kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока и презентация "В гости к Числительному"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

  1. познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его  грамматическими признаками, синтаксической ролью;
  2. дать представление о разрядах числительных;
  3. формировать умение находить числительное среди других слов со значением числа;
  4. развивать у учащихся умение обобщать, делать выводы;
  5. развивать речь учащихся

Тип урока : Урок изучения и первичного закрепления материала

Тема – «Имя числительное как часть речи».

Используемые учебники 

Русский язык. 6 класс, Баранов М.Т, Ладыженская Т.А. и др.-М. Просвещение, 2013 г

Используемое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, дидактический материал, презентация.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная, проектная.

Формат файла: Документ Microsoft Word 97-2003 (.doc)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 6»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная русско- татарская щкола №13»

Вахитовского района г. Казани












Конспект открытого урока

русского языка в 6 классе

« В гости к Числительному»























подготовила :

учитель русского языка и литературы

Комиссарова Анжелика Александровна





Тип урока – знакомство с новым материалом.

Тема – «Имя числительное как часть речи».

Цели:

  • познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью;

  • дать представление о разрядах числительных;

  • формировать умение находить числительное среди других слов со значением числа;

  • развивать у учащихся умение обобщать, делать выводы;

  • развивать речь учащихся

. Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, дидактический материал, презентация.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная, проектная.


Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ожидает увлекательный и очень познавательный урок -путешествие. Обычно люди отправляются в путешествие, чтобы интересно и с пользой провести время, чтобы узнать что-то новое. Вот и мы с вами, отправляясь в путешествие, постараемся провести отведенные 45 минут как можно более плодотворно.

Итак, тема нашего урока « В гости к Числительному».. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой для вас частью речи- именем числительным, узнаем историю числительного, значение, разряды и еще много интересного об этой удивительной части речи.

А сейчас вспомним большую и дружную семью частей речи. Назовите известные вам части речи. (Ответы учащихся) (3 мин.)

Сегодня мы познакомимся с еще одним членом этой семьи - именем числительным.

Ребята, как вы думаете, между русским языком и математикой много общего? (Ответы детей).

Давайте заглянем в гости к царице наук –математике и послушаем о чем же она спорит?

(Заранее подготовленные ученики разыгрывают сценку)

Математика:

- Здравствуйте! Я математика - царица наук, дисциплина точная. У меня дважды два - всегда четыре! И никаких исключений! Не то, что в русском языке: то жи-ши пиши, то не пиши! Железная логика и неоспоримые доказательства - вот что такое математика! Нет! С русским языком у меня ничего общего быть не может.

Русский язык:

- Здравствуйте, ребята! Здравствуй, царица! Я, думаю, что ты ошибаешься. У нас много общего. Я это докажу. Во-первых, логика ни в одной науке не помешает, во-вторых, все цифры и понятия в математике называются словами, а это основные единицы языка. И самое главное! В русском языке есть замечательная часть речи - числительное. Ты как королева чисел должна это оценить!

Математика:

- Как же я забыла о числительном! Замечательная часть речи! Оно каждую цифру, каждое число знает и называет по имени! Я его просто обожаю! Дорогой Русский язык, отныне между нами больше нет разногласий! Дружба? - Дружба!(1 мин)

Слово учителя

- Ребята, что вы об этом думаете? (Ответы).

Согласна, даже такие разные науки, как русский язык и математика, иногда находят точки соприкосновения. В жизни это случается довольно часто. Итак, русский язык и математика примирились, благодаря имени числительному.

Наши далекие предки придумали слова, которые называли различные предметы, их свойства и действия, а также чувства людей, явления природы и т.д. Всему, что существует на белом свете, человек дал названия. Давным-давно люди научились не только писать и читать, но и считать. Числа стали прочно входить в их речь, в их быт. Значит, перед языком встала новая задача создать такую часть речи, которая могла бы назвать число или порядок исчисления определенным словом. Так в языке появились числительные.

Формирование новых знаний

Итак, числительное - это такая часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? какой? (какой по счету?). (1 мин)

Прочитаем правило на стр. 144-145, что нового еще узнали об имени числительном. (Изменяется по падежам, делятся на количественные и порядковые)

СЛАЙД №2

СЛАЙД №3

Вопросы классу

- В какой колонке числительные обозначают количество предметов, а в какой- порядок предметов при счете? (Ответы учащихся).

Даем определение

- Числительные в 1 колонке - КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ.

- Числительные во 2 колонке - ПОРЯДКОВЫЕ.           (5 мин)

Упражнение для закрепления изученного № 345. 1 вариант выполняет предложения 1,2,3., 2 выполняет предложения 4,5,6, (примерно 10 мин)

Проверка задания (2 мин)

Следующее задание мы выполним с вами вместе. Сейчас на экране появятся предложения. Я сама вам их прочитаю. Ваша задача – найти в каждом предложении имя числительное, назвать его и определить: количественное оно или порядковое?

1.Восьмое Марта-праздник мам. 
2.В году двенадцать месяцев.
3.Первое сентября - День знаний.
4.Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
5.Спи, глазок, спи, другой,
а про третий и позабыла.
6. …в чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.


- Молодцы! Ребята, подумайте и скажите: смогли бы мы обходиться в речи без числительных? А как часто, на ваш взгляд, мы их употребляем? (Ответы детей).

- Довольно часто. Я вам сейчас это докажу. Я буду задавать вам самые обычные вопросы. Вы можете не давать полных ответов, а отвечать кратко. Но сможете ли вы при этом обойтись без числительных? Давайте проверим?

Вопросы классу:

  • Сколько тебе лет?

  • Номер твоей квартиры ?

  • Назови, пожалуйста, день рождения мамы, папы?

  • В каком классе ты учишься?

  • В каком году ты родилась? И т.д.

- Ребята, я думаю, что теперь вы твердо знаете: без числительных наша речь невозможна и употребляем мы их довольно часто.

- Сейчас мы отправимся в прошлое - далекие времена, когда Московская Русь только зарождалась, и русский язык выделился из семьи братских славянских языков. По лабиринтам истории нас проведет Савелий,(4 мин.)

Исторический экскурс:

  • возникновение числительных как самостоятельной части речи;

  • этимология числительных первого десятка

(Сообщения учащихся - реализация проекта «Из истории числительных»).

Текст сообщений

1 ученик В древнерусском языке первоначально отсутствовала такая часть речи, как числительное. Для обозначения количества использовались прилагательные и существительные, часто восходящие к названиям частей тела человека: локоть, пять  категориями и синтаксическими особенностями прилагательных и существительных. Выделение числительного как части речи начинается с XIV в. , в XVII в. такая часть речи уже бесспорно есть, но не со всеми современными особенностями, а вот с XVIII в. числительное окончательно оформляется как часть речи. В древнерусском языке первоначально было всего 12 слов,обозначающих количество: одинъ, два, три, четыре, пять, шесть,семь, осемь, девять, десять, съто, тысяча, с XIII в. появляется слово сорок. Все остальные счетные слова образовались из комбинации приведенных выше слов. Большое количество обозначалось с помощью слов тьма, легионъ, воронъ, колода, леодръ. Счетные слова в древнерусском языке относились или к прилагательным, или к существительным. Так, слова одинъ – четыре были прилагательными, а остальные счетные слова по происхождению являются существительными (имели категории рода, числа, могли иметь при себе определения) . 

2 ученик Интересна история числа 7. У многих древних народов число 7 считалось особым числом. Египтяне и вавилоняне рассматривали его в виде суммы двух «жизненно важных» чисел трёх и четырёх. Три человека составляют основу жизни: мать, отец, ребёнок, а четыре - это число стран света и направлений ветра, откуда приходит дождь, живительная влага которого делает землю плодоносящей. Греческий философ и математик Пифагор тоже придавал особое значение числу У. Треугольник и четырёхугольник, которые в сумме дают 7, считались математиками античности проявлением аконченности и совершенства. Древние евреи тоже почитали число 7. С давних пор это число имело разнообразное символическое использование. Так, древние греки ежегодно выбирали 7 лучших и трагических актёров. Древние римляне почитали семерых мудрецов. На семи холмах был основан Рим. В христианстве признаются 7 смертных грехов. Этот список можно продолжать до бесконечности. 

3 ученик В давние времена существовало сочетание "подай пясть", то есть подай руку (на которой пять пальцев). Современное слово "пять" связано с существовавшим ранее словом "пясть"("рука") и когда-то имело конкретное значение пять пальцев пясти. Древние славяне считали пятками. Сколько дали за златогривых коней Иванушке-дурачку? «Семь пять шапок серебра». Семь раз по пять. Слова, обозначающие в русском языке числа, собирались постепенно, из разных частей речи. "Один", "два", "три", "четыре" – из прилагательных. Как и все прилагательные, они согласовывались с существительными по роду, числу и падежу. Интересно, что долгое время на письме славяне передавали число не цифрой, а буквой: А – один, Б – ничего не значит, В – два, Г – три, Д – четыре, Е – пять… Цифровое обозначение чисел на письме появилось сравнительно поздно. С течением времени у счётных имен исчезли категория рода и числа. Они образовали самостоятельную часть речи - числительное. (4 мин)

Физминутка

Раз – подняться, потянуться, 
Два – согнуться, разогнуться, 
Три – в ладоши три хлопка, 
Головою три кивка. 
На четыре – руки шире, 
Пять – руками помахать, 
Шесть – на стульчик тихо сесть

Слово учителя

- Надеюсь, что путешествие в историю было для вас познавательным.

Числительное не только сформировалось как часть речи, но стало активно участвовать в образовании новых слов, т.е. дало жизнь большому количеству слов в языке. Вот наглядный пример (используем интерактивную доску).

СЛАЙД № 4


Слово учителя

- Однокоренные слова, образованные от числительного «два», но это слова других частей речи: они не называют количество предметов, число или порядок предметов при счете, поэтому не являются числительными, хотя имеют числовое значение.(5 мин)

Упражнения для закрепления изученного № 346 (10 м)

Слово учителя

- Ребята, а сейчас заключительный этап нашего путешествия. И в этот раз мы отправимся в животный мир, где узнаем много интересного.

СЛАЙД № 5-14

Обобщение изученного

- Ребята, подошло к концу наше сегодняшнее путешествие, но впереди у нас много уроков, на которых мы будем продолжать изучение имени числительного. А сейчас вспомним то, с чем познакомились на уроке, изучая числительное.  

СЛАЙД №15

Итог урока

- С какой частью речи мы сегодня познакомились?

- На какие группы делятся все числительные?

- На какие вопросы отвечают?

Домашнее задание

  • Найти пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы, содержащие числительные









Использованный материал:

1. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материал по занимательной грамматике русского языка. Часть первая- Учпедгиз,1963-237 с.

2. Успенский Л., Слово о словах. Очерки о языке. Л., «Детская литература» ,

1982, 287 стр

3. Русский язык. 6 класс, Баранов М.Т, Ладыженская Т.А. и др.-М. Просвещение, 2013 г

. Интернет ресурсы:

  • http://bibl.univers.krasu.ru

  • http://www.gramota.ru LiveLib

  • http://festival.1september.ru

  • http://uchitel-slovesnosti.ru

Просмотр содержимого презентации
«числительноеppt»

Имя числительное

Имя числительное

  • Урок русского языка в 6 классе
  • Автор:
  • Учитель русского языка
  • Комиссарова Анжелика Александровна
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная
  • русско- татарская школа №13»
  • Вахитовского р-на г. Казани
ИМЕНА ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ    КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ  ПОРЯДКОВЫЕ  СКОЛЬКО? КАКОЙ ?  КАКАЯ?  КАКОЕ?  КАКИЕ?

ИМЕНА ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОРЯДКОВЫЕ

СКОЛЬКО? КАКОЙ ?

КАКАЯ?

КАКОЕ?

КАКИЕ?

ТРИ КНИГИ ПЕРВЫЙ КЛАСС  ДВА СТОЛА СЕДЬМОЙ ЭТАЖ  ВОСЕМЬ КНИГ ТРЕТЬЯ ПОЛКА  ДЕСЯТЬ ЛЕТ ВТОРАЯ ПОПЫТКА

ТРИ КНИГИ ПЕРВЫЙ КЛАСС

ДВА СТОЛА СЕДЬМОЙ ЭТАЖ

ВОСЕМЬ КНИГ ТРЕТЬЯ ПОЛКА

ДЕСЯТЬ ЛЕТ ВТОРАЯ ПОПЫТКА

Числительное участвует в образовании новых слов ДВА ДВОЙНОЙ ДВОЙКА УДВОИТЬ ДВАЖДЫ ДВОЕЧНИК  УДВОЕННЫЙ ДВУХЭТАЖНЫЙ  ДВУСТВОЛКА  ДВУНОГИЙ Какой? прилагательное Что? существительное Что сделать? глагол Как? наречие Кто? существительное Какой? прилагательное Какой?прилагательн. Что? существительное Какой ? прилагательное

Числительное участвует в образовании новых слов

ДВА

ДВОЙНОЙ

ДВОЙКА

УДВОИТЬ

ДВАЖДЫ

ДВОЕЧНИК УДВОЕННЫЙ

ДВУХЭТАЖНЫЙ ДВУСТВОЛКА ДВУНОГИЙ

Какой? прилагательное

Что? существительное

Что сделать? глагол

Как? наречие

Кто? существительное

Какой? прилагательное

Какой?прилагательн.

Что? существительное

Какой ? прилагательное

ЧЕМПИОНЫ ДОЛГОЛЕТИЯ  СЛОНЫ ЖИВУТ СВЫШЕ 80 ЛЕТ

ЧЕМПИОНЫ ДОЛГОЛЕТИЯ СЛОНЫ ЖИВУТ СВЫШЕ 80 ЛЕТ

САМЫЕ БЫСТРОНОГИЕ ЖИВОТНЫЕ  ГЕПАРД БЕЖИТ СО СКОРОСТЬЮ СВЫШЕ 70 КМ/ЧАС

САМЫЕ БЫСТРОНОГИЕ ЖИВОТНЫЕ ГЕПАРД БЕЖИТ СО СКОРОСТЬЮ СВЫШЕ 70 КМ/ЧАС

САМЫЕ БЫСТРОКРЫЛЫЕ ПТИЦЫ В МИРЕ  ВОРОНА ЛЕТИТ ОТ 50 ДО 60 КМ/ЧАС

САМЫЕ БЫСТРОКРЫЛЫЕ ПТИЦЫ В МИРЕ ВОРОНА ЛЕТИТ ОТ 50 ДО 60 КМ/ЧАС

ЧЕМПИОНЫ ДОЛГОЛЕТИЯ  ЧЕРЕПАХИ ЖИВУТ БОЛЕЕ 200 ЛЕТ

ЧЕМПИОНЫ ДОЛГОЛЕТИЯ ЧЕРЕПАХИ ЖИВУТ БОЛЕЕ 200 ЛЕТ

САМЫЕ БЫСТРОКРЫЛЫЕ ПТИЦЫ В МИРЕ  БЕРКУТ ЛЕТИТ ОКОЛО 90 КМ/ЧАС

САМЫЕ БЫСТРОКРЫЛЫЕ ПТИЦЫ В МИРЕ БЕРКУТ ЛЕТИТ ОКОЛО 90 КМ/ЧАС

САМЫЕ БЫСТРОКРЫЛЫЕ ПТИЦЫ В МИРЕ  ФИЛИН ЛЕТИТ БОЛЕЕ 40 КМ/ЧАС

САМЫЕ БЫСТРОКРЫЛЫЕ ПТИЦЫ В МИРЕ ФИЛИН ЛЕТИТ БОЛЕЕ 40 КМ/ЧАС

СКВОРЕЦ ЖИВЕТ ОКОЛО 20 ЛЕТ   ПОЕТ НЕ МЕНЕЕ 17 ЧАСОВ В ДЕНЬ  ПРОЛЕТАЕТ ЗА
  • СКВОРЕЦ ЖИВЕТ ОКОЛО 20 ЛЕТ
  • ПОЕТ НЕ МЕНЕЕ 17 ЧАСОВ В ДЕНЬ

  • ПРОЛЕТАЕТ ЗА

1 СЕКУНДУ

20 МЕТРОВ

ГОЛУБЬ ЖИВЕТ 20-30 ЛЕТ

ГОЛУБЬ ЖИВЕТ 20-30 ЛЕТ

КАНАРЕЙКА ЖИВЕТ  СВЫШЕ 15 ЛЕТ

КАНАРЕЙКА ЖИВЕТ СВЫШЕ 15 ЛЕТ

ЛАСТОЧКА ПОЕТ  НЕ МЕНЕЕ 18 ЧАСОВ

ЛАСТОЧКА ПОЕТ НЕ МЕНЕЕ 18 ЧАСОВ

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Найти пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы, содержащие числительные
Использованная литература для урока

Использованная литература для урока

  • 1. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материал по занимательной грамматике русского языка. Часть первая- Учпедгиз,1963-237 с.
  • 2. Успенский Л., Слово о словах. Очерки о языке. Л., «Детская литература» ,
  • 1982, 287 стр
  • 3. Русский язык. 6 класс, Баранов М.Т, Ладыженская Т.А. и др.-М. Просвещение, 2013 г
  • . Интернет ресурсы:
  • http://bibl.univers.krasu.ru
  • http :// www . gramota . ru LiveLib
  • http://uchitel-slovesnosti.ru
  • imaqes.yandex.ru
Имя числительное

Имя числительное

  • Урок русского языка в 6 классе
  • Автор:
  • Учитель русского языка и литературы
  • Комиссарова Анжелика Александровна
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная
  • русско- татарская школа №13»
  • Вахитовского р-на г. Казани


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока и презентация "В гости к Числительному"

Автор: Комиссарова Анжелика Александровна

Дата: 13.10.2014

Номер свидетельства: 118672

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока русского языка на тему "Наречие" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "109611"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404821727"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока русского языка в 4 классе на тему:  Наречие "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "115990"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412188304"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Конспект урока по развитию речи для детей с тяжелой умственной отсталостью на тему "Дикие животные. Медведь" с использованием регионального компонента "
    ["seo_title"] => string(169) "konspiekt-uroka-po-razvitiiu-riechi-dlia-dietiei-s-tiazhieloi-umstviennoi-otstalost-iu-na-tiemu-dikiie-zhivotnyie-miedvied-s-ispol-zovaniiem-rieghional-nogho-komponienta"
    ["file_id"] => string(6) "216911"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433175813"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Сценарий мероприятия "Праздник алфавита" "
    ["seo_title"] => string(43) "stsienarii-mieropriiatiia-prazdnik-alfavita"
    ["file_id"] => string(6) "199120"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428513552"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Местоимение (обобщающий урок). "
    ["seo_title"] => string(37) "miestoimieniie-obobshchaiushchii-urok"
    ["file_id"] => string(6) "101442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402417514"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства