kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Сочинение в форме дневниковых записей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с. презентацией и медиафайлами по русскому языку в 7 классе. Урок развития речи. Описание картины Попова "Первый снег" с использованием дневниковых записей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Office Word (2)»

28.10., пятница

28.10.2016, 8.00

28.10., пятница 8.00

28 октября, пятница

28 октября, 8.00




Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Конспект урока русского языка в 7 классе.

Развитие речи по картине И. Попова «Первый снег» в форме дневниковой записи. Подготовка к сочинению.

  1. Вступительное слово.

Послушайте слова публициста Василия Михайловича Пескова: «В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи».

-Как вы думаете, почему Песков называет праздниками эти явления природы? (Потому что эти явления долгожданны. И мы, действительно, как праздника, их ожидаем)

Идем к окну, рассматриваем снег, подбираем эпитеты к слову «Снег», кто назвал, садится обратно.

- Сегодня хотелось бы поговорить о первом снеге, хотя у нас он выпал уже давно. И говорить мы о нем будем, используя произведения живописи. Оказывается, к теме первого снега обращались многие художники. Познакомьтесь с их полотнами. Внимательно прослушайте стихотворение Валерия Брюсова.

2.Беседа по стихотворению.

4.Формулировка целей урока.

5. О дневниковых записях.

- О чем говорит автор? Какое настроение сообщает читателям? О чьих чувствах и мыслях рассказывает?

- Всегда ли мы можем о своем настроении рассказать друзьям? А что делать, если друга нет рядом, но очень хочется поведать ему об испытанном настроении. Об увиденной картине?



-А может быть, кто-то из вас когда-нибудь вел дневник? Что такое личный дневник? Что в нем записывается?



- Кстати, важным условием ведения дневника является датирование: год, месяц, число, а порой, даже указывается и время.



- Представьте, что вы ведете такой дневник. В одно утро, когда вы проснулись, вы увидели преображенную землю: засыпанные снегом мостовую, дворы, шапки снега, повисшие на деревьях… Вы застываете у окна в немом восхищении! А потом кидаетесь на улицу, чтобы окунуться в эту прелестную атмосферу… Когда вы возвращаетесь с улицы, вы садитесь за дневник, чтобы сохранить свое настроение.

6. А вот каким увидел маленький праздник природы писатель-прозаик Андрей Перегудов.

28.10.2014г. 8.30. Сегодня проснулся утром и, еще не вылезая из постели, почувствовал, что в мире что - то произошло! В комнате особый рассеянный свет, какого не бывает ни весной, ни летом, ни осенью! Взглянул в окно и ахнул: за окном весело падают с неба белые хлопья, и вся земля, изгородь палисадника, ветви деревьев покрыты чистейшей белизны снегом! Первый снег! Выпал первый снег! Быстрее на улицу играть в снежки, строить крепость или лепить бабу, которая обязательно растает! Но тем более дорого создание рук твоих, тем более дорог свежий, приносящий радость первый снег!



7.Демонстрация картины. Первичное впечатление.

- Предмет нашего разговора – это картина И. Попова «Первый снег». Какие ассоциации возникают у вас в связи с названием полотна художника? (зима, праздник, радость, белый, дети)

ПОКАЗЫВАЮ КАРТИНУ

- Как вам кажется, что хотел художник передать на полотне? (праздничное настроение, радость от того, что выпал первый снег)

- Каким образом автор подчеркнул радость от первого снега? (почти в центре картины дети, радующиеся первому снегу. )

- Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на картину?

8.Сбор материала для работы над сочинением.

- Что изображено на картине И. Попова (небо, снег, дома, тротуар, люди, деревья, щенок)



Работа в группах. Всех делю на три группы. Работают у доски.



Перед вами слова, характеризующие предметы, изображенные на картине. Ваша задача отобрать определения, которые можно использовать при описании 1 группа – дома, снег; 2 группа – тротуар, небо, деревья; 3 группа – люди, щенок. После того, как отбор определений будет завершен, вы прикрепляете характеристики под тем словом, которому они соответствуют.

Небо

Пасмурное, серое, низкое, затянутое снеговыми облаками

Снег

Белый, пушистый, легкий, обильный, крупные снежинки, летящие по ветру, розоватый, голубоватый, покрытый следами

Дома

Крыши домов покрыты снегом, снег на подоконниках, на оконных рамах, старый городской дворик

Тротуар

Широкий, занесенный глубоким снегом, усеянный следами

Люди

Три девочки на улице, радуются первому снегу, молодой человек в телефонной будке, девушка у окна наблюдает за падающими снежинками

Деревья

Старые, ветвистые, с необлетевшей листвой, ветки покрыты снегом

Щенок

Замерзший, впервые увидевший снег

Таблица раздаётся каждому ребенку.

- Как вы считаете, изменится ли через час-полтора картина, увиденная и сохраненная художником?

-А каким ещё может быть первый снег? Дополните таблицу эпитетами. Выберите те, которые подойдут вам для работы.

9.Составление плана сочинения.

Город еще только просыпается. А что будет через час? Днем? Вечером? Попробуйте пофантазировать. Что бы вы записали в своем дневнике?

- Сколько частей может быть в вашем сочинении?

Раннее утро

Я проснулся и подошел к окну…

Описание увиденного из окна

Я увидел…

Настроение, вызванное первым снегом

Я почувствовал…

Я вышел на улицу…

Я записал в своем дневнике…

На следующее утро…



10.Тренировочное упражнение по созданию текста – дневниковой записи.

Работа в группах. Нужно составить текст – дневниковую запись по картине И. Попова (у каждой группы раздаточный материал: поделенный на части деформированный текст)

Задание: расположить части в нужной последовательности. Указать дату, время в записи. На месте пропусков ставить недостающие наречия.



_______ декабря ________

Как только я проснулся, сразу побежал к окошку. Меня поразило, что вся наша улица, тротуары и мостовая, крыши домов – все успело покрыться снегом. Белый снег продолжал одевать землю. Девчонки из нашего двора _____________ выбежали на улицу и _____________ бегали по снегу, кричали и играли в снежки. Маленький щенок из соседнего двора не понимал, почему вместо асфальта под лапами что-то скрипучее, мокрое и холодное. Проваливаясь в снегу, он __________ лаял и ловил ртом танцующие в воздухе снежинки.

На балкон соседнего дома вышла девочка. Она ____________ стояла и смотрела на падающий снег. В телефонной будке стоял мужчина. Видимо, по телефону рассказывал, какая красота на улице.

____________

Я вышел на улицу и увидел чудесную картину. Снежный поток завалил всю улицу, ______________ переливаясь и блестя. За снегопадом наблюдали жители всех домов, ____________ устроившись на балконах.



____________

Стемнело. Снег уже не падает. Я сижу в своей комнате и гляжу в окно. Мне _____________ радостно. Деревья стоят, укутанные в снег, словно в белоснежные шубы. Стоит поразительная тишина. Улица такая красивая, что словами не выразить! Мной владеет не только чувство радости, но и восхищения, какого-то веселья.

____________

Дул свежий зимний ветер. Мне было весело, ведь когда, как не зимой, можно покататься на санках, поваляться в снегу и подышать свежим, чистым и прохладным воздухом?! Сегодня у папы день рождения. Мы всей семьей выбежали пораньше на улицу, играли в снежки, валялись в снегу, а потом слепили снежную бабу. Первый снег – это радость! Зима – замечательное время года.

11. Записать возможное начало сочинения.

12.Подведение итогов.

- Чем мы сегодня с вами занимались?

- Чему учились?

- Что было для вас новым?

- Как пишется дневник?

- Какие чувства вызвала у вас картина И. Попова?

13.Домашнее задание.

Написать сочинение в форме дневниковой записи, отредактировать.





Просмотр содержимого документа
«таблица»

Небо

Пасмурное, серое, низкое, затянутое снеговыми облаками

Снег

Белый, пушистый, легкий, обильный, крупные снежинки, летящие по ветру, розоватый, голубоватый, покрытый следами



Дома

Крыши домов покрыты снегом, снег на подоконниках, на оконных рамах, старый городской дворик

Тротуар

Широкий, занесенный глубоким снегом, усеянный следами

Люди

Три девочки на улице, радуются первому снегу, молодой человек в телефонной будке, девушка у окна наблюдает за падающими снежинками

Деревья

Старые, ветвистые, с необлетевшей листвой, ветки покрыты снегом

Щенок

Замерзший, впервые увидевший снег



Небо

Пасмурное, серое, низкое, затянутое снеговыми облаками

Снег

Белый, пушистый, легкий, обильный, крупные снежинки, летящие по ветру, розоватый, голубоватый, покрытый следами



Дома

Крыши домов покрыты снегом, снег на подоконниках, на оконных рамах, старый городской дворик

Тротуар

Широкий, занесенный глубоким снегом, усеянный следами

Люди

Три девочки на улице, радуются первому снегу, молодой человек в телефонной будке, девушка у окна наблюдает за падающими снежинками

Деревья

Старые, ветвистые, с необлетевшей листвой, ветки покрыты снегом

Щенок

Замерзший, впервые увидевший снег



Небо

Пасмурное, серое, низкое, затянутое снеговыми облаками

Снег

Белый, пушистый, легкий, обильный, крупные снежинки, летящие по ветру, розоватый, голубоватый, покрытый следами



Дома

Крыши домов покрыты снегом, снег на подоконниках, на оконных рамах, старый городской дворик

Тротуар

Широкий, занесенный глубоким снегом, усеянный следами

Люди

Три девочки на улице, радуются первому снегу, молодой человек в телефонной будке, девушка у окна наблюдает за падающими снежинками

Деревья

Старые, ветвистые, с необлетевшей листвой, ветки покрыты снегом

Щенок

Замерзший, впервые увидевший снег



Небо

Пасмурное, серое, низкое, затянутое снеговыми облаками

Снег

Белый, пушистый, легкий, обильный, крупные снежинки, летящие по ветру, розоватый, голубоватый, покрытый следами



Дома

Крыши домов покрыты снегом, снег на подоконниках, на оконных рамах, старый городской дворик

Тротуар

Широкий, занесенный глубоким снегом, усеянный следами

Люди

Три девочки на улице, радуются первому снегу, молодой человек в телефонной будке, девушка у окна наблюдает за падающими снежинками

Деревья

Старые, ветвистые, с необлетевшей листвой, ветки покрыты снегом

Щенок

Замерзший, впервые увидевший снег



Небо

Пасмурное, серое, низкое, затянутое снеговыми облаками

Снег

Белый, пушистый, легкий, обильный, крупные снежинки, летящие по ветру, розоватый, голубоватый, покрытый следами



Дома

Крыши домов покрыты снегом, снег на подоконниках, на оконных рамах, старый городской дворик

Тротуар

Широкий, занесенный глубоким снегом, усеянный следами

Люди

Три девочки на улице, радуются первому снегу, молодой человек в телефонной будке, девушка у окна наблюдает за падающими снежинками

Деревья

Старые, ветвистые, с необлетевшей листвой, ветки покрыты снегом

Щенок

Замерзший, впервые увидевший снег





Просмотр содержимого презентации
«Сочинение по картине»

В.М. Песков:  «В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи».

В.М. Песков:

«В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи».

И стало вдруг белым-бело. Земля притихла и смирилась.  Очарование прошло.  Снег выпал. Чудо совершилось. И. Кравченко

И стало вдруг белым-бело.

Земля притихла и смирилась. Очарование прошло. Снег выпал.

Чудо совершилось.

И. Кравченко

Ярмолюк Анна. Первый снег и последние яблоки

Ярмолюк Анна. Первый снег и последние яблоки

А.А.Пластов

А.А.Пластов "Первый снег " .

Шайхетдинов Вакиль Первый снег .

Шайхетдинов Вакиль Первый снег .

Художник Robert Duncan

Художник Robert Duncan

О чем говорится в стихотворении Валерия Брюсова ? Какое настроение сообщает автор читателям? О чьих чувствах и мыслях он рассказывает?  Всегда ли мы можем о своем настроении рассказать друзьям? А что делать, если друга рядом нет, но очень хочется поведать ему об испытанном настроении, об увиденной картине? Кто из вас ведет дневник? Что такое личный дневник? Что в нем записывается?
  • О чем говорится в стихотворении Валерия Брюсова ? Какое настроение сообщает автор читателям? О чьих чувствах и мыслях он рассказывает? 
  • Всегда ли мы можем о своем настроении рассказать друзьям? А что делать, если друга рядом нет, но очень хочется поведать ему об испытанном настроении, об увиденной картине?
  • Кто из вас ведет дневник? Что такое личный дневник? Что в нем записывается?
Цели урока:

Цели урока:

  • учиться вести дневниковые записи, отбирать языковые средства, характерные для текста описания, составлять описания природы на основе произведений живописи;
  • учиться видеть прекрасное в обыденном; передавать свои чувства, эмоции, настроения при помощи слова.
1. Дневник — это тетрадь , куда вы ежедневно записываете события вашей жизни, свои мысли, наблюдения и т. п. Вести дневник. | Походный дневник. | Перед смертью он сжег свои дневники. | Вы можете использовать пейджер в качестве электронного дневника. 2. Дневник — это регулярный  обзор каких-либо событий, проблем и т. п. в средствах массовой информации. Дневник съезда. 3. В школе дневником называется тетрадь , куда ученик записывает домашние задания и куда учитель ставит оценки за успеваемость и поведение. Записать в дневнике домашнее задание
  • 1. Дневник — это тетрадь , куда вы ежедневно записываете события вашей жизни, свои мысли, наблюдения и т. п. Вести дневник. | Походный дневник. | Перед смертью он сжег свои дневники. | Вы можете использовать пейджер в качестве электронного дневника.
  • 2. Дневник — это регулярный обзор каких-либо событий, проблем и т. п. в средствах массовой информации. Дневник съезда.
  • 3. В школе дневником называется тетрадь , куда ученик записывает домашние задания и куда учитель ставит оценки за успеваемость и поведение. Записать в дневнике домашнее задание . | В дневнике у него стояли только отличные оценки.
  • дневнико́вый прил. Дневниковые записи.

Какое определение подходит для нашего сочинения?

Представьте, что вы ведете такой дневник. В одно утро, когда вы проснулись, вы увидели преображенную землю: засыпанные снегом мостовую, дворы, шапки снега, повисшие на деревьях… Вы застываете у окна в немом восхищении! А потом кидаетесь на улицу, чтоб окунуться в эту прелестную атмосферу… Когда вы возвращаетесь с улицы, вы садитесь за дневник, чтоб сохранить свое настроение.
  • Представьте, что вы ведете такой дневник. В одно утро, когда вы проснулись, вы увидели преображенную землю: засыпанные снегом мостовую, дворы, шапки снега, повисшие на деревьях… Вы застываете у окна в немом восхищении! А потом кидаетесь на улицу, чтоб окунуться в эту прелестную атмосферу… Когда вы возвращаетесь с улицы, вы садитесь за дневник, чтоб сохранить свое настроение.
28.10.2014г. 8.30. Сегодня проснулся утром и, еще не вылезая из постели, почувствовал, что в мире что - то произошло! В комнате особый рассеянный свет, какого не бывает ни весной, ни летом, ни осенью! Взглянул в окно и ахнул: за окном весело падают с неба белые хлопья, и вся земля, изгородь палисадника, ветви деревьев покрыты чистейшей белизны снегом! Первый снег! Выпал первый снег! Быстрее на улицу играть в снежки, строить крепость или лепить бабу, которая обязательно растает! Но тем более дорого создание рук твоих, тем более дорог свежий, приносящий радость первый снег! Андрей Перегудов, писатель-прозаик

28.10.2014г. 8.30.

Сегодня проснулся утром и, еще не вылезая из постели, почувствовал, что в мире что - то произошло! В комнате особый рассеянный свет, какого не бывает ни весной, ни летом, ни осенью! Взглянул в окно и ахнул: за окном весело падают с неба белые хлопья, и вся земля, изгородь палисадника, ветви деревьев покрыты чистейшей белизны снегом! Первый снег! Выпал первый снег! Быстрее на улицу играть в снежки, строить крепость или лепить бабу, которая обязательно растает! Но тем более дорого создание рук твоих, тем более дорог свежий, приносящий радость первый снег!

Андрей Перегудов,

писатель-прозаик

Вам необходимо в своей работе использовать репродукцию картины И. Попова. Внимательно рассмотрим картину “Первый снег”.
  • Вам необходимо в своей работе использовать репродукцию картины И. Попова.
  • Внимательно рассмотрим картину “Первый снег”.
Ах, кто не любит первый снег В замерзших руслах тихих рек, В полях, в селеньях и в бору, Слегка гудящем на ветру! Н.Рубцов

Ах, кто не любит первый снег

В замерзших руслах тихих рек,

В полях, в селеньях и в бору,

Слегка гудящем на ветру!

Н.Рубцов

Заполните таблицу снег снег небо белый небо дома дома пасмур пушистый крыши домов покрыты снегом, ное лёгкий тротуар тротуар люди снег на подоконниках, люди серое обильный широкий, деревья на оконных рамах, крупные снежинки, летящие по ветру низкое деревья три девочки на улице, затянутое снеговыми облака радуются первому снегу; собака старый городской дворик собака розоватый занесён старые замерзший ветвистые с необлетевшей листвой, ветки покрыты снегом покрытый следами молодой человек в телефонной будке; ный глубоким снегом, ми девушка у окна наблюдает за падающими снежинками усеянный следами щенок, впервые увидевший снег

Заполните таблицу

снег

снег

небо

белый

небо

дома

дома

пасмур

пушистый

крыши домов покрыты снегом,

ное

лёгкий

тротуар

тротуар

люди

снег на подоконниках,

люди

серое

обильный

широкий,

деревья

на оконных рамах,

крупные снежинки, летящие по ветру

низкое

деревья

три девочки на улице,

затянутое снеговыми облака

радуются первому снегу;

собака

старый городской дворик

собака

розоватый

занесён

старые

замерзший

ветвистые с необлетевшей листвой, ветки покрыты снегом

покрытый следами

молодой человек в телефонной будке;

ный глубоким снегом,

ми

девушка у окна наблюдает за падающими снежинками

усеянный следами

щенок, впервые увидевший снег

- Как известно, Игорь Александрович Попов жил в Москве на Брянской улице. Какие изменения внес снег в городской пейзаж? -Кого еще изобразил автор? Как передал восторг девочек? О чем, по-вашему, может говорить по телефону молодой человек в телефонной будке? Почему замерла девушка на балконе второго этажа? Что так поразило щенка, изображенного на полотне? - Как сумел художник передать радостное настроение?   -А почему оно радостное? (Первый снег – всегда праздник). -Город ещё только просыпается. А что будет через час? Днём? Как вы считаете, изменится ли картина, увиденная и сохраненная художником?

- Как известно, Игорь Александрович Попов жил в Москве на Брянской улице. Какие изменения внес снег в городской пейзаж?

-Кого еще изобразил автор? Как передал восторг девочек? О чем, по-вашему, может говорить по телефону молодой человек в телефонной будке? Почему замерла девушка на балконе второго этажа? Что так поразило щенка, изображенного на полотне?

- Как сумел художник передать радостное настроение?

  -А почему оно радостное?

(Первый снег – всегда праздник).

-Город ещё только просыпается. А что будет через час? Днём? Как вы считаете, изменится ли картина, увиденная и сохраненная художником?

А каким может быть первый снег? Алмазный, белый, блестящий, лучистый, ослепительный, сверкающий, серебристый, слепящий, чистый, яркий, молодой, нежданный, новый, первый, ранний, свежевыпавший, свежий, веселый, девственный, нарядный, легкий, нежный, нетронутый, обильный, пушистый, пышный, тихий.
  • А каким может быть первый снег?
  • Алмазный, белый, блестящий, лучистый, ослепительный, сверкающий, серебристый, слепящий, чистый, яркий, молодой, нежданный, новый, первый, ранний, свежевыпавший, свежий, веселый, девственный, нарядный, легкий, нежный, нетронутый, обильный, пушистый, пышный, тихий.
Попробуйте пофантазировать. Что бы вы записали в своём дневнике? Сколько частей может быть в вашем сочинении? Может быть, так?
  • Попробуйте пофантазировать. Что бы вы записали в своём дневнике?
  • Сколько частей может быть в вашем сочинении?
  • Может быть, так?

1.Раннее утро.

2.Описание увиденного из окна.

3.Настроение, вызванное

первым снегом.

Возможное начало сочинения 10 ноября. 8.00. Как только я проснулась, тотчас подбежала к окошку. Меня поразило, что наша улица, тротуары и мостовая, крыши домов – всё успело покрыться снегом. И когда же он успел так нападать? 10 ноября. 7.30. Как только я проснулась, тотчас подбежала к окошку. Меня поразило, что вся наша улица, тротуары и мостовая, крыши домов - все успело покрыться снегом. Все преобразилось вокруг, потому что выпал первый снег. 5 ноября. 8.00. Как только я проснулся, сразу подбежал к окошку. Меня поразило, что вся наша улица, тротуары и мостовая, крыши домов – всё успело покрыться снегом. Белый снег продолжал одевать землю. Девчонки из нашего двора уже выбежали на улицу и радостно бегали по снегу, кричали и играли в снежки. 8 ноября. 7.00. Как только я проснулся, тотчас подбежал к окошку. Пока я спал, все успело покрыться снегом. Он продолжал падать и сейчас. На улице не было ни души, скорей всего, все ещё спали.

Возможное начало сочинения

  • 10 ноября. 8.00.

Как только я проснулась, тотчас подбежала к окошку. Меня поразило, что наша улица, тротуары и мостовая, крыши домов – всё успело покрыться снегом. И когда же он успел так нападать?

  • 10 ноября. 7.30.

Как только я проснулась, тотчас подбежала к окошку. Меня поразило, что вся наша улица, тротуары и мостовая, крыши домов - все успело покрыться снегом. Все преобразилось вокруг, потому что выпал первый снег.

  • 5 ноября. 8.00.

Как только я проснулся, сразу подбежал к окошку. Меня поразило, что вся наша улица, тротуары и мостовая, крыши домов – всё успело покрыться снегом. Белый снег продолжал одевать землю. Девчонки из нашего двора уже выбежали на улицу и радостно бегали по снегу, кричали и играли в снежки.

  • 8 ноября. 7.00.

Как только я проснулся, тотчас подбежал к окошку. Пока я спал, все успело покрыться снегом. Он продолжал падать и сейчас. На улице не было ни души, скорей всего, все ещё спали.

Подведем итоги

Подведем итоги

  • - Чем мы сегодня с вами занимались?
  • - Чему учились?
  • - Что было для вас новым?
  • - Как пишется дневник?
  • - Какие чувства вызвала у вас картина И. Попова?
Домашнее задание: написать сочинение в форме дневниковой записи по картине И.Попова

Домашнее задание:

написать сочинение в форме дневниковой записи по картине И.Попова "Первый снег"


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Сочинение в форме дневниковых записей"

Автор: Венгерская Валентина Александровна

Дата: 02.11.2017

Номер свидетельства: 436214


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства