Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 6 классе по теме "Причастие как часть речи"»
Причастие как часть речи (6 класс, 1-й урок).
Цели урока:
Образовательные:
Способствовать усвоению общего понятия о причастии как части речи.
Формировать умение в определении морфологических и грамматических признаков причастия.
Формировать умение различать причастие и прилагательное.
Формировать умение опознавания причастий в предложении.
Развивающие:
Обогащение словарного запаса за счёт использования причастий в речи.
Определение роли причастий в художественном тексте.
Развитие навыков анализа художественного текста.
Воспитательные:
Воспитание коммуникативных навыков обучающихся в групповой работе.
Воспитание чувства прекрасного.
Задачи урока:
Повышение теоретических компетенций обучающихся по русскому языку.
Содействие формированию познавательной активности и самореализации обучающихся.
Оснащение урока:
Компьютер с мультимедийным проектором.
Мультимедийная презентация урока.
Репродукции картин (видео).
Фонограмма с записью пьесы П.И.Чайковского "Вальс снежных хлопьев".
Тетради-справочники (ОК).
Эпиграфы:
Сии глагольные имена служат сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. М.В.Ломоносов
Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. В.И.Даль
Ход урока:
Организационный момент 1-2 мин.
Слово учителя:
- Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло нам новые открытия.
Чтобы настроиться на работу, давайте вместе отгадаем загадку. Там, где я буду делать паузу, попробуйте подобрать слово в рифму.
Загадка:
Часть речи хоть для вас я новая, Имею признаки: глагола я, А прилагательное встречу - На те ж вопросы я: отвечу. Ко всем имею я участие, А называюсь я: ПРИЧАСТИЕ Объявление темы и целей урока
Итак, откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите тему нашего урока – ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. Слайд № 1
Я хочу обратить Ваше внимание на эпиграфы, которые были подобраны к сегодняшнему уроку. Слайд № 2
Слово учителя:
Обратимся к теоретическому материалу нашего учебника – стр. 54-57 (читаем и беседуем, т.к. класс слабый).
Какие особые формы глагола Вам известны? (деепричастие и причастие)
От какой части речи образуется? (от глагола)
Под какую часть речи «маскируется»? (под прилагательное)
Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? (прилагательного и глагола)
Какие морфологические признаки глагола характеризуют причастие? (Признак предмета по действию, управление другими частями речи, т.е. согласуется с сущ.; вид; время; возвратность)
Как изменяются причастия? (по родам, числам и падежам как прилагательное)
Слово учителя:
- А вы знаете, ребята, что учёные до сих пор спорят по поводу того, самостоятельная часть речи причастие или нет.
Давайте познакомимся с высказываниями различных учёных.
Обращение к высказываниям Слайд № 3
Слово учителя:
- Есть и иные точки зрения.
Чтобы разрешить наши сомнения, предлагаю вам выполнить несколько заданий и исследовать свойства причастия. Слайд № 4
Лингвистическая разминка
Спишите указанные словосочетания. Среди них отметьте причастия и прилагательные. Определите их синтаксическую роль
Составьте 1-2 предложения (по желанию)
а) выглянувший солнечный луч;
б) серебристые сверкающие снежинки;
в) холодное бушующее море;
г) освещённая уютная комната.
Замените следующие словосочетания причастиями Слайд № 5
а) небо, которое светлеет - ? Слайд № 6
б) голос, который звенит - ?
в) задача, которую решили - ? Проверка Слайд № 7
Словоучителя:
- Итак, на основе наших наблюдений сделаем первое обобщение
- Какими признаками глагола и прилагательного обладает причастие? Слайд № 8
- Имеет ли причастие собственные признаки?
- Постоянный или переменный признак обозначает причастие?
- Есть ли у причастия какие-либо опознавательные элементы? (суффиксы -ущ-/-ющ-; -ащ-/-ящ-; -вш-/-ш-) Слайд № 9
Слово учителя: (Обобщающий вывод)
- Причастие не имеет собственных признаков, а совмещает признаки глагола и прилагательного.
- Принимая версии разных учёных и авторов учебников, мы можем называть причастие особой формойглагола и в то же время отдавать ему право насамостоятельность, поскольку причастия в нашей речи играют очень важную роль.
Игровая пауза. Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит деепричастие.