kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка на тему "Авторская пунктуация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся знакомятся с авторской пунктуацией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему "Авторская пунктуация"»

Тема: Авторская пунктуация Цели урока: дать представление учащихся об особенностях реализации пунктуационных правил в индивидуально-авторском тексте, развить навыки создания монологического высказывания на лингвистическую тему, развитие устной и письменной речи, творческого мышления, эстетического вкуса, реализации подготовки к ЕГЭ (задание 25)

Задача урока: познакомить учащихся с примерами авторской пунктуации, обогатить лексикон учащихся

Тип урока: изучение нового материала, интегрированный с уроком литературы

Форма организации работы детей: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.

Форма организации работы учителя: лекция-рассказ, аналитическая беседа, демонстрация слайдов.

Учащиеся должны знать: что называется авторской пунктуацией, какова роль авторской пунктуации в тексте.

Учащиеся должны уметь: видеть авторскую пунктуацию в тексте, анализировать пунктуационный рисунок текста.

ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Проверка домашнего задания (взаимопроверка наличия выполненного домашнего задания)

1.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Создание проблемной ситуации с целью определения темы урока посредством закрепления материала.

1.Запись и разбор предложения (на доске и в тетрадях)

Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.

-Сколько основ в предложении? – 9

-Объясните постановку двоеточия в предложении? – с. 328 учебника –вторая часть разъясняет и раскрывает содержание первой (а именно)

2. Найдите отличия.

Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу – то лицо прекрасно; если она не изменяет его – то оно обыкновенно; если она портит его – то оно дурно. Лев Толстой.

Вариант ответа:

Л. Толстой вместо запятых использует именно этот знак – самый емкий и смысловой знак, ставят тире, где по мнению автора нужна смысловая пауза.

  1. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО

Формулировка темы урока

Авторская пунктуация.

Работа с учебником – с.353 (чтение определения термина)

Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают. Г. Степанов

Запись в тетради

Основные принципы русской пунктуации

  • Логический (смысловой)

выражение мыслей на письме

  • Структурно-синтаксический (грамматический)

наглядность смыслового строя речи

  • Интонационный

фразовая интонация, ритмика и мелодика

Цель авторской пунктуации

  • создание экспрессивности (выразительности) текста

  • выражение эмоционально-экспрессивного настроя самого автора

  • создание особой ритмики произведения

Распространенные знаки препинания авторской пунктуации – с. 354

  • Многоточие (Автор произведения использует этот знак потому, что «словесная» картина представляется ему недостаточной: говорить можно было бы и дальше,

бесконечно, ведь описываемое неисчерпаемо... В этом случае, благодаря многоточию читатель воспринимает текст исходя «из собственного жизненного опыта, мировосприятия»)

  • Тире (знак тире стал отличительной особенностью стиха, ломкого и импульсивного, наполненного глубокими переживаниями самого поэта, самый емкий и смысловой знак, ставят тире, где, по мнению автора, нужна смысловая пауза)

4. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ

4.1. Учитель показывает образец групповой работы: выразительное чтение стихотворения, нахождение и объяснение авторской пунктуации.

Н. Заболоцкий

О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

Учебник – С. 237

С. 329 (5 словно БСП)

В стихотворении «О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ» Н.А.Заболоцкого используется авторская пунктуация, в частности,- смысловое тире.

Согласно грамматике русского языка тире не ставится, если перед сказуемым стоят сравнительные союзы КАК, словно, будто, но если необходимо выделить ЛОГИЧЕСКИ, то данный знак объясним: поэт воспроизводит и изображает живую речь с ее естественными паузами.

4.2. Работа в группе

Класс делится на две группы, выбирается аналитик, который, наблюдая за работой групп, в конце урока сделает вывод по теме урока.

1 группа

  1. Подготовить выразительное прочтение стихотворения

  2. Найти и объяснить авторскую пунктуацию стихотворения

Татьяна Лапшина

ГРУСТНЫЙ ВАЛЬС


В сети бескрайней Интернета
Вдруг отыскала «Грустный вальс»
Сибелиуса… Чудо света,
Простое чудо, без прикрас…
Вздыхали жалостливо скрипки,
И, словно темною волной,
Меня качало в детской зыбке,
И мама пела надо мной
О чем-то сказочно прекрасном,
Но невозможном на Земле…
А вальс качал волною властно
И убаюкивал во мгле…

Справочные материалы

Ян Сибелиус (1865 – 1957 г.г.) финский композитор, педагог. С 1891 года преподавал в Хельсинской консерватории. Основоположник финской национальной музыкальной школы

Татьяна Лапшина

Родилась в 1947 году в Ленинграде, где и живет сейчас. Автор многих книг.

Многоточие

По мнению современных исследователей, пунктуационный знак

«многоточие» указывает на незавершенность предложения, он также

обозначает на письме паузы устной речи, которые вызваны причинами

внутреннего и внешнего свойства.

Автор произведения использует этот знак потому, что «словесная» картина

представляется ему недостаточной: говорить можно было бы и дальше,

бесконечно, ведь описываемое неисчерпаемо... В этом случае, благодаря многоточию читатель воспринимает текст исходя «из собственного жизненного опыта, мировосприятия». Мы считаем, что знак «многоточие» в конце предложения расширяет рамки повествования, позволяя читателям самим домыслить детали описываемых моментов.

2 группа

  1. Подготовить выразительное прочтение стихотворения

  2. Найти и объяснить авторскую пунктуацию стихотворения

Андрей Вознесенский


В человеческом организме
девяносто процентов воды,
как, наверное, в Паганини,
девяносто процентов любви.
Даже если - как исключение -
вас растаптывает толпа,
в человеческом
назначении -
девяносто процентов добра.
Девяносто процентов музыки,
даже если она беда,
так во мне,
несмотря на мусор,
девяносто процентов тебя

Андрей Вознесенский (1933 – 2010г.г.)

Кумиром молодежи эпохи «оттепели» был поэт Андрей Вознесенский. Стихи сразу же привлекли внимание читателей энергичным ритмом, метафорически насыщенным языком, жанровым разнообразием.

Знак тире стал отличительной особенностью стиха, ломкого и импульсивного, наполненного глубокими переживаниями самого поэта.

Тире перед словом в стихотворении делает акцент именно на него. Выделяет именно это слово.

Тире ставится для создания длинной паузы и заставляет читателя задуматься.
Чаще всего тире, замещает в тексте запятую, наполняет его и эмоциональностью, влияет на ритмику и семантику текста.

Работа над созданием текста выступления, выступление представителей групп.

Письменный ответ на вопрос: «Что такое авторская пунктуация, и какова роль авторской пунктуации в художественном тексте?»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ параграф 107 упр. 495

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Выступление аналитика.

Авторские знаки связаны с осмыслением написанного, обычно они передают эмоциональный строй речи и входят в понятие «слога писателя». Пунктуация выдающихся мастеров художественного слова — свидетельство богатства ее стилистических возможностей.

1 группа

  1. Подготовить выразительное прочтение стихотворения

  2. Найти и объяснить авторскую пунктуацию стихотворения

Татьяна Лапшина

ГРУСТНЫЙ ВАЛЬС


В сети бескрайней Интернета
Вдруг отыскала «Грустный вальс»
Сибелиуса… Чудо света,
Простое чудо, без прикрас…
Вздыхали жалостливо скрипки,
И, словно темною волной,
Меня качало в детской зыбке,
И мама пела надо мной
О чем-то сказочно прекрасном,
Но невозможном на Земле…
А вальс качал волною властно
И убаюкивал во мгле…

Справочные материалы

Ян Сибелиус (1865 – 1957 г.г.) финский композитор, педагог. С 1891 года преподавал в Хельсинской консерватории. Основоположник финской национальной музыкальной школы

Татьяна Лапшина

Родилась в 1947 году в Ленинграде, где и живет сейчас. Автор многих книг.

2 группа

  1. Подготовить выразительное прочтение стихотворения

  2. Найти и объяснить авторскую пунктуацию стихотворения Андрей Вознесенский


В человеческом организме
девяносто процентов воды,
как, наверное, в Паганини,
девяносто процентов любви.
Даже если - как исключение -
вас растаптывает толпа,
в человеческом
назначении -
девяносто процентов добра.
Девяносто процентов музыки,
даже если она беда,
так во мне,
несмотря на мусор,
девяносто процентов тебя

Андрей Вознесенский (1933 – 2010г.г.)

Кумиром молодежи эпохи «оттепели» был поэт Андрей Вознесенский. Стихи сразу же привлекли внимание читателей энергичным ритмом, метафорически насыщенным языком, жанровым разнообразием.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока русского языка на тему "Авторская пунктуация"

Автор: Чернозубова Маргарита Николаевна

Дата: 22.10.2019

Номер свидетельства: 523714

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по русскому языку 11 класс "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112641"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408797262"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока литературы. И.Тургенев. Анализ стихотворения  в прозе «Русский язык» "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-litieratury-i-turghieniev-analiz-stikhotvorieniia-v-prozie-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "229847"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441896121"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока . "Стихотворения в прозе И. С. Тургенева"."
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekturokastikhotvorieniiavprozieisturghienieva"
    ["file_id"] => string(6) "273959"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452314842"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект. Предложения с обобщающим словом при однородных членах. "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-priedlozhieniia-s-obobshchaiushchim-slovom-pri-odnorodnykh-chlienakh"
    ["file_id"] => string(6) "155634"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421308071"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства