kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Русский язык в системе славянских языков" 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Русский язык в системе славянских языков" 8 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Русский язык в системе славянских языков" 8 класс»

II. Работа по теме урока: Русский язык в семье славянских языков

1. Знакомство с учебником. Слово учителя. Актуализация

Программа по русскому языку в 8 и 9 классах включает одну большую тему — “Синтаксис и пунктуация”. В этом году мы будем заниматься синтаксисом словосочетаний и простых предложений, а в следующем, выпускном в общеобразовательной школе, — синтаксисом сложных предложений. Так мы переходим от изучения наименьшей единицы языка — фонемы к изучению самой крупной единицы языка — текста.

Учащимся выдается разрезанное высказывание А.Н.Толстого о русском языке. (Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью).

Учащимся в группах по 4 человека предлагается собрать высказывание, побеждает группа, собравшая высказывание первыми. Далее учащимся предлагается объяснить высказывание своими словами. (Русский язык красив, как радуга, точен, богат, напевен.)

Учащиеся отвечают на вопрос: Для чего изучать русский язык? (на доске появляется схема)

-Чтобы общаться, грамотно писать, получать новую информацию из текстов, сохранять информацию и т.д.

3. Изучение нового материала

-А теперь попробуем угадать, что мы будем изучать в этом учебном году (в случае затруднения учащиеся могут обратиться к содержанию учебника)

(Учитель читает загадки, а ученики отгадывают)

Признаки действий оно означает,
Всем любопытным оно отвечает
КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
Очень не любит оно изменяться,
Род не имеет, не хочет склоняться.
Степень сравнения может иметь,
Как его имя, скорее ответь!
(Наречие.)

НА дороге пёс сидит,

ЗА дорогой столб стоит.

ДО дороги добегу,

ПОД дорогой пробегу.

Там подземный переход.

ОТ дороги - кот идёт,

У дороги - поворот.

НАД дорогой - облака.

Шёл К дороге пешеход

Полчаса издалека.

Едем С классом НА попутке,

Мы В дороге будем сутки.

Нам С дорогой повезло,

В дождь её не развезло.

Нам В рассказе О дороге

Очень помогли...

(Предлоги.)

Выражаю поощренье, похвалу, упрек, запрет,

Благодарность, восхищенье, возмущение, привет…

Те, кого охватит страх, произносят слово АХ!

У кого тяжелый вздох, произносят слово ОХ!

Кто встречается с бедой, произносит слово ОЙ!

Кто отстанет от друзей, произносит слово ЭЙ!

У кого захватит дух, произносит слово УХ!

(Междометие)

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

Это? (союз)

Могу оттенки придавать значеньям,

Могу усилить их без напряженья.

Могу помочь я форм образованью,

Когда Глагол на службу призовёт,

Могу вообще подвергнуть отрицанью

Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

(Частица)

-А какие еще темы мы будем изучать, давайте узнаем из учебника.

(Учащиеся с помощью содержания называют темы разделов)

-А теперь давайте откроем первый урок и прочитаем тему урока. Запишем тему урока в тетрадь.



2. Лекция учителя с элементами беседы. Русский язык в семье славянских языков

На нашей планете насчитывается примерно три тысячи языков. Точное число установить невозможно, так как во многих случаях неясно, самостоятельный это язык или диалект. На одних языках говорят несколько десятков человек (некоторые языки народов Африки, района Гималаев, индейцев Америки), на других — около миллиарда (китайский). Две трети языков не имеют письменности.

Шести языкам присвоен статус международных: они используются в качестве рабочих языков в ООН и ЮНЕСКО (английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский).

Русский язык используется в области международных связей и отношений, науки, культуры, мировой торговли, туризма. На нём говорят многие в близком зарубежье, в бывших республиках Советского Союза, в дальнем зарубежье — в семьях эмигрантов.

Языки мира делятся на семьи. Одна из крупных — индоевропейская семья, в которую входят индийская, иранская, славянская, балтийская, германская, романская, кельтская, греческая, албанская, армянская группы. Например, к германской группе относятся английский и немецкий языки, к романской - французский, румынский, итальянский, испанский.

Русский язык относится к славянской группе. Эта группа делится на три ветви. К западнославянской относятся польский, чешский, словацкий, лужицкий; к южнославянской — старославянский, болгарский, македонский, сербохорватский, словенский; к восточнославянской — русский, украинский, белорусский.

Восточнославянские языки близкородственные. Они имеют общие древнейшие памятники письменности: “Повесть временных лет”, свод законов “Русская Правда”, “Слово о полку Игореве”.

Разделение древнерусского языка на русский, украинский, белорусский произошло примерно в XIV—XV вв.

4. Закрепление

Упражнение 1. Читают самостоятельно, по очереди друг другу задают вопрос.

Учащиеся читают текст упр.2 о родстве языков, составляют схему в тетради на основе текста. Один ученик работает у доски.

Славянские языки

Восточнославянские

Западнославянские

Южнослявянские

Русский

Украинский

Белорусский

Польский

Чешский

Словацкий

Верхнелужицкий

Нижнелужицкий

Болгарский

Сербско-хорватский

Словенский

Македонский

Учащиеся делают вывод: Русский язык принадлежит группе восточнославянских языков.

Как вы знаете, в современном русском языке сохранилось много старославянизмов. Одной из примет старославянского происхождения являются сложные слова, первой частью в которых выступают слова: благо-, велико-, добро-, душе-, зло- (благодарить, великодушие, добродетель, злословие и др.)

А теперь попробуйте сами разобраться в словах, пришедших из старославянского языка; для этого установите значения составляющих их частей, соотнеся с русскими словами современного языка:

УЧИТЕЛЬ

ОБУЧАЮЩИЕСЯ

благо-денствие – благо + день,

т.е. хорошие, счастливые дни;
благо-дарить – ...;
благо-детель – ...;
благо-ухание – ...;
благо-получие – ...;
благо-родный – ... .
(Благо в старославянском языке означало «добро, счастье».)

Благо+день, благой день, хороший день

Благо+дарить, дарить добро

Благо+деятель, тот, кто делает добро

Благо+пах, запах, хороший запах

Благо+получить, добро от кого-то получить

Благо+род, из хорошей семьи





Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Русский язык в системе славянских языков" 8 класс

Автор: Зледенная Наталья Викторовна

Дата: 04.10.2020

Номер свидетельства: 559113

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока толерантности по русскому языку "Повторение частей речи" 3-4 класс "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-tolierantnosti-po-russkomu-iazyku-povtorieniie-chastiei-riechi-3-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "113147"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409328596"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока истории «Киевская Русь накануне монгольского нашествия" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-istorii-kiievskaia-rus-nakanunie-monghol-skogho-nashiestviia"
    ["file_id"] => string(6) "156392"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421419525"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока окружающего мира на тему "Жизнь древних славян" (4 класс) с использованием ЭОР и ИКТ"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-zhizn-drievnikh-slavian-4-klass-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "253196"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447530865"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства