Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему "Авторская пунктуация"»
Тема: Авторская пунктуация Цели урока: дать представление учащихся об особенностях реализации пунктуационных правил в индивидуально-авторском тексте, развить навыки создания монологического высказывания на лингвистическую тему, развитие устной и письменной речи, творческого мышления, эстетического вкуса, реализации подготовки к ЕГЭ (задание 25)
Задача урока: познакомить учащихся с примерами авторской пунктуации, обогатить лексикон учащихся
Тип урока: изучение нового материала, интегрированный с уроком литературы
Форма организации работы детей: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.
Форма организации работы учителя: лекция-рассказ, аналитическая беседа, демонстрация слайдов.
Учащиеся должны знать: что называется авторской пунктуацией, какова роль авторской пунктуации в тексте.
Учащиеся должны уметь: видеть авторскую пунктуацию в тексте, анализировать пунктуационный рисунок текста.
Создание проблемной ситуации с целью определения темы урока посредством закрепления материала.
1.Запись и разбор предложения (на доске и в тетрадях)
Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.
-Сколько основ в предложении? – 9
-Объясните постановку двоеточия в предложении? – с. 328 учебника –вторая часть разъясняет и раскрывает содержание первой (а именно)
2. Найдите отличия.
Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу – то лицо прекрасно; если она не изменяет его – то оно обыкновенно; если она портит его – то оно дурно. Лев Толстой.
Вариант ответа:
Л. Толстой вместо запятых использует именно этот знак – самый емкий и смысловой знак, ставят тире, где по мнению автора нужна смысловая пауза.
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО
Формулировка темы урока
Авторская пунктуация.
Работа с учебником – с.353 (чтение определения термина)
Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают. Г. Степанов
Запись в тетради
Основные принципы русской пунктуации
Логический (смысловой)
выражение мыслей на письме
Структурно-синтаксический (грамматический)
наглядность смыслового строя речи
Интонационный
фразовая интонация, ритмика и мелодика
Цель авторской пунктуации
создание экспрессивности (выразительности) текста
выражение эмоционально-экспрессивного настроя самого автора
создание особой ритмики произведения
Распространенные знаки препинания авторской пунктуации – с. 354
Многоточие (Автор произведения использует этот знак потому, что «словесная» картина представляется ему недостаточной: говорить можно было бы и дальше,
бесконечно, ведь описываемое неисчерпаемо... В этом случае, благодаря многоточию читатель воспринимает текст исходя «из собственного жизненного опыта, мировосприятия»)
Тире (знак тире стал отличительной особенностью стиха, ломкого и импульсивного, наполненного глубокими переживаниями самого поэта, самый емкий и смысловой знак, ставят тире, где, по мнению автора, нужна смысловая пауза)
4. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ
4.1. Учитель показывает образец групповой работы: выразительное чтение стихотворения, нахождение и объяснение авторской пунктуации.
Н. Заболоцкий
О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица - подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие - как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Но малую хижинку знал я когда-то, Была неказиста она, небогата, Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня. Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица - подобья ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот.
Учебник – С. 237
С. 329 (5 словно БСП)
В стихотворении «О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ» Н.А.Заболоцкого используется авторская пунктуация, в частности,- смысловое тире.
Согласно грамматике русского языка тире не ставится, если перед сказуемым стоят сравнительные союзы КАК, словно, будто, но если необходимо выделить ЛОГИЧЕСКИ, то данный знак объясним: поэт воспроизводит и изображает живую речь с ее естественными паузами.
4.2. Работа в группе
Класс делится на две группы, выбирается аналитик, который, наблюдая за работой групп, в конце урока сделает вывод по теме урока.
1 группа
Подготовить выразительное прочтение стихотворения
Найти и объяснить авторскую пунктуацию стихотворения
Татьяна Лапшина
ГРУСТНЫЙ ВАЛЬС
В сети бескрайней Интернета Вдруг отыскала «Грустный вальс» Сибелиуса… Чудо света, Простое чудо, без прикрас… Вздыхали жалостливо скрипки, И, словно темною волной, Меня качало в детской зыбке, И мама пела надо мной О чем-то сказочно прекрасном, Но невозможном на Земле… А вальс качал волною властно И убаюкивал во мгле…
Справочные материалы
Ян Сибелиус (1865 – 1957 г.г.) финский композитор, педагог. С 1891 года преподавал в Хельсинской консерватории. Основоположник финской национальной музыкальной школы
Татьяна Лапшина
Родилась в 1947 году в Ленинграде, где и живет сейчас. Автор многих книг.
Многоточие
По мнению современных исследователей, пунктуационный знак
«многоточие» указывает на незавершенность предложения, он также
обозначает на письме паузы устной речи, которые вызваны причинами
внутреннего и внешнего свойства.
Автор произведения использует этот знак потому, что «словесная» картина
представляется ему недостаточной: говорить можно было бы и дальше,
бесконечно, ведь описываемое неисчерпаемо... В этом случае, благодаря многоточию читатель воспринимает текст исходя «из собственного жизненного опыта, мировосприятия». Мы считаем, что знак «многоточие» в конце предложения расширяет рамки повествования, позволяя читателям самим домыслить детали описываемых моментов.
2 группа
Подготовить выразительное прочтение стихотворения
Найти и объяснить авторскую пунктуацию стихотворения
Андрей Вознесенский
В человеческом организме девяносто процентов воды, как, наверное, в Паганини, девяносто процентов любви. Даже если - как исключение - вас растаптывает толпа, в человеческом назначении - девяносто процентов добра. Девяносто процентов музыки, даже если она беда, так во мне, несмотря на мусор, девяносто процентов тебя
Андрей Вознесенский (1933 – 2010г.г.)
Кумиром молодежи эпохи «оттепели» был поэт Андрей Вознесенский. Стихи сразу же привлекли внимание читателей энергичным ритмом, метафорически насыщенным языком, жанровым разнообразием.
Знак тире стал отличительной особенностью стиха, ломкого и импульсивного, наполненного глубокими переживаниями самого поэта.
Тире перед словом в стихотворении делает акцент именно на него. Выделяет именно это слово.
Тире ставится для создания длинной паузы и заставляет читателя задуматься. Чаще всего тире, замещает в тексте запятую, наполняет его и эмоциональностью, влияет на ритмику и семантику текста.
Работа над созданием текста выступления, выступление представителей групп.
Письменный ответ на вопрос: «Что такое авторская пунктуация, и какова роль авторской пунктуации в художественном тексте?»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ параграф 107 упр. 495
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Выступление аналитика.
Авторские знаки связаны с осмыслением написанного, обычно они передают эмоциональный строй речи и входят в понятие «слога писателя». Пунктуация выдающихся мастеров художественного слова — свидетельство богатства ее стилистических возможностей.
1 группа
Подготовить выразительное прочтение стихотворения
Найти и объяснить авторскую пунктуацию стихотворения
Татьяна Лапшина
ГРУСТНЫЙ ВАЛЬС
В сети бескрайней Интернета Вдруг отыскала «Грустный вальс» Сибелиуса… Чудо света, Простое чудо, без прикрас… Вздыхали жалостливо скрипки, И, словно темною волной, Меня качало в детской зыбке, И мама пела надо мной О чем-то сказочно прекрасном, Но невозможном на Земле… А вальс качал волною властно И убаюкивал во мгле…
Справочные материалы
Ян Сибелиус (1865 – 1957 г.г.) финский композитор, педагог. С 1891 года преподавал в Хельсинской консерватории. Основоположник финской национальной музыкальной школы
Татьяна Лапшина
Родилась в 1947 году в Ленинграде, где и живет сейчас. Автор многих книг.
2 группа
Подготовить выразительное прочтение стихотворения
Найти и объяснить авторскую пунктуацию стихотворения Андрей Вознесенский
В человеческом организме девяносто процентов воды, как, наверное, в Паганини, девяносто процентов любви. Даже если - как исключение - вас растаптывает толпа, в человеческом назначении - девяносто процентов добра. Девяносто процентов музыки, даже если она беда, так во мне, несмотря на мусор, девяносто процентов тебя
Андрей Вознесенский (1933 – 2010г.г.)
Кумиром молодежи эпохи «оттепели» был поэт Андрей Вознесенский. Стихи сразу же привлекли внимание читателей энергичным ритмом, метафорически насыщенным языком, жанровым разнообразием.