формировать коммуникативную компетентность: создавать условия для сплочённости детского коллектива;
воспитывать доброжелательные отношения между учениками, умение работать в группах;
развивать коммуникативные навыки и навыки диалогического общения;
воспитывать чувства выручки, взаимопомощи, работая в группе;
создать дружескую атмосферу на уроке;
воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование:
Интерактивная доска
компьютер;
Формирование УУД.
Познавательные:
П-1) Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
П-2) Формирование умения производить знаково-символическое моделирование;
П-3) Формирование умения выявлять сущность, особенность объектов;
П-4) Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;
П-5) Формирование умения обобщать и классифицировать по признакам;
П-6) Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
П-7) Формирование умения находить ответы на вопросы в иллюстрации;
П-8) Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера
Регулятивные:
Р-1) Формирование умения оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Р-2) Формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
Р-3) Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
Р-4) Формирование умения действия по алгоритму.
Коммуникативные:
К-1) Формирование умения слушать и понимать других;
К-2) Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
К-3) Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;
К-4) Формирование умения работать в группе.
К-5) Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
К-6) Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
К-7) Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.
Личностные:
Л-1) Формирование умения выражать свои эмоции;
Л-2) Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Л-3) Формирование умения оценивать свои поступки в соответствии с определенной жизненной ситуацией;
Л-4) Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
Духовно – нравственное развитие и воспитание:
Д-Н-1) Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
Д-Н-2) Воспитание трудолюбия, способности к познанию;
Д-Н-3) Воспитание чувства бережного отношения к природе;
Д-Н-4) Прививать любовь и интерес к русскому языку.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формирование УУД
1.Организационный этап.
Формулирование цели урока.
1.Приветствует учащихся
- Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме «Имя существительное» и совершим заочное путешествие по лесным тропинкам.
Хорошо в лесу, ребята!
Пахнет кашкой, пахнет мятой,
Пахнет липой, и сосной,
И малиною лесной.
Мы сегодня в лес пойдём,
Грибы, ягоды найдём,
Наберём мы там черники
И душистой земляники.
Приветствуют учителя, гостей. Самоорганизация.
П-1
Р-1,2
Л-1,3
К-6,7
Д-Н-3
2.Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
Самоопределение к деятельности.
2.Побуждающий диалог – постановка проблемы. Учитель читает стихотворение А. Игнатова.
Человек идет скучает, В одиночестве в лесу, По дороге не встречает Ни оленя, ни лису... Не летит пчела на клевер, Уток нету в камышах... Вместо птиц китайский плеер Заливается в ушах. Не цветет в траве фиалка. Рыбы нет в глубинах рек. Слева – свалка, справа – свалка,
Посредине – человек. Что стоишь – глядишь уныло? Ты ж не хочешь чтоб так было?
- Ребята, фея леса просит нас вспомнить слово, которое поможет, всегда сохранять нашу природу, но прежде, чем найти это слово, вы должны выполнить определенные задания. Поможем фее?
Задание: нужно заполнить кружки лепестков, так чтобы получились четыре существительных 1-го склонения, состоящие из пяти букв, с буквой «А» в середине.
- Какие существительные относятся к 1-му склонению?
-Слова должны обозначать:
сырость;
большую известность;
острую каменную вершину;
зелёный покров земли.
Ответ: влага, слава, скала, трава.
Получили букву «о»!
«Четвёртое лишнее»
- Задание от пенька-трухлявика. Нужно найти в каждом столбике слово другого склонения.
Медведь, олень, рысь, лось.
(Рысь – 3 скл, все остальные – 2-го)
Болото, холм, логово, зарево.
(Холм – 2скл м.р, все остальные с.р.)
Куница, белка, лисица, мышь.
(Мышь – 3скл, все остальные 1-го скл.)
Клюква, дерево, воздух, заяц.
(Клюква – 1 скл, все остальные 2-го скл.)
- От пенька-трухлявика получили букву «к»!
Поймай своё слово.
-Черника и земляника просят называть существительные мужского и женского рода с шипящей на конце. Если мягкий знак нужен, хлопаем в ладоши, если мягкий знак не нужен в слове – топаем ногами.
-Ёжик и белочка предлагает вам помочь им набрать грибов для лесных зверей и отпустить их в лес. Белочка собирает грибы с окончанием «е», а ёжик с окончанием «и». Докажите правильность написания окончания существительных.
(На опёнке, в мухоморе, без лисички, о подберёзовике, у сыроежки, без чернушки, на рыжике, о маховике, к волнушке, о маслёнке). Работая по учебному тренажеру отпусти зверей в лес. - От белочки и ёжика получили букву «о»!
Фронтальная работа.
Выдвигают различные версии своих действий.
Отвечают на вопросы учителя.
Коллективная работа.
Участвуют в диалоге.
Принимают решение.
Принимают решение, показывают соответствующие действия.
Работают в парах
Производят взаимопроверку.
П-1,2,3,4,5,6,7
Р-3,4
К-1,2,3
Л-1,2
Д-Н-1,4
П-1,2,3,4,5,6,7
Р-3,4
К-1,2,3
Л-1,2
Д-Н-1,4
П-5
Р-1,3,4
К-3,4,6,7
Л-3
Д-Н-4
П-2,3,5,6,7
Р-1,4
К-1,4,5,6,7
Л-1,3,4
Д-Н-1,2,4
Видео физминутка.
Делают соответствующие движения.
Р-4
К-6,7
Л-1,3
3. Этап обобщения и систематизации изученного.
Найди слово по его частям и разбери как часть речи.
- Теперь задание от феи насекомых.
На ученических нетбуках по ЭОР «Академия младшего школьника», сделайте морфологический разбор слов. Результат своей работы определите по рейтингу данной программы.
- Фея насекомых подарила нам букву «э»!
Закончи предложения (тест).
Фея птиц и зверей просит вас пройти тест.
Постоянные признаки имени существительного – это…, непостоянные признаки – это…
Постоянные признаки так называются, потому что…
Начальная форма имени существительного – это… (пример)
Изменение существительных по падежам и числам называется…
Изменение существительного по падежам – это… (словообразование или словоизменение?)
В русском языке… падежей:…
Чтобы определить падеж имени существительного в предложении, нужно…
В русском языке… склонения.
К 1-му склонению относятся существительные…; Ко 2-му склонению…;
К 3-му склонению…
Чтобы определить склонение существительного нужно…
Индивидуальная работа.
Выполняют тест с использованием системы контроля
Коллективная проверка.
П-2,3,5,6,7
Р-1,4
К-1,4,5,6,7
Л-1,3,4
Д-Н-1,2,4
П-3,4,5
Р-1,3,4
К-6,7
Л-2
Д-Н-2
П-4
Р-3
К-2,6,7
Л-3
Д-Н-4
Видео физминутка для глаз.
Составление слова из полученных букв.
-Что же нам делать с этими буквами? (Составить слово)
-Кто такой эколог? (Эколог – человек, не допускающий загрязнения окружающей среды. Следит за тем, чтобы не нарушались экологические законы)
-Какие экологические законы вы знаете? (Растений всегда должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. Растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда не прервётся цепочка питания. Если нарушить хотя бы один из перечисленных законов, то нарушится равновесие в природе)
-Смогут ли одни экологи сохранить нашу планету от загрязнения? (Нет, все люди планеты должны заботиться о том, чтобы не навредить Земле)
-Поэтому, приходя в лес, думайте, что вас окружает живая природа, которая ищет у вас защиты.
Дорожка … домой
Мне мила с детских лет.
Дорожки …. знакомой
Красивее нет!
И если зашёл я
Не знаю куда,
Дорожку… домой
Отыскал бы всегда.
На этой дорожке…
И в трудные дни
Я пел бы без устали
Песни свои.
Коллективная работа.
Участвуют в диалоге.
Индивидуально работают в рабочих тетрадях.
Принимают решение.
Коллективная проверка.
П-2,5,7
Р-4
К-1,2
Л-1,3
П-6
Р-1,3
К-6
Л-2
Д-Н-2
П-4
Р-3
К-2,6,7
Л-3
Д-Н-4
4. Подведение итогов урока
- Наше путешествие в лес подошло к концу. И вы всегда должны помнить, что:
Дерево, трава, цветы и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
-Ребята, вы все сегодня молодцы!
-Понравился ли вам урок?
- Что вам больше всего понравилось?
Участвуют в диалоге.
Помогают учителю подвести итоги.
П-2,5,7
Р-4
К-1,2
Л-1,3
Д-Н-2,3
5.Рефлексия. Самооценка
6. Дом.задание: повторить морфологический разбор имени существительного