kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Предложения с обращениями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для коррекционной школы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Предложения с обращениями"»

Конспект урока русского языка в 8 классе


Тема: Предложения с обращениями.


Цели урока: 1)углубить знания об обращении и его функциях в речи

(звательной, оценочной, изобразительной);

2)закрепить навык интонационного выделения обращений в устной речи

3)развивать мыслительные и речевые способности учащихся;

4)воспитывать культуру умственного труда, самостоятельность, активность.

Тип урока: закрепление


Оборудование: путевой лист, карточки, зеркало, проектор, презентация

Ход урока


. Сейчас мы с вами поздороваемся по- разному

Игра «Здравствуйте»

Давайте поздороваемся со своим соседом разным способом, принятым в различных странах.

  1. В России принято –пожимать руки друг другу

  2. В Японии –кланятся

  3. В Бразилии –хлопать друг друга по плечу

  4. В Македонии здороваются локтями

3. Постановка учебной задачи.

Чтобы узнать тему нашего урока, нужно выполнить задание:

- я читаю сроки из известных вам произведений, вы должны назвать название рассказа, чьи это слова


1. «Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно» (Балда)

2. «Отнесите ее вон. Скверная собачонка! Какая она злая! (Барыня)

3. «Накося! Не нужно мне теперь твоей фамилии (генерал)

4. Мальчик! Не знаешь ли ты, кто тут сейчас играл (Эвелина)

5.Никак нет, я урод, но это делу не помешает, беспособность, восстановлено полностью (Егор Дремов)

6. А я могу свечку съесть (Филька)

7. Ну, посмотрим, как вы теперь вернетесь, дряни полосатые (Пека)


Как назвать эти выражения одним словом? (обращение) Что такое обращение? Приведите примеры

Я вам открою маленький секрет. Сейчас в русском языке 6 падежей, а

раньше в древнерусском языке существовал седьмой падеж - «звательный». Этот падеж со временем исчез из языка, а звательная интонация осталась. И это интонация называется обращение

- Тема нашего урока «Обращение», где мы проверим ваши знания, умения и навыки, продолжим учиться находить обращения в речи и выделять их


: Вспомним, что мы уже изучали об обращении в форме цифрового диктанта.

Если «да», то ставим цифру 1, если «нет» - 0.

(Учитель диктует вопросы, дети ставят цифры. Можно текст диктанта распечатать на каждого.)

1) обращение может состоять из нескольких слов

2) обращение всегда выражается именем собственным

3) обращение может быть выражено именем существительным 

4) обращение может находиться в конце предложения

5) обращения употребляются только в разговорном стиле речи

6) обращение всегда употребляется в форме именительного падежа 


─ Проверим получившиеся ответы. (Учитель вывешивает на доску лист с ответом 101101). У кого в какой цифре ошибки? (Учащиеся разбирают ошибки)


4. Закрепление пройденного.



Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

1. Ветер споет нам про дикие горы.

2. Мой друг настойчиво добивается цели.

3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.

4. Ребята пошли на речку.

5. Мама купила мне книгу.

6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять


  • Выпишите номера предложений, в которых:

  • есть обращения -1 ряд

  • нет обращения – 2 ряд


Придумать предложения так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других - обращениями.

Товарищ, Сергей Петрович,

читатель,

друзья,

девушка.


Вспомним и обыграем известные вам сказки А.С Пушкина

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях..» .

Царица несколько раз обращалась к зеркалу с разной интонацией, а с какой …мы сейчас услышим

На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

(горделиво, самонадеянно, настойчиво)

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»


Как царица подпрыгнёт,

Да как ручку замахнёт,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет:

(зло, возмущённо,)

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»


В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала:

(требовательно, уверенно, но немного настороженно)

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»



Дома в ту пору без дела

Злая мачеха сидела

Перед зеркальцем своим

И беседовала с ним, говоря:

(равнодушно, ожидая привычного ответа)

«Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

Вывод:


Обращение играет важную роль в разговорной и художественной

речи)

Оно не только называют того, к кому или к чему обращаются, но и оживляют нашу речь. Обращения очень часто помогают раскрыть характер героя произведения и произносятся с соответствующей интонацией.

Карточки

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе

(отгадать: название сказки, кто к кому обращается)

«Здравствуй, красная девица, будь царица и роди богатыря мне к исходу сентября.» (ласково, влюблено)

«Ты, царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель, не тужи.» (благодарно)

«Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте?» (заинтересованно)

«Полно, князь, душа моя, не печалься» (нежно, успокаивающе)

  1. «Сказка о попе и работнике его Балде».

«Поди-ка сюда, верный мой работник Балда!» (требовательно)

«Зачем ты, Балда, к нам залез?» (угрожающе)

«Устал, бедняжка! Отдохни, родимый!» (жалеючи)


  1. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

«Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я?» (вопрошающе)

«Постой, бабушка, постой немножко» (уважительно)

«Ой ты, дитятко девица! Пёс проклятый одолел, чуть до смерти не заел» (вкрадчиво, жалобно)

«Что, Соколко, что с тобою?» (встревоженно)


Восстановите диалог из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». (работа в группах)

Так и быть: изба вам уж будет».
Не даёт старику мне покою:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Ей старик с поклоном отвечает:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ещё пуще старуха бранится,
Отвечает золотая рыбка:
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Избу просит сварливая баба».


  1. Подведение итогов урока


Что такое обращение? Значение обращения в письменной и разговорной речи

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Предложения с обращениями"

Автор: Мартынова Оксана Евгеньевна

Дата: 01.02.2024

Номер свидетельства: 645033

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "191374"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427298411"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "189828"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427036663"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства