kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Сочинение - описание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи в 5 «А» классе.

Тема: Сочинение по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Цель: создать текст-описание картины (сочинение-описание)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сочинение - описание"»

Урок развития речи в 5 «А» классе.

Тема: Сочинение по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»


Цель: создать текст-описание картины (сочинение-описание)


Задачи урока:

1. Знать особенности натюрморта как жанра живописи.

2. Знать особенности текста-описания картины.

3. Уметь строить монологическое высказывание (формулировать свою позицию), давать полный и доказательный ответ на вопрос.

4. Уметь работать в паре, группе.

5. Закрепить изученные орфографические и пунктуационные правила.

6. Продолжить развитие словарного запаса, кругозора.

7. Продолжить развитие эстетических чувств, воображения, любви к прекрасному.


Оборудование урока:

1. Натюрморт Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица.

2. Презентация «Репродукции картин художника Ф.П. Толстого».

3. Таблицы (для работы над композицией текста, словарными словами).

4. Карточки с заданиями (для работы в парах, группах).


Ход урока.

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

Какие вопросы вам надо задать, чтобы описать картину? (Ответы детей фиксировать на доске):

- Какая картина? (Как называется?)

- Кто автор? Какие картины написал?

- Что изображено? (Кто изображен?)

- Что изображено в центре? На переднем плане?

- Какие детали важно отметить?

- Каков колорит? Основные цвета?

- Каков фон картины?

- Какова цветовая гамма?

- Какое настроение вызывает картина?

- Какие чувства вызывает?

- Зачем автор написал эту картину? (АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ?)


5. Чтобы ответить на эти вопросы, надо увидеть картину.

Демонстрируем репродукцию картины Федора Петровича Толстого «Цветы, фрукты, птица» (см. презентацию к уроку).

6. Беседа (обсуждаем вопросы в парах и отвечаем).

- Что вы видите на картине? Картина сложная или простая?

Исследователи утверждают, что в простоте – загадка картины!

- Это портрет? Может быть, бытовая сценка? Пейзаж?

Правильно, жанр картины – натюрморт!

- Какие предметы изобразил художник?

- Как показана прозрачность воды в вазе?

- Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке? Слева? Справа?

- Как художник изобразил птицу? Какая она?

- Что еще на картине привлекает внимание?

- Какой фон выбрал художник? Почему?

Итак, давайте вернемся к нашим вопросам и посмотрим, на какие из них мы уже нашли ответы, а на какие – нет. Наверное, пока загадкой остаётся вопрос об авторском замысле…


В ваших ответах сегодня прозвучали слова, которые мы относим к словарным словам. Повторим их написание, их произношение (стенд в классе подготовлен к уроку, определим по словарю лексическое значение):

КОМПОЗИЦИЯ

КОЛОРИТ

НАТЮРМОРТ

ГАРМОНИЯ


7. Работа в группах (карточки с пропущенными орфограммами и пунктуационными знаками).



Ответы групп.

Ваши ответы можно использовать при написании сочинения.


8. Вернемся к композиции сочинения и составим план (Продолжить работу в таблице)



I

Вступление

Ф.П. Толстой и его картины.



II

Основная часть

Композиция натюрморта:

1. Цветы в стеклянной вазе.

2. Фрукты: яблоки, виноград.

3. Птица.

4. Бабочки.



III

Заключение

Мысли и чувства, которые вызывает натюрморт. В чем его загадка?


9. Вопросы классу.

- Какой пункт плана вызывает затруднения?

- Каким настроением проникнута картина? Можно сказать, что она наполнена гармонией?

- Чему учит художник?

- К чему призывает автор картины своим натюрмортом?

- Можно ли сказать об этой картине, что это «мёртвая природа»?

10. Оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Что вы сделали (поняли, запомнили) лучше всего? Что было самым трудным.

Продолжите предложение:

«Я смогу написать сочинение, потому что…»

«Я смогу написать сочинение, но мне надо будет помочь вот в чем…»

«Я не смогу написать сочинение, потому что…»

Общую оценку за творческий проект каждый из вас получит после написания сочинения ( с учетом вашей самооценки готовности к написанию работы).

Я всегда готова вам помочь!


(2 урок). Написание сочинения.





Какая картина? (Как называется?)


К

О

М

П

О

З

И

Ц

И

Я

Р

А

С

П

О

Л

О

Ж

Е

Н

И

Е

I

Вступление


Кто автор? Какие картины написал?


==== ====== ===== ==== ===== =====

==== ====== =====

Что изображено? Кто изображен?

?

Какие детали важно отметить?

II

Основная часть

Каков колорит? Основные цвета?

Что изображено в центре? На переднем плане?

Каков фон картины?

Какова цветовая гамма?

==== ====== ===== ==== ===== =====

==== ============


Какое настроение вызывает картина?


III

Заключение


Какие чувства вызывает?



Зачем автор написал эту картину? АВТОРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ?





















Перед нами натюрморт «Цветы, фрукты, птица». Картина была написана в 1834 году, гуашь. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва. Фёдор Толстой, автор данной картины – акварелист, скульптор, медальер, человек, чьими работами любуется сегодня весь мир. Толстой подарил нам множество картин, которые чаруют своим совершенством, разнообразием красок и сюжетом.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Упражнение № 1

КОМПОЗИЦИЯ – расположение предметов в пространстве, выделение главного в изображении.

НАТЮРМОРТ – один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т.д.

ГАРМОНИЯ – сочетание форм, взаимосвязей частей или цветов.



Упражнение № 2

1. «В вазе»

Длинные ст…бельки, темно-зеленые изогнутые лист…я, тонкие прож…лки на листоч…ках, …ранжевая настурц…я, белые и нежно-розовые цв…ты с тычинк…ми.

А…тор с любов…ю нар…совал каждый л…сточек каждый л…песток. Букет скромный но очень красивый.


2. «На краешке стола»

Веточ…ки белой красной см…родины, спелые яг…ды.

Они свеж…е и прозрач…ные внутри видны зернышки. Каждая ягодка словно наполнена светом и теплом.


3. «Слева и справа от вазы»

Ябл…ки спелые, красн…бокие, румяные. От одного осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно темно-корич…невое семеч…ко. Соч…ные ябл…ки своим ароматом привл…кают насекомых.


4. «Виноград»

Справа за ябл…ком кисть спелого винограда. Яг…ды крупные, темно-синие в т..ни, г…лубоватые на свету. Они нап…лнены сладким соком. Хочет…ся попробовать!


5. «Под виноградным листом»

Изящ…ная птичка с необыч…ным оп…рением, синяя шапоч…ка.

Она наклонила г…ловку к ябл…ку что-то вн…мательно, с любопытством высматривает.


6. «Над цветами и фруктами»

Справа и слева п…рхают бабоч…ки над цветами и фруктами. Они красивые ле…кие. Одна с ж…лтыми и белыми крылышками. Так привл…кает сла…кий ар…мат что бабоч…ки (не)боятся птицу.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Сочинение - описание"

Автор: Разумова Маргарита Александровна

Дата: 11.06.2021

Номер свидетельства: 583227

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "конспект урока "Сочинение по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" (2 часа) "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-sochinieniie-po-kartinie-i-e-grabaria-fievral-skaia-lazur-2-chasa"
    ["file_id"] => string(6) "159913"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421959843"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока/ Сочинение с элементами описания. «Снег теперь уже не тот» "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-sochinieniie-s-eliemientami-opisaniia-sniegh-tiepier-uzhie-nie-tot"
    ["file_id"] => string(6) "155010"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421234303"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "конспект урока развития речи по теме "Сочинение-описание по заданному плану "Краски осени" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-po-tiemie-sochinieniie-opisaniie-po-zadannomu-planu-kraski-osieni"
    ["file_id"] => string(6) "137568"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417370374"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока "Сочинение в форме дневниковых записей""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt_uroka_sochinieniie_v_formie_dnievnikovykh_zapisiei"
    ["file_id"] => string(6) "436214"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509609824"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект урока русского языка на тему:«Подготовка к сочинению-описанию домашнего животного» "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-podghotovka-k-sochinieniiu-opisaniiu-domashniegho-zhivotnogho"
    ["file_id"] => string(6) "216855"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433165420"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства