Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная русско- татарская щкола №13»
Вахитовского района г. Казани
Конспект открытого урока
русского языка в 6 классе
« В гости к Числительному»
подготовила :
учитель русского языка и литературы
Комиссарова Анжелика Александровна
Тип урока – знакомство с новым материалом.
Тема – «Имя числительное как часть речи».
Цели:
познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью;
дать представление о разрядах числительных;
формировать умение находить числительное среди других слов со значением числа;
развивать у учащихся умение обобщать, делать выводы;
развивать речь учащихся
. Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, дидактический материал, презентация.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная, проектная.
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ожидает увлекательный и очень познавательный урок -путешествие. Обычно люди отправляются в путешествие, чтобы интересно и с пользой провести время, чтобы узнать что-то новое. Вот и мы с вами, отправляясь в путешествие, постараемся провести отведенные 45 минут как можно более плодотворно.
Итак, тема нашего урока « В гости к Числительному».. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой для вас частью речи- именем числительным, узнаем историю числительного, значение, разряды и еще много интересного об этой удивительной части речи. А сейчас вспомним большую и дружную семью частей речи. Назовите известные вам части речи. (Ответы учащихся) (3 мин.)
Сегодня мы познакомимся с еще одним членом этой семьи - именем числительным.
Ребята, как вы думаете, между русским языком и математикой много общего? (Ответы детей).
Давайте заглянем в гости к царице наук –математике и послушаем о чем же она спорит?
(Заранее подготовленные ученики разыгрывают сценку)
Математика:
- Здравствуйте! Я математика - царица наук, дисциплина точная. У меня дважды два - всегда четыре! И никаких исключений! Не то, что в русском языке: то жи-ши пиши, то не пиши! Железная логика и неоспоримые доказательства - вот что такое математика! Нет! С русским языком у меня ничего общего быть не может.
Русский язык:
- Здравствуйте, ребята! Здравствуй, царица! Я, думаю, что ты ошибаешься. У нас много общего. Я это докажу. Во-первых, логика ни в одной науке не помешает, во-вторых, все цифры и понятия в математике называются словами, а это основные единицы языка. И самое главное! В русском языке есть замечательная часть речи - числительное. Ты как королева чисел должна это оценить!
Математика:
- Как же я забыла о числительном! Замечательная часть речи! Оно каждую цифру, каждое число знает и называет по имени! Я его просто обожаю! Дорогой Русский язык, отныне между нами больше нет разногласий! Дружба? - Дружба!(1 мин)
Слово учителя
- Ребята, что вы об этом думаете? (Ответы).
Согласна, даже такие разные науки, как русский язык и математика, иногда находят точки соприкосновения. В жизни это случается довольно часто. Итак, русский язык и математика примирились, благодаря имени числительному.
Наши далекие предки придумали слова, которые называли различные предметы, их свойства и действия, а также чувства людей, явления природы и т.д. Всему, что существует на белом свете, человек дал названия. Давным-давно люди научились не только писать и читать, но и считать. Числа стали прочно входить в их речь, в их быт. Значит, перед языком встала новая задача создать такую часть речи, которая могла бы назвать число или порядок исчисления определенным словом. Так в языке появились числительные.
Формирование новых знаний
Итак, числительное - это такая часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? какой? (какой по счету?). (1 мин)
Прочитаем правило на стр. 144-145, что нового еще узнали об имени числительном. (Изменяется по падежам, делятся на количественные и порядковые)
СЛАЙД №2
СЛАЙД №3
Вопросы классу
- В какой колонке числительные обозначают количество предметов, а в какой- порядок предметов при счете? (Ответы учащихся).
Даем определение
- Числительные в 1 колонке - КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ.
- Числительные во 2 колонке - ПОРЯДКОВЫЕ. (5 мин)
Упражнение для закрепления изученного № 345. 1 вариант выполняет предложения 1,2,3., 2 выполняет предложения 4,5,6, (примерно 10 мин)
Проверка задания (2 мин)
Следующее задание мы выполним с вами вместе. Сейчас на экране появятся предложения. Я сама вам их прочитаю. Ваша задача – найти в каждом предложении имя числительное, назвать его и определить: количественное оно или порядковое?
1.Восьмое Марта-праздник мам. 2.В году двенадцать месяцев. 3.Первое сентября - День знаний. 4.Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. 5.Спи, глазок, спи, другой, а про третий и позабыла. 6. …в чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря. |
- Молодцы! Ребята, подумайте и скажите: смогли бы мы обходиться в речи без числительных? А как часто, на ваш взгляд, мы их употребляем? (Ответы детей).
- Довольно часто. Я вам сейчас это докажу. Я буду задавать вам самые обычные вопросы. Вы можете не давать полных ответов, а отвечать кратко. Но сможете ли вы при этом обойтись без числительных? Давайте проверим?
Вопросы классу:
Сколько тебе лет?
Номер твоей квартиры ?
Назови, пожалуйста, день рождения мамы, папы?
В каком классе ты учишься?
В каком году ты родилась? И т.д.
- Ребята, я думаю, что теперь вы твердо знаете: без числительных наша речь невозможна и употребляем мы их довольно часто.
- Сейчас мы отправимся в прошлое - далекие времена, когда Московская Русь только зарождалась, и русский язык выделился из семьи братских славянских языков. По лабиринтам истории нас проведет Савелий,(4 мин.)
Исторический экскурс:
(Сообщения учащихся - реализация проекта «Из истории числительных»).
Текст сообщений
1 ученик В древнерусском языке первоначально отсутствовала такая часть речи, как числительное. Для обозначения количества использовались прилагательные и существительные, часто восходящие к названиям частей тела человека: локоть, пять категориями и синтаксическими особенностями прилагательных и существительных. Выделение числительного как части речи начинается с XIV в. , в XVII в. такая часть речи уже бесспорно есть, но не со всеми современными особенностями, а вот с XVIII в. числительное окончательно оформляется как часть речи. В древнерусском языке первоначально было всего 12 слов,обозначающих количество: одинъ, два, три, четыре, пять, шесть,семь, осемь, девять, десять, съто, тысяча, с XIII в. появляется слово сорок. Все остальные счетные слова образовались из комбинации приведенных выше слов. Большое количество обозначалось с помощью слов тьма, легионъ, воронъ, колода, леодръ. Счетные слова в древнерусском языке относились или к прилагательным, или к существительным. Так, слова одинъ – четыре были прилагательными, а остальные счетные слова по происхождению являются существительными (имели категории рода, числа, могли иметь при себе определения) .
2 ученик Интересна история числа 7. У многих древних народов число 7 считалось особым числом. Египтяне и вавилоняне рассматривали его в виде суммы двух «жизненно важных» чисел трёх и четырёх. Три человека составляют основу жизни: мать, отец, ребёнок, а четыре - это число стран света и направлений ветра, откуда приходит дождь, живительная влага которого делает землю плодоносящей. Греческий философ и математик Пифагор тоже придавал особое значение числу У. Треугольник и четырёхугольник, которые в сумме дают 7, считались математиками античности проявлением аконченности и совершенства. Древние евреи тоже почитали число 7. С давних пор это число имело разнообразное символическое использование. Так, древние греки ежегодно выбирали 7 лучших и трагических актёров. Древние римляне почитали семерых мудрецов. На семи холмах был основан Рим. В христианстве признаются 7 смертных грехов. Этот список можно продолжать до бесконечности.
3 ученик В давние времена существовало сочетание "подай пясть", то есть подай руку (на которой пять пальцев). Современное слово "пять" связано с существовавшим ранее словом "пясть"("рука") и когда-то имело конкретное значение пять пальцев пясти. Древние славяне считали пятками. Сколько дали за златогривых коней Иванушке-дурачку? «Семь пять шапок серебра». Семь раз по пять. Слова, обозначающие в русском языке числа, собирались постепенно, из разных частей речи. "Один", "два", "три", "четыре" – из прилагательных. Как и все прилагательные, они согласовывались с существительными по роду, числу и падежу. Интересно, что долгое время на письме славяне передавали число не цифрой, а буквой: А – один, Б – ничего не значит, В – два, Г – три, Д – четыре, Е – пять… Цифровое обозначение чисел на письме появилось сравнительно поздно. С течением времени у счётных имен исчезли категория рода и числа. Они образовали самостоятельную часть речи - числительное. (4 мин)
Физминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть
Слово учителя
- Надеюсь, что путешествие в историю было для вас познавательным.
Числительное не только сформировалось как часть речи, но стало активно участвовать в образовании новых слов, т.е. дало жизнь большому количеству слов в языке. Вот наглядный пример (используем интерактивную доску).
СЛАЙД № 4
Слово учителя
- Однокоренные слова, образованные от числительного «два», но это слова других частей речи: они не называют количество предметов, число или порядок предметов при счете, поэтому не являются числительными, хотя имеют числовое значение.(5 мин)
Упражнения для закрепления изученного № 346 (10 м)
Слово учителя
- Ребята, а сейчас заключительный этап нашего путешествия. И в этот раз мы отправимся в животный мир, где узнаем много интересного.
СЛАЙД № 5-14
Обобщение изученного
- Ребята, подошло к концу наше сегодняшнее путешествие, но впереди у нас много уроков, на которых мы будем продолжать изучение имени числительного. А сейчас вспомним то, с чем познакомились на уроке, изучая числительное.
СЛАЙД №15
Итог урока
- С какой частью речи мы сегодня познакомились?
- На какие группы делятся все числительные?
- На какие вопросы отвечают?
Домашнее задание
Найти пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы, содержащие числительные
Использованный материал:
1. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материал по занимательной грамматике русского языка. Часть первая- Учпедгиз,1963-237 с.
2. Успенский Л., Слово о словах. Очерки о языке. Л., «Детская литература» ,
1982, 287 стр
3. Русский язык. 6 класс, Баранов М.Т, Ладыженская Т.А. и др.-М. Просвещение, 2013 г
. Интернет ресурсы:
http://bibl.univers.krasu.ru
http://www.gramota.ru LiveLib
http://festival.1september.ru
http://uchitel-slovesnosti.ru