kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка .Тема «Мягкий знак (ь). Правописание мягкого знака (ь) на конце и в середине слова перед другими согласными».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала. В структуре урока  использованы образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС. В ходе урока  организована индивидуальная, самостоятельная, групповая работа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка .Тема «Мягкий знак (ь). Правописание мягкого знака (ь) на конце и в середине слова перед другими согласными».»





Донецкая Народная Республика

управление образования администрации города Донецка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ№ 70 ГОРОДА ДОНЕЦКА»








Открытый урок по русскому языку.


Тема. «Мягкий знак (ь). Правописание мягкого знака (ь) на конце и в середине слова перед другими согласными».














Подготовила

учитель начальных классов,

учитель высшей категории

Пронь Виктория Викторовна


Русский язык

Урок 69

Тема урока. Мягкий знак (ь). Правописание мягкого знака (ь) на конце и в середине слова перед другими согласными. (Учебник стр. 124 – 126).

ЦЕЛИ УРОКА:

• развивать умение обозначать мягкость согласных на письме при

помощи мягкого знака;

• развивать орфографическую зоркость, внимание, память,

наблюдательность, силу воли, речь детей;

• учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную

задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя,

• тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение,

классификация;

• тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности,

выполнять правила работы в группах,

• воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг

к другу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость

согласных звуков на письме; анализировать делать выводы.

Межпредметные связи: литературное чтение.

Оборудование: презентация , карточки для рефлексии.

Цели урока направлены на формирование и развитие УУД.

На данном уроке каждый ученик получит возможность

совершенствовать и развивать:

личностные действия:

• навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;

• мотивация к творческому труду, к работе на результат;

регулятивные действия:

• ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и

усвоенного материала;

• умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

определять наиболее эффективные способы достижения результата.

познавательные действия:

• активное использование речевых средств для решения

коммуникативных и познавательных задач;

• логические действия, установление аналогий и причинно-следственных

связей, построения рассуждений.

коммуникативные действия:

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

• участвовать в групповом обсуждении.


Тип урока: урок изучения нового материала


ХОД УРОКА

1.Орг. момент. Психологический настрой.

Отгадайте загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга,

На лице она живет.

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится

Грусть-тоска ее боится. (Улыбка)

- Улыбка нужна всем. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры. Мы здоровы. Я желаю всем хорошего настроения.

Девиз нашего урока: думать, размышлять, доказывать. Я предлагаю вам побыть в роли учёных- исследователей. Согласны? Нас ждут трудности.

Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

 2. Проверка домашнего задания

Проверка выполненного задания

Фронтальный опрос

Какая бывает речь?

Сколько букв в русском языке? Какие бывают буквы?

Что изучает фонетика? Чем буква отличается от звука?

Сколько в русском языке звуков?

Назовите признаки гласных звуков.

Назовите признаки согласных звуков.

3. Сообщение темы и целей урока

Для того, чтобы узнать тему нашего исследования, отгадайте загадку

Что за буква, кто узнает?

Звука не обозначает.

Может только показать

Как согласную читать (мягкий знак)

-Какую тему будем исследовать?

Мягкий знак в середине и в конце слова.

Я хочу прочитать отрывок из сказки Льюиса Керролла «Алиса в стране чудес».

-Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? - спросила Алиса.

-А куда ты хочешь попасть?- ответил кот.

-Мне все равно, - сказала Алиса.

-Тогда все равно, куда и идти, - ответил кот.

Как вы думаете, для чего я прочитала этот отрывок? (Нужно знать цель своей работы во всем).

Цели нашего урока сформулируете сами, опираясь на слова:

-повторить...(что ранее учили о мягком знаке)

-учиться находить ... (мягкий знак в словах, грамотно писать)

-познакомиться ...(с новыми словами)


Чтобы выявить проблемы для нашего исследования
Составьте вопросы, которые нам нужно рассмотреть на уроке

-Зачем нужен мягкий знак?
-Где он может находиться в слове?
-Что произойдёт со словом, если не поставить мягкий знак?
-Как переносят слова с мягким знаком?
4.Изучение нового материала

1.Зафиксируйте в тетради дату начала работы над объектом.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Минутка каллиграфии

- Ну что же, начнём урок с минутки каллиграфии.

Напишем букву ь и буквосочетания ь ь ьн ьт ьг

2.Игра « Снежный ком» (Дети называют слова с мягким знаком)

Попробуем сделать предварительные выводы о том, где может находиться мягкий знак в слове 

3.Выводы

Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?

- у неё нет собственного звука,

- но может влиять на звук, стоящий перед ней,

- не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.

- Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов:

Мягкий знак – хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак!


- Назовите слова с мягким знаком (уголь, сказать). Слова вывешиваются на доску на карточках. Сколько в каждом слове звуков, букв. Почему?

4. Словарная работа

- Какое правило мы только что вспомнили? (безударная гласная, которую можно проверить)

- Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные)

- Почему (проверяем по словарю).

Мчусь стремительно вперед,
Под ногами скользкий лед,
Но шаги мои легки,
Ведь несут меня …

Коньки


Ребята, а как вы думаете, слова конь и коньки – однокоренные?

- А вот и нет. Сейчас это не однокоренные слова, слишком далеко разошлись их значения. А раньше это были однокоренные слова. Дело в том, что раньше полозья коньков спереди украшали фигурками, похожими на лошадиную голову. Предполагают, что название «коньки» возникло потому, что передняя часть деревянных «бегунков» обычно украшалась конской головой.

Если вы это запомните, вам будет проще запомнить безударную гласную в слове.


5.Звуковой анализ Коньки [к а н’ к’ и ]6 б.,5 зв., 2 сл.

6.Работа над предложением

Составим предложения со словом коньки.

Запись предложения. Разбор предложения.

Мама купила Полине новые коньки.

Физминутка.

7. Игра. «Доскажи словечко» Запись слов-отгадок.

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь.

Это зверь лесной … Медведь

Чтобы было где писать.

В школе нам нужна … Тетрадь.

Накорми его бензином,

На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит … Автомобиль

Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам, красногрудый?

Облетел я всю Сибирь.

Как зовут тебя? Снегирь.


Что без начала и конца? Кольцо


Я не печка и не грею,

Но тепло хранить умею. Пальто.

8.Работа над правилом С.124

Работа по учебнику. С. 124, упр. 202 устно

-Объясните смысл пословиц. Какие ещё хорошие качества вы хотели бы видеть в людях?

5.Самостоятельное применение знаний
- Не секрет, что учёные часто в своих работах используют различные символы. Мы тоже попробуем использовать в работе символы.
-Диктант «Плюс-минус».
- «Плюс» поставь, когда в словах
Ты напишешь мягкий знак.
Если в слове его нет,
«Минус» напиши в ответ.
Записывают в тетрадях.
День, динь, сон, тень,
Сыр, сок, лось, лень,
Нос, нёс, рыть, ныть,
Кон, конь, шум, шить.
Записывают в тетрадях.


Работа по учебнику. С. 124, упр. 203(резерв)


6.Работа в группах.

Составление синквейна «Мягкий знак»

Итоги урока.

Уважаемые учёные. Наше исследование заканчивается.

- Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?

- А какой секрет русского языка вы теперь знаете? (когда и зачем пишется мягкий знак)

- Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?

- Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком. Спасибо всем. Урок закончен.

Домашнее задание Стр.126 упр.207 выучить правило


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Виктория Викторовна Пронь

Дата: 01.02.2021

Номер свидетельства: 572065

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Обучение  грамоте. Тема. Мягкий  знак в  середине  слова "
    ["seo_title"] => string(61) "obuchieniie-ghramotie-tiema-miaghkii-znak-v-sieriedinie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "168579"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423247047"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Правописание мягкого знака в именах числительных" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-4-klassa-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-v-imienakh-chislitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "220707"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434792804"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему "Правописание слов с разделительным мягким знаком" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-slov-s-razdielitiel-nym-miaghkim-znakom"
    ["file_id"] => string(6) "227173"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440617849"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства