, И небес высоту!

Из какой сказки взят этот отрывок?

Играй, играй, блюдечко,

Катись, катись, яблочко,

Показывай поля, и моря,

И широкие луга,

И стрельбу, и пальбу,

И гор красоту,

И небес высоту!

Толковый словарь  Сущий, -ая, -ее, 1. Имеющийся, существующий (устаревшее слово, высокий стиль) Сохранить всё существующее на Земле.  2. перен. Истинный, самый настоящий.  Сущая правда. Сущие пустяки.

Толковый словарь

Сущий, -ая, -ее, 1. Имеющийся, существующий (устаревшее слово, высокий стиль) Сохранить всё существующее на Земле. 2. перен. Истинный, самый настоящий. Сущая правда. Сущие пустяки.

Тема урока.   Имя существительное или Существительные в волшебной сказке.

Тема урока. Имя существительное или Существительные в волшебной сказке.

Эпиграф к уроку  Всему название дано –  И зверю, и предмету.  Вещей вокруг полным – полно,  А безымянных – нету!  И всё, что может видеть глаз, -  Над нами и под нами, -  И всё, что в памяти у нас,-  Означено словами.  ( А. Шибаев)

Эпиграф к уроку Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным – полно, А безымянных – нету! И всё, что может видеть глаз, - Над нами и под нами, - И всё, что в памяти у нас,- Означено словами. ( А. Шибаев)

Имя существительное обозначает:   1)Название предметов, вещей: ножницы, санки, лампа.  2) Названия лиц: учительница, продавец, мальчуган.  3) Названия веществ: сахар, сливки, соль.  4) Названия живых существ:  ворона, щенок, слон.  5)Названия фактов, событий, явлений:  беседа, весна.  6) Названия действий: бег, прыжок.

Имя существительное обозначает:

1)Название предметов, вещей: ножницы, санки, лампа.

2) Названия лиц: учительница, продавец, мальчуган.

3) Названия веществ: сахар, сливки, соль.

4) Названия живых существ: ворона, щенок, слон.

5)Названия фактов, событий, явлений: беседа, весна.

6) Названия действий: бег, прыжок.

Физкультминутка

Физкультминутка

Устное народное творчество  Сказка ложь, да в ней намек!  Добрым молодцам урок.   (А.С. Пушкин)      Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

Устное народное творчество

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок. (А.С. Пушкин)

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет .   Имя существительное отвечает на вопрос КТО? или ЧТО?   Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду и изменяются по падежам и числам .   В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями или обстоятельствами .

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет .

Имя существительное отвечает на вопрос КТО? или ЧТО?

Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду и изменяются по падежам и числам .

В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями или обстоятельствами .

Распределительный диктант  ПРОВЕРКА    о на  он      (живая) вода  (летучий) корабль    шапка – невидимка  меч – кладенец    ступа (Бабы – Яги)  м. р. 2 скл.     ж. р. 1 скл.       оно     (золотое) яблочко    (серебряное) блюдечко    ср. р. 2 скл.  Какое склонение здесь не представлено? В чём особенность существительных 3-го склонения?

Распределительный диктант

ПРОВЕРКА

о на он

(живая) вода (летучий) корабль

шапка – невидимка меч – кладенец

ступа (Бабы – Яги) м. р. 2 скл.

ж. р. 1 скл.

оно

(золотое) яблочко

(серебряное) блюдечко

ср. р. 2 скл.

Какое склонение здесь не представлено? В чём особенность существительных 3-го склонения?

К 3-му склонению относятся существительные ж. р.  с Ь на конце    Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у существительных только 3-го склонения.   У существительных не 3-го склонения на конце после шипящих мягкий знак не пишется.   Рож ь (3-е скл.). Гра ч (не 3-е скл.). (Много) ту ч (не 3-е скл.).

К 3-му склонению относятся существительные ж. р. с Ь на конце

Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у существительных только 3-го склонения.

У существительных не 3-го склонения на конце после шипящих мягкий знак не пишется.

Рож ь (3-е скл.). Гра ч (не 3-е скл.).

(Много) ту ч (не 3-е скл.).

Составьте предложение     а, начинали, сказочник, сказка, с, присказка

Составьте предложение

а, начинали, сказочник, сказка, с, присказка

Домашнее задание   1) В некотором царстве, в некотором государстве, называвшемся Лингвиния, жили - были шесть падежей….  а кто желает, может продолжить сказку дома.  2) Кто желает, может составить карточку – задание по любой изученной орфограмме.  3) Кто желает, может составить кроссворд по теме «Имя существительное».

Домашнее задание

1) В некотором царстве, в некотором государстве, называвшемся Лингвиния, жили - были шесть падежей….

а кто желает, может продолжить сказку дома.

2) Кто желает, может составить карточку – задание по любой изученной орфограмме.

3) Кто желает, может составить кроссворд по теме «Имя существительное».

1. Заполнение опорных схем (“слепые схемы”). Вопросы: Обозначает Число Род Падеж Склонение: Названия Вопросы

1. Заполнение опорных схем (“слепые схемы”).

Вопросы:

Обозначает

Число

Род

Падеж

Склонение:

Названия

Вопросы

ТЕСТ
  • ТЕСТ
- У меня получилось… - Было интересно… - Было трудно… - Теперь я знаю…
  • - У меня получилось…
  • - Было интересно…
  • - Было трудно…
  • - Теперь я знаю…
Благодарю за сотрудничество!

Благодарю за сотрудничество!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Имя существительное или Существительное в волшебной стране"

Автор: Анисимова Наталья Сергеевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101490

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока русского языка, презентация для урока "Склонение имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-sklonieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "116642"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412561218"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Урок-обобщение части речи"
    ["seo_title"] => string(33) "urok_obobshchieniie_chasti_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "387101"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1486057540"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "конспект урока на тему "Портрет имени прилагательного" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-na-tiemu-portriet-imieni-prilaghatiel-nogho-1"
    ["file_id"] => string(6) "109605"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404815086"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект к уроку "Местоимение" (общее понятие) "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-k-uroku-miestoimieniie-obshchieie-poniatiie"
    ["file_id"] => string(6) "162636"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422376669"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Конспект урока по теме:Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения."
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekturokapotiemiebiezudarnyieokonchaniiasushchiestvitielnykhviedchislieokonchaniiasushchiestvitielnykh1i2sklonieniia"
    ["file_id"] => string(6) "258774"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448558788"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства