Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сочинение - описание"»
Урок развития речи в 5 «А» классе.
Тема: Сочинение по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»
Цель: создать текст-описание картины (сочинение-описание)
Задачи урока:
1. Знать особенности натюрморта как жанра живописи.
2. Знать особенности текста-описания картины.
3. Уметь строить монологическое высказывание (формулировать свою позицию), давать полный и доказательный ответ на вопрос.
4. Уметь работать в паре, группе.
5. Закрепить изученные орфографические и пунктуационные правила.
6. Продолжить развитие словарного запаса, кругозора.
7. Продолжить развитие эстетических чувств, воображения, любви к прекрасному.
Оборудование урока:
1. Натюрморт Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица.
2. Презентация «Репродукции картин художника Ф.П. Толстого».
3. Таблицы (для работы над композицией текста, словарными словами).
4. Карточки с заданиями (для работы в парах, группах).
Ход урока.
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.
Какие вопросы вам надо задать, чтобы описать картину? (Ответы детей фиксировать на доске):
- Какая картина? (Как называется?)
- Кто автор? Какие картины написал?
- Что изображено? (Кто изображен?)
- Что изображено в центре? На переднем плане?
- Какие детали важно отметить?
- Каков колорит? Основные цвета?
- Каков фон картины?
- Какова цветовая гамма?
- Какое настроение вызывает картина?
- Какие чувства вызывает?
- Зачем автор написал эту картину? (АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ?)
5. Чтобы ответить на эти вопросы, надо увидеть картину.
Демонстрируем репродукцию картины Федора Петровича Толстого «Цветы, фрукты, птица» (см. презентацию к уроку).
6. Беседа (обсуждаем вопросы в парах и отвечаем).
- Что вы видите на картине? Картина сложная или простая?
Исследователи утверждают, что в простоте – загадка картины!
- Это портрет? Может быть, бытовая сценка? Пейзаж?
Правильно, жанр картины – натюрморт!
- Какие предметы изобразил художник?
- Как показана прозрачность воды в вазе?
- Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке? Слева? Справа?
- Как художник изобразил птицу? Какая она?
- Что еще на картине привлекает внимание?
- Какой фон выбрал художник? Почему?
Итак, давайте вернемся к нашим вопросам и посмотрим, на какие из них мы уже нашли ответы, а на какие – нет. Наверное, пока загадкой остаётся вопрос об авторском замысле…
В ваших ответах сегодня прозвучали слова, которые мы относим к словарным словам. Повторим их написание, их произношение (стенд в классе подготовлен к уроку, определим по словарю лексическое значение):
КОМПОЗИЦИЯ
КОЛОРИТ
НАТЮРМОРТ
ГАРМОНИЯ
7. Работа в группах (карточки с пропущенными орфограммами и пунктуационными знаками).
Ответы групп.
Ваши ответы можно использовать при написании сочинения.
8. Вернемся к композиции сочинения и составим план (Продолжить работу в таблице)
I
Вступление
Ф.П. Толстой и его картины.
II
Основная часть
Композиция натюрморта:
1. Цветы в стеклянной вазе.
2. Фрукты: яблоки, виноград.
3. Птица.
4. Бабочки.
III
Заключение
Мысли и чувства, которые вызывает натюрморт. В чем его загадка?
9. Вопросы классу.
- Какой пункт плана вызывает затруднения?
- Каким настроением проникнута картина? Можно сказать, что она наполнена гармонией?
- Чему учит художник?
- К чему призывает автор картины своим натюрмортом?
- Можно ли сказать об этой картине, что это «мёртвая природа»?
10. Оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Что вы сделали (поняли, запомнили) лучше всего? Что было самым трудным.
Продолжите предложение:
«Я смогу написать сочинение, потому что…»
«Я смогу написать сочинение, но мне надо будет помочь вот в чем…»
«Я не смогу написать сочинение, потому что…»
Общую оценку за творческий проект каждый из вас получит после написания сочинения ( с учетом вашей самооценки готовности к написанию работы).
Я всегда готова вам помочь!
(2 урок). Написание сочинения.
Какая картина? (Как называется?)
К
О
М
П
О
З
И
Ц
И
Я
Р
А
С
П
О
Л
О
Ж
Е
Н
И
Е
I
Вступление
Кто автор? Какие картины написал?
==== ====== ===== ==== ===== =====
==== ====== =====
Что изображено? Кто изображен?
?
Какие детали важно отметить?
II
Основная часть
Каков колорит? Основные цвета?
Что изображено в центре? На переднем плане?
Каков фон картины?
Какова цветовая гамма?
==== ====== ===== ==== ===== =====
==== ============
Какое настроение вызывает картина?
III
Заключение
Какие чувства вызывает?
Зачем автор написал эту картину? АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ?
Перед нами натюрморт «Цветы, фрукты, птица». Картина была написана в 1834 году, гуашь. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва. Фёдор Толстой, автор данной картины – акварелист, скульптор, медальер, человек, чьими работами любуется сегодня весь мир. Толстой подарил нам множество картин, которые чаруют своим совершенством, разнообразием красок и сюжетом.
КОМПОЗИЦИЯ – расположение предметов в пространстве, выделение главного в изображении.
НАТЮРМОРТ – один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т.д.
ГАРМОНИЯ – сочетание форм, взаимосвязей частей или цветов.
Упражнение № 2
1. «В вазе»
Длинные ст…бельки, темно-зеленые изогнутые лист…я, тонкие прож…лки на листоч…ках, …ранжевая настурц…я, белые и нежно-розовые цв…ты с тычинк…ми.
А…тор с любов…ю нар…совал каждый л…сточек каждый л…песток. Букет скромный но очень красивый.
2. «На краешке стола»
Веточ…ки белой красной см…родины, спелые яг…ды.
Они свеж…е и прозрач…ные внутри видны зернышки. Каждая ягодка словно наполнена светом и теплом.
3. «Слева и справа от вазы»
Ябл…ки спелые, красн…бокие, румяные. От одного осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно темно-корич…невое семеч…ко. Соч…ные ябл…ки своим ароматом привл…кают насекомых.
4. «Виноград»
Справа за ябл…ком кисть спелого винограда. Яг…ды крупные, темно-синие в т..ни, г…лубоватые на свету. Они нап…лнены сладким соком. Хочет…ся попробовать!
5. «Под виноградным листом»
Изящ…ная птичка с необыч…ным оп…рением, синяя шапоч…ка.
Она наклонила г…ловку к ябл…ку что-то вн…мательно, с любопытством высматривает.
6. «Над цветами и фруктами»
Справа и слева п…рхают бабоч…ки над цветами и фруктами. Они красивые ле…кие. Одна с ж…лтыми и белыми крылышками. Так привл…кает сла…кий ар…мат что бабоч…ки (не)боятся птицу.