Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему: " Части речи"»
Урок по русскому языку, проведенный во 2 классе МАОУ СОШ№ 35 г.Тамбов 14.03.2017
Учитель Наталья Федоровна Соловова.
Тема урока: Части речи.
Цель урока: обобщить и закрепить изученный материал по теме: «Части речи».
Задачи урока:
- совершенствовать умение находить и выделять части речи;
- совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
- закрепить умение проводить морфемный анализ слов;
- развивать память и орфографическую зоркость;
- развивать интерес к языку, используя занимательные задания;
- активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, элементы соревнования;
- воспитывать чувство коллективизма, активность и аккуратность у учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научаться распознавать части речи; характеризовать как часть речи существительное, прилагательное и глагол; осознавать их роль в речи. Метапредметные: ученик, учится организовать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.
I Организационный момент
Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно
II Актуализация знаний
1.Чистописание
Я тетрадочку открою
И как надо положу
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Проверьте свою посадку, держите спинку ровно. Откройте свои тетради, отступите две строчки от предыдущих записей, запишите сегодняшнее число: 14 марта, классная работа, выделите орфограммы.
1. Каллиграфическая минутка. Написание буквы н
Посмотрите на доску и пропишите эти буквосочетания в тетради как у меня.( но на нл нм ни ню ну ни)
2. Словарно-орфографическая работа
Посмотрите на доску, найдите слова в строчке и выпишите их
-Чем похожи эти слова?(есть непроверяемая гласная в корне) Подчеркните непроверяемую гласную в корне. Какое слово лишнее и почему?
Что называют слова?
III Самоопределение к деятельности Ребята, посмотрите на доску. Давайте прочитаем слова, которые я вам приготовила. Объясните орфограммы.
зима
весна
лиса
узкий
честная
длинное
идет
шутит
пел
Как называются слова в 1 столбике?(часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто?Что?) ?(имя сущ-е) Что такое существительное?
Как называются слова во 2 столбике?(часть речи,которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой?Какая?Какое?Какие?) имя прил-е)Что такое прилагательное?
Как называются слова в 3 столбике? (часть речи, обозначающая действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?) глагол)Что такое глагол
Какое общее название можно дать этим словам?(части речи)
Тогда кто может сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия? (Части речи) Какую цель поставим перед собой?( Мы будем учиться распознавать части речи, находить их в тексте, различать их между собой)
Послушаем ,что говорит профессор Самоваров о частях речи.
IV Изучение темы урока.
Посмотрите на доску, прочитайте предложение, которое вы видите на доске. (Кудрявая береза распускает зеленые листочки ) спишите это предложение себе в тетрадь.
Объясните орфограммы. Дайте характеристику предложения.Разбор слова листочки по составу
А теперь подчеркните одной линией имена существительные, двумя-глаголы, волнистой линией-прилагательные .
-Назовите имена существительные.(береза,листочки)
-Какие глаголы встретились в тексте?( распустила)
-Прочитайте имена прилагательные.(кудрявая,зеленые)
Как в общем мы можем назвать слова, которые вы выписали?(части речи)
Молодцы! Так какие 3 группы слов мы с вами повторили?(сущ-е,прил-е,глагол)
Применим наши знания для выполнения упр.96
Откройте свои учебники на стр. 72, найдите упражнение № 96. Прочитайте задание. А сейчас самостоятельно выпишите из этого задания по 3 слова каждой части речи.
Какие слова вы выписали ?Кто прочитает имена сущ-е? имена прил-е? глаголы?(дети зачитывают записанные слова)
Физкультминутка
VI Применение знаний и умений в новой ситуации
1 Проверим ваши знания по теме « Части речи». Для этого поиграем с вами в игру “Угадай часть речи”
Ребята, я буду называть разные части речи, если я скажу существительное–хлопайте в ладоши, если прилагательное – руки вверх, глагол – топаем.( Новая, арбуз,бежит, играли,заяц,одежда, красивый, маленький,собака,тетрадь, льёт,кричать, большой,синий,круглый,ученик,школьная,внимательный,спелый,танцевать,дочь,мышь, ленточка,кукла, спуститься,петь,смотрел,трусливый,злая,холодный,ветер,спелый, крутить, обижать,цыплёнок, синий, низкий, спит, кукушка)
3.А чтобы закрепить наши знания о частях речи, сейчас поработаем в группах. 1 ряд-это1 группа. 2 ряд-вторая группа,3 ряд-3 группа. 1 группа подчеркивает слова названия предметов (имена существительные), 2 группа- названия признаков ( имена прилагательные), 3 группа – названия действий глаголы. Выдаю карточки со словами.
( Индивидуальная работа. Даю 4 карточки Распределите слова по трем группам по вопросам.
Шило, душистый, пушистый, снежинки, сторожить, дружить, шишки, сшитый, сушить.Разберите слово снежинки по составу.)
Что?
Какой?
Что делать?
Прочитайте названия предметов, признаков,действий . Если у вас нет ни одной ошибки, поставьте «+», если есть ошибки, поставьте «!» Поднимите руки те,кто хорошо справился с этим заданием. Молодцы! У кого были допущены ошибки? В чем ошибки?
Что обозначает глагол?(действие предмета) На какие вопросы отвечает?(Какой?Какая?Какое?Какие?)Кто может сформулировать правило полностью?Что такое глагол?(это часть речи,обозначающая действие предмета,которая отвечает на вопросы Какой?Какая?Какое?Какие?)
Посмотрите на слова. Что из них можно составить? Какой текст вы будете составлять?(текст-описание) Тема текста? Хорошо, а сейчас составьте небольшой рассказ-описание (дети составляют рассказы, несколько учащихся читают получившиеся рассказы)
Рассказ «Весна»
VII Рефлексия деятельности.
Оцените свои знания, я предлагаю вам выполнить тест. Запишите в тетради в столбик цифры от 1 до 5, как В необходимо выбрать из предложенных вариантов один правильный.
1)Имена прилагательные отвечают на вопросы:
А) кто?что?
Б)какой?какая?какое?какие?
В)что делать?
2)Имена прилагательные:
А)обозначают признак предмета
Б)обозначают цвет предмета
3)Укажите имя прилагательное:
А)похолодало
холод
В)холодный
4)Какое из слов является глаголом?
А)бег
Б)бегун
В)убежал
5)В какой строке все слова одной части речи?
А)сад,садовод,садовый
Б)зеленый,зелень,зеленка
В)холодный, студеный,морозный
А сейчас проверьте свою работу с эталоном(1-Б,2-А,3-В,4-В,5-В) напротив каждого правильного ответа поставьте «+» посчитайте кол-во плюсов. Если у вас 5 плюсиков-поставьте себе «5»,если 4, то поставьте отметку «4»,если у вас 3 и меньше плюсиков-поставьте «3»
IX Итог урока -Что было трудно на уроке? Интересно? Непонятно? Хотелось бы еще? - Чем был полезен урок? Какие части речи мы повторили?(имена сущ-е, имена прил-е, глагол) Что такое существительное? Прилагательное? Глагол? Приведите примеры.