Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка : « Повторение изученного по темам «Имя числительное» и «Местоимение»»
Конспект урока русского языка
Тема: « Повторение изученного по темам «Имя числительное» и «Местоимение» Класс 6 Тип урока: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Цели урока:
Деятельностнаяцель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель: закрепление теоретических основ по темам «Имя числительное» и «Местоимение» и построение обобщённых норм учебной деятельности, а при необходимости и коррекция изученных способов действий
Планируемые результаты:
Личностные:
-овладение языковой и читательской культурой, навыками функциональной грамотности при работе с разными вилами текстов(сплошными и несплошными);
-стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
-умение оперировать основными понятиями, терминами, оценивать свои действия.;
-формировать навыки анализа художественного произведения;
-формировать умения выбора и воспроизведения фрагментов изученного литературного произведения;
-стремление правильного нравственного выбора в сложной ситуации..
Метапредметные
1 Познавательные:
-выявлять и характеризовать существенные признаки имени числительного и местоимения как частей речи;
-использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
-самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам наблюдения или эксперимента, а также выбирать оптимальную форму представления информации;
Коммуникативные:
-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями общения, выражать себя в диалогах и монологической речи;
-распознавать невербальные средства общения, понимать значения социальных знаков;
-проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
-публично представлять результаты проведенного языкового анализа;
-принимать цель совместной деятельности для достижения результатов.
Регулятивные:
-выявлять проблемы для решения в учебных ситуациях;
-выбирать способ решения учебной задачи, аргументировать предлагаемый вариант решения;
-принимать и понимать причины коммуникативных неудач;
-давать оценку своему труду;
-регулировать способ выражения собственных эмоций.
Предметные:
- обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени числительном и местоимении как частей речи;
- ученики должны знать определение имени данных частей речи, постоянные и непостоянные морфологические признаки;
- определять синтаксическую роль в предложении;
-выполнять морфологический анализ;
-употреблять числительные и местоимения в речи
Оборудование: доска; компьютер, экран, проектор,аудиофайл с авторским чтением «Реквиема», учебник Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А Тростенцова, Л.Т.Григорян,И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская. «Русский язык. 6 класс , 2 часть, рабочие листы, Книга Памяти односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны, изображение «блокадной ласточки»
СЦЕНАРИЙ УРОКА
I.Мотивация
Слово учителя. Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный урок, а интегрированный. Это значит, что мы объединим два учебных предмета на одном уроке.А еще мы сегодня будем работать с рабочими листами. (Раздать листы)
2 Рассмотрите кластер и попробуйте определить, о каких частях речи пойдет сегодня разговор? (Местоимение.Числительное) Мы изучили эти части речи? Хорошо!
Посмотрите внимательно еще раз на кластер и предположите по цитатам наше ключевое слово на уроке ( Война.Память). Впишите его на ваших рабочих листах
3. Выделите красным и черным цветами все числительные. Объясните выбор цвета, комментируя значения числительных(Проверяются навыки правильного употребления числительных в речи)/Черным цветом трагические даты, красным-радостные/
4.О чем говорят нам выделенные местоимения? Я прошу вас распределить их тоже по цвету(желтый, синий) в соответствии с произведением, из которого они взяты(Б Екимов «Ночь исцеления» и Б.Васильев «Экспонат№» )-парная работа .
II.Введение в тему
1) Формулировка темы. А теперь сформулируйте тему нашего урока (Повторение изученного о числительном и местоимении на материале изученных в 6кл произведений о войне) . Запишите ! 2)Поставьте цели (повторить значение, морфологические признаки и синтаксическую роль данных частей речи, хранить память о войне, гордиться своим народом, быть внимательными и отзывчивыми по отношению к бабушкам и дедушкам)
IIАктуализация темы.
Слово учителя.- Приближается один из самых больших, волнующих праздников нашей страны- День Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Прошло 79лет, но мы вновь и вновь вспоминаем те страшные годы. Это было общее горе Действительно, ребята, нет ни одной семьи, которой не коснулась бы война 1941-1945гг. Ваши прадедушки, прабабушки подарили нам счастливую мирную жизнь, защитили наше Отечество многие ценой своей жизни. Посмотрите на Книгу памяти о наших односельчанах. Здесь вы встретите много знакомых фамилий. Мы гордимся нашими земляками и будем из помнить. / работа с Книгой Памяти/
1) Я предлагаю вам составить небольшой текст, заполнив пропущенные слова. Можете пользоваться нашим кластером
22июня 1941года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Весь Советский Союз встал на защиту своей Родины . Долгих четыре года шла Великая Отечественная война. Она унесла 27 миллионов жизней наших родных и близких. Война коснулась каждой семьи, но никто не забыт и ничто не забыто! Мы помним о них, а значит, они живы в наших сердцах.
III.Повторение и систематизация знаний
подчеркните все числительные. 2)Что они обозначают?
3) заполните схему
4 и произведите морфологический анализ числительных: 22-ого(июня),4(года)(по вариантам)
Поиграем в «Да-Нет» с мячом
Имя числительное-это самостоятельная часть речи(да).
По структуре имена числительные бывает простыми, сложными, составными(да)
Числительное 50 составное(нет)
Порядковые числительные склоняются по родам, числам и падежам(да)
При склонении составного порядкового числительного изменятся все слова (нет)
Количественные числительные все изменяются по родам(нет)
Порядковые числительные в предложении являются определением(да)
Количественные числительные в предложении могут быть разными членами предложения(да)
5.Запишите в рабочие листы предложение и сделайте синтаксический анализ:
Игорёк уходил ранним утром второго октября тысяча девятьсот сорок первого года(Один ученик у доски работает)
--Из какого произведения взято это предложение?(Б.Васильев «Экспонат №»).
---Какое еще числительное в кластере вы отнесли к этому произведению?(по два лица за каждым плечом).
-- О каком эпизоде идет речь?(о проводах Игоря на фронт). -Почему его провожает не только мать? (Общая боль, трагедия)
6.-Перед вами известный эпизод из рассказа(на рабочих листах) Вставьте теперь подходящие местоимения в текст
И она потерянно стояла в дверях, отчаянно прижимая кулаки к безмолвному перекошенному рту, а из-за её судорожно сведенных плеч страшнымипровальнымиглазами глядели соседки: по два лица за каждым плечом
-Чем отличаются местоимения от других самостоятельных частей речи?
_Вместо каких частей речи может использоваться местоимение?
-Какова роль местоимений в тексте?
-Определите разряд подчеркнутых местоимений
-Выберите и выделите цветом слова, передающие боль Анны Федотовны и её соседок
Лексическая работа:-Почему глаза страшные, провальные у всех женщин? (общая боль сплотила всех)
-Вспомните и сложите текст единственного письма Игорька матери (в конверте по предложениям). Вам поможет наш кластер.(парная работа)
Дорогая мамочка! Бьем мы проклятых фрицев ив хвост и в гриву, только клочья летят. Да, а как там поживает Римма из соседнего подъезда? Если не эвакуировалась, спроси, может письмо мне напишет? А то ребята во взводе получают, а мне совершенно не с кем вести переписку. Я здоров, все нормально. Воюю как все. Как ты там одна, моя мамочка? Скоро, очень скоро будет и на нашей улице праздник!
-О чем говорит этот эпизод? Запишите!(Ответы учеников: о любви сына к матери, о вере в победу, о любви к родине, о долге её защищать, о ненависти к фашистам и о том, что на войне продолжалась жизнь, любовь). -Верно, ребята, и на войне люди продолжали жить, любить, скучать, радоваться, ненавидеть, жалеть, заботиться.
-А как помогали фронту в тылу? Найдите ответ на кластере.(Трудом. Каждое утро она шла на Савеловский вокзал)
-Найдите местоимения в ответе и произведите морфологический анализ местоимения «каждое»
-А кому принадлежат слова: «Сгорели слёзы мои»?(Анне Федотовне)
-Почему она так сказала?. Почему она каждый вечер читала письмо сына( память о нем, будто слышала его голос)
- А как вы понимаете лексическое значение слова «память»?
-Обратимся к словарю. Память-способность сохранять и воспроизводить информацию (записываем)
-Назовите героиню, которой память не давала спать по ночам(баба Дуня из рассказа Б.Екимова «Ночь исцеления»).
- Определите разряды местоимений на кластере, относящиеся к этому рассказу.
-Так почему же баба Дуня не могла спать?(пересказ эпизода сна «Потеря карточек»)
-Определите все части речи в следующих предложениях и расставьте знаки препинания. Составьте схему второго предложения.
Сны бабы Дуни возвращают к событиям войны. Гришу поражают слезы бабушки, и он решает помочь ей.
- Рассказ заканчивается предложением «И придет исцеление»
-Для кого?(и для бабы Дуни, и для Гриши, и для нас, читателей)
-Что он понял?
Читаю эпизод: «Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё. Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в той жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать»
Вот так война и память о ней связали несколько поколений людей. Мы должны это все помнить, чтобы знать свое прошлое и строить будущее
-Назовите еще раз ключевое слово нашего урока, в котором букв больше, чем звуков(память)
Прослушивание отрывка из «Реквиема»-читает автор Р.Рождественский
Люди! Покуда сердца стучатся,
Помните! Какою ценой
Завоевано счастье….
IV.Рефлексия
Удалось ли нам, ребята, достичь цели урока?
Что вам понравилось на уроке больше всего? Оцените свою работу, нарисовав смайлик на той лесенке, которая соответствует вашему уровню знаний и умений по темам:»Имя числительное» и «Местоимение».
А я на память об уроке подарю вам «блокадную ласточку»- символ памяти , силы, выносливости ленинградцев, о которых рассказывает Ольга Берггольц в одноименном стихотворении. Жетон с изображением ласточки с письмом в клюве носили все жители города весной 1942г и ждали вестей с Большой Земли.
Всем спасибо. Вы молодцы! Оценки будут после проверки рабочих листов.