kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока в 6 классе по теме "Причастие как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по темк "Причастие как часть речи"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 6 классе по теме "Причастие как часть речи"»

Причастие как часть речи (6 класс, 1-й урок).

Цели урока:

Образовательные:

  • Способствовать усвоению общего понятия о причастии как части речи.

  • Формировать умение в определении морфологических и грамматических признаков причастия.

  • Формировать умение различать причастие и прилагательное.

  • Формировать умение опознавания причастий в предложении.

Развивающие:

  • Обогащение словарного запаса за счёт использования причастий в речи.

  • Определение роли причастий в художественном тексте.

  • Развитие навыков анализа художественного текста.

Воспитательные:

  • Воспитание коммуникативных навыков обучающихся в групповой работе.

  • Воспитание чувства прекрасного.

Задачи урока:

  • Повышение теоретических компетенций обучающихся по русскому языку.

  • Содействие формированию познавательной активности и самореализации обучающихся.

Оснащение урока:

  • Компьютер с мультимедийным проектором.

  • Мультимедийная презентация урока.

  • Репродукции картин (видео).

  • Фонограмма с записью пьесы П.И.Чайковского "Вальс снежных хлопьев".

  • Тетради-справочники (ОК).

Эпиграфы:

Сии глагольные имена служат сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.
М.В.Ломоносов

Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.
В.И.Даль

Ход урока:

Организационный момент 1-2 мин.

Слово учителя:

- Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло нам новые открытия.

Чтобы настроиться на работу, давайте вместе отгадаем загадку. Там, где я буду делать паузу, попробуйте подобрать слово в рифму. 

Загадка:

Часть речи хоть для вас я новая,
Имею признаки: глагола я,
А прилагательное встречу -
На те ж вопросы я: отвечу.
Ко всем имею я участие,
А называюсь я: ПРИЧАСТИЕ
Объявление темы и целей урока

Итак, откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите тему нашего урока – ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.                Слайд № 1

Я хочу обратить Ваше внимание на эпиграфы, которые были подобраны к сегодняшнему уроку.                                Слайд № 2

Слово учителя:

Обратимся к теоретическому материалу нашего учебника – стр. 54-57 (читаем и беседуем, т.к. класс слабый).

  • Какие особые формы глагола Вам известны? (деепричастие и причастие)

  • От какой части речи образуется? (от глагола)

  • Под какую часть речи «маскируется»? (под прилагательное)

  • Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? (прилагательного и глагола)

  • Какие морфологические признаки глагола характеризуют причастие? (Признак предмета по действию, управление другими частями речи, т.е. согласуется с сущ.; вид; время; возвратность)

  • Как изменяются причастия? (по родам, числам и падежам как прилагательное)

Слово учителя:

- А вы знаете, ребята, что учёные до сих пор спорят по поводу того, самостоятельная часть речи причастие или нет.

Давайте познакомимся с высказываниями различных учёных. 

Обращение к высказываниям                         Слайд № 3

Слово учителя:

- Есть и иные точки зрения.

Чтобы разрешить наши сомнения, предлагаю вам выполнить несколько заданий и исследовать свойства причастия.                        Слайд № 4

Лингвистическая разминка

Спишите указанные словосочетания. Среди них отметьте причастия и прилагательные. Определите их синтаксическую роль

Составьте 1-2 предложения (по желанию)

а) выглянувший солнечный луч;

б) серебристые сверкающие снежинки;

в) холодное бушующее море;

г) освещённая уютная комната.

Замените следующие словосочетания причастиями                Слайд № 5

а) небо, которое светлеет - ?                        Слайд № 6

б) голос, который звенит - ?

в) задача, которую решили - ?                        Проверка                 Слайд № 7

Слово учителя:

- Итак, на основе наших наблюдений сделаем первое обобщение

- Какими признаками глагола и прилагательного обладает причастие?        Слайд № 8

- Имеет ли причастие собственные признаки?

- Постоянный или переменный признак обозначает причастие?

- Есть ли у причастия какие-либо опознавательные элементы? (суффиксы -ущ-/-ющ-; -ащ-/-ящ-; -вш-/-ш-)                        Слайд № 9

Слово учителя: (Обобщающий вывод)

- Причастие не имеет собственных признаков, а совмещает признаки глагола и прилагательного.

- Принимая версии разных учёных и авторов учебников, мы можем называть причастие особой формой глагола и в то же время отдавать ему право на самостоятельность, поскольку причастия в нашей речи играют очень важную роль.

Игровая пауза. Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит деепричастие.

Морозный ветер, бодрящий воздух, освежая воздухвесёлые крики, великолепный день, морозное утро, играя лучамизапорошенные снегом, прислушиваясь к звукампрозрачные кружева, мертвая тишина, запорошив кустыпушистый ковёр, спящий лес, глубокие сугробы.

- А теперь закрепим наши навыки и выполним диагностический тест.

Закрепление изученного

I. Отметить причастие в каждом столбике:   

1.Читающий

2.Читать

3.Читательский

4.Читая

1.Писать

2.Письменный

3.Написанный

4.Напиши

1.Красноватый

2.Краснеющий

3.Краснеть

4.Красный

Ответ: 1,3,2                Слайд № 18

II. Найти соответствие

Белел                                  а) глагол;

Белеющий                         б) прилагательное;

Белизна                         в) существительное;

Беленький                          г) причастие

Ответ: 1 а,2 г, 3 в, 4 б                Слайд № 19

III. Укажите строчку, в которой все слова являются причастиями

  1. Медленный, рассыпанный, желтеющий

  2. Озарённый, читающий, очаровавший

  3. Волшебный, чарующий, прекрасный

Ответ: 2                Слайд № 20

IV. Выбери предложения с причастиями

  1. Блестевший на солнце снег слепил глаза.

  2. Снеговые вершины холодно блестели.

  3. Волшебные звуки мелодии очаровывали.

  4. Сверкающий иней слепил глаза.

Ответ: 1,4                Слайд № 21

Критерии оценок № 22

- Итак, сегодня мы учились различать причастия и прилагательные в тестовых заданиях, в словосочетаниях и предложениях.

В заключение урока выполним наиболее трудную и очень важную работу - анализ текста

Анализ текста (Слайд № 24) (Текст на экране и у каждого ученика на парте) 

Что может услышать и увидеть человек в зимнем лесу?

Если у него чуткая душа, - очень многое.

Он услышит музыку заснеженного леса, вальс кружащихся снежных хлопьев, шуршание порхающих снежинок:

Увидит берёзки и ели, склонившиеся до самой земли, словно кружевные снежные арки.

Чарующая красота мира!

Чарующие звуки природы!

Остановись и ты перед этой небывалой красотой, и твоя душа наполнится необыкновенной музыкой.

Творческая работа (Сочинение по тексту)

Определённая группа ребят выполняют индивидуальные задания более лёгкой направленности

(Обчающиеся должны определить позицию автора, выразить собственную позицию, подтверждая аргументами.

Эмоционально настроиться на работу помогают репродукции картин известных живописцев и прекрасная мелодия П.И.Чайковского "Вальс снежных хлопьев")

Чтение сочинений.

Подведение итогов.

- Какова роль причастий в художественной речи?

Умелое использование причастий в художественном тексте делает его более выразительным, создаёт образную картину, которую легко можно представить.

Домашнее задание.

Написать миниатюру, используя причастия, -

"На свете чудеса рассеяны повсюду".




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока в 6 классе по теме "Причастие как часть речи"

Автор: Сергеева Анна Юрьевна

Дата: 25.08.2020

Номер свидетельства: 556391

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока русского языка "Причастие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-prichastiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "184967"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426133496"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока по русскому языку по теме "Причастие как часть речи" 7 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_po_tiemie_prichastiie_kak_chast_riechi_7_klas"
    ["file_id"] => string(6) "406197"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491232397"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка в 6 классе "Причастие как часть речи""
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_v_6_klassie_prichastiie_kak_chast_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "447996"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515141611"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по теме: "Причастие как особая форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-tiemie-prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "203418"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429470994"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Урок русского языка в  7 классе « Причастие как часть речи»  в  условиях реализации  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(93) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-prichastiie-kak-chast-riechi-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "168352"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423225473"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства